Особенности межличностных отношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
1.2. Исследование межличностных отношений в современной отечественной психологии
1.3. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике Особенности межличностных отношений младших школьников..docx

— 70.71 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

1.3. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста

 

К группе сверстников  относится и группа сверстников  младшего школьного возраста.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских  контактов. Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [8, с.423].

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между  детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется  новизной коллектива и новой для  ребенка учебной деятельностью [9, с.151].

Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка  на этом возрастном этапе [10, с.74].

Новая социальная ситуация и новые правила поведения  приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень  конформности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу [11, с.227].

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений  в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно  обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые  хорошо учатся, которых хвалит и  выделяет учитель.

Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с  одноклассниками становятся более  тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших  школьников состоит в том, что  их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств  и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом  живут, интересуются чтением или  рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы  выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом  дети III – IV классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости  выбрать одноклассников для совместной деятельности. Около 75% учащихся III классов  мотивируют выбор определенными  нравственными качествами других детей [12, с.323].

Материалы социометрических исследований подтверждают то, что  успехи в школе принимаются учениками  как главная характеристика личности. Отвечая на вопросы, с кем ты хочешь сидеть за партой и почему? Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?

— 85% учащихся I класса и 70% - II класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстниками в учебе, причем если выбор пал  на неуспешного ученика, то предлагалась помощь. Очень часто в своих  оценках ребята ссылались на учителя [9, с.154].

Именно  в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен  дружбы как индивидуально-избирательных  глубоких межличностных отношений  детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве  симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [13, с.260].

По степени  эмоционального вовлечения общения  ребенка со сверстниками, оно может  быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее  глубокое общение ребенка, реализуется  в основном в классе и преимущественно  со своим полом. Приятельское – как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом [14, с.303].

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших  классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений между  мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При  их развитии возникает стремление к  общению. Личная дружба в младшей  школе устанавливается весьма редко  по сравнению с личным товариществом  и симпатией. В этих процессах  большая роль принадлежит учителю.

Типичными антигуманными  отношениями между мальчиками и  девочками являются (по Ю.С.Митиной):

- отношение  мальчиков к девочкам: развязность,  драчливость, грубость, заносчивость, отказ от каких-либо отношений…

- отношение  девочек к мальчикам: застенчивость,  жалобы на поведение мальчиков…или  в отдельных случаях противоположные  явления, например, детский флирт  [15, с.105].

Отношения между мальчиками и девочками  нуждаются в постоянном внимании и корректировке, ими следует  разумно управлять, не полагаясь  на то, что они будут правильно  развиваться сами по себе [13, с.221].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения  сверстников младшего школьного  возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.

Ученики по-разному  относятся к своим товарищам: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. В первом круге  общения находятся те одноклассники, которые являются для ребенка  объектом постоянных устойчивых выборов. Это ученики, к которым он испытывает устойчивую симпатию, эмоциональное  тяготение. Среди них есть те, кто  в свою очередь симпатизирует  данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, то есть, у этого ученика  нет в классе первого круга  желаемого общения. Понятие первого  круга общения включает в себя как частный случай и группировку. Группировку составляют ученики, которых  объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения  друг с другом.

Все одноклассники, к которым ученик испытывает большую  или меньшую симпатию, составляют второй круг его общения в классе. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть  общего коллектива, где ученики взаимно  составляют друг для друга второй круг желаемого общения.

Эти круги, конечно, не застывшее состояние. Одноклассник, который раньше был для ученика  во втором круге общении, может войти  в первый, и наоборот. Эти круги  общения взаимодействуют и с  наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся  в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками  из других классов.

В начальных  классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение  в системе личных взаимоотношений  и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием [4, с.113].

Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы  составляют непосредственные эмоциональные  отношения, которые превалируют  над всеми другими [8, с.424].

В проявлении и развитии потребности детей  в общении, у учеников начальных  классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно  выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних  общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение  с товарищами уже занимает немалое  место в жизни.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость  познания, не приобретет уверенность  в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет  труднее. И положение ребенка  в структуре личных взаимоотношений  со сверстниками также труднее будет  исправить. [15, с.260].

На положение  ребенка в системе личных взаимоотношений  влияет и такой феномен как  речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова  вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать  у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как  его речь не окрашена наличием у  него волевого потенциала, выражаемого  в экспрессии, проявляемой уверенности  в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые  и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь  определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений [16, с.253].

Таким образом, в основе развития взаимоотношений  в группе лежит потребность в  общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется  разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение  и в системе личных и в системе  деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Организация и методы исследования

 

Задачами  исследования являются:

  1. Осуществление теоретического понятия «межличностные отношения».
  2. Изучение межличностных отношений как фактора личностного развития младшего школьника.
  3. Выявление социометрического статуса младших школьников.

Диагностировать структуру межличностных взаимоотношений  в группе сверстников младшего школьного  возраста.

Гипотеза  исследования: положение в системе  межличностных отношений или  социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.

Для проведения гипотезы были использованы метод социометрии  и проективная методика «Что мне  нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

Социометрия – метод, который уже традиционно  используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений  в малой группе. Данный метод был  впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

Основными принципами социометрии является доверительность  испытуемых к исследователю и  конфиденциальность результатов, которые  получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю  и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность  этого метода значимо увеличивается.

Этот  метод использовался для исследования межличностных отношений в группе сверстников I-го класса МОУ СОШ №82 Засвияжского района г.Ульяновск.

Этапы проведения социометрического метода:

  1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).
  2. Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? 2. С кем бы ты хотел играть в одной команде? 3. Кого бы ты пригласил на свой день рождения? 4.С кем ты дружишь?
  3. Испытуемым предлагается указать имя и фамилию.
  4. Составление социометрической матрицы.
  5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).

Назначение  методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных  отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто  под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими  детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При  этом необходимо упомянуть, что за рисунки  не ставятся отметки.

Подведение  итогов осуществляется по следующим  критериям:

  1. Несоответствие указанной теме;
  2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
  3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
  4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
  5. Дети рисуют друзей.

Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений  для группы сверстников и для  каждого ее члена отдельно.

Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников