Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:06, дипломная работа

Описание

Цель данной работы — выявить особенности формирования у детей фонематических представлений и определить коррекционно-педагогический комплекс занятий для работы с ними.
Задачи данной работы:
Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
Организовать экспериментальное обучение, используя в теоретической и практической литературе, рекомендуемые методы и приемы.
Проверить в контрольном эксперименте эффективность применения методов и приемов обучения.

Работа состоит из  3 файла

ВВЕДЕНИЕфонем представления испр.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова.

Предпосылки для успешного  обучения грамоте формируются в  дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей с ФФН речи, правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период [17; 23; 34].

Широкая апробация (практические авторы Филичева Т.Б., Чиркина  Т.В., Каше Г.А., Туманова Т.В.) программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержании коррекционно-развивающего процесса. Данные за последнее десятилетие убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным образованием [37; 42].

В настоящее время, по данным Р.Е. Левиной, Н.А. Никишиной, Р.М. Боскис, Г.А. Каше часто встречаются дети с ФФНР в старшем дошкольном возрасте. Причинами считают педагогическую запущенность, недостатки развития фонематических процессов, неблагоприятный социальный фактор [23].

Своевременное выявление  детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе. Это и определило актуальность нашего исследования.

Цель исследования: выявить особенности формирования у детей дошкольного возраста фонематических представлений, разработать и апробировать методику коррекционной работы.

Объект исследования: особенности фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФНН.

Предмет исследования: система коррекционной работы по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Гипотеза исследования: формирование фонематических представлений у детей с ФФН будет эффективным при условии целенаправленной логопедической работы, включающей развитие фонематической и фонетической стороны речи.

Исходя из целей и  гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования.
  2. Обследовать речь детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и выявить уровни развития фонематического представления.
  3. Разработать методику и организовать экспериментальное обучение.
  4. Проверить на практике эффективность применения методов обучения.

Методологической основой  исследования явились учения А.Н. Гвоздева, А.Н. Леонтьева о этапах речевого развития, положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о ведущем виде деятельности детей.

Методы исследования.

    1. Анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме;
    2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
    3. Наблюдения за коррекционной группой и определение ее особенностей;
    4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
    5. Анализ полученных результатов.

Теоретическая и практическая значимость. Дан анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ФФН. Полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей группы для детей с ФФНР, в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителями имеющих детей с нарушениями речи.

База исследования: МДОУ №7 «Елочка» г. Кумертау. Экспериментальное исследование проводилось в речевой группе с детьми в возрасте 6-7 лет, имеющими логопедическое заключение ФФН речи, в количестве 10 человек.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение. Общий объем 68 страниц.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

    1. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на роль фонематического восприятия в развитии речи

 

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумаковой  и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать [49].

Навык чтения формируется у ребёнка  только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова» [49].

То есть мы хотим, чтобы ребёнок  усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал  многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и  синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого  звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у  детей постепенно, в процессе естественного  развития. Ребёнок начинает реагировать  на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные  возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка [50].

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин, Г.М.Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова [48].

Д.Б.Эльконин назвал эти специальные  действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма [49].

Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при  нормальном речевом развитии) требует  планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу  речь из средства общения превращается в объект познания.

А.Н.Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

1) определение порядка слогов  и звуков в слове, 

2) установление различительной  роли звука,

3) выделение качественных основных  характеристик звука.» [49].

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Обозначим указанные отличительные факторы следующим образом (в порядке их описания):

Дидактический, порядковый, возрастной, содержательный.

Остановимся подробнее на связи  фонематического восприятия и произношения.

По данным Р.Е.Левиной, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи [22; 48]

А.Н.Гвоздев и Н.И.Красногорский  отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б.Эльконин) [49].

Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать  как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других [22].

В поступательном развитии фонематического  восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных –согласных), затем  переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением (Д.Б.Эльконин, Н.Х.Швачкин, С.Н.Ржевкин) [49, с.33].

Одновременно с развитием фонематического  восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь  между звуком и соответствующей  буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Необходимыми предпосылками для  обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие  элементарных навыков звукового анализа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 164.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 56.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Особенности формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием