Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:40, курсовая работа
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
1.2. Исследование межличностных отношений в современной отечественной психологии
1.3. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, представленные методы выявляют:
- внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно,
и структуру межличностных
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей I-го класса, в количестве 15 человек, в МОУ СОШ № 82 Засвияжского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Таблица 2.1
Социометрическая матрица
Имена учеников |
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Катя Бойцова |
1 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Магдеев Тимур |
2 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Лиза Павлик |
3 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Ульяна Самсонова |
4 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Лена Панфилова |
5 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Женя Рассадин |
6 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Тимур Хуснетдинов |
7 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Настя Лепетинская |
8 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Полина Чалова |
9 |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Аня Гудкова |
10 |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
Егор Ануфриев |
11 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Сергей Стажаров |
12 |
3 |
1 |
2 |
||||||||||||
Максим Петрин |
13 |
3 |
2 |
1 |
||||||||||||
Влад Шелудяков |
14 |
1 |
||||||||||||||
Карина Дубовенкова |
15 |
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
Число полученных выборов |
6 |
1 |
0 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
0 |
4 |
1 |
1 |
0 |
5 | |
Число взаимных выборов |
3 |
1 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Катя Бойцова; 2) Ульяна Самсонова; 3) Лена Панфилова; 4)Тимур Хуснетдинов; 5) Карина Дубовенкова.
К «предпочитаемым»: 1) Женя Рассадин; 2) Егор Ануфриев; 3) Настя Лепетинская.
К «пренебрегаемым»: 1) Магдеев Тимур; 2) Сергей Стажаров; 3) Полина Чалова; 4) Максим Петрин.
К «изолированным»: 1) Лиза Павлик; 2) Аня Гудкова; 3) Влад Шелудяков.
Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников I - го класса:
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество «предпочитаемых».
КОО = 3+3/15 = 0,4
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
КВ = SВВ/SВ,
где КВ - коэффициент взаимности,
SВВ - сумма взаимных выборов,
SВ – сумме всех произведенных выборов.
В проведенном исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников I-го класса характеризуется как высокий.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Результаты
взаимоотношений можно
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом I-ом классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.
Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.
В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Таким образом, были выявлены:
- важные
диагностические показатели
- важность
общения и межличностных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Проективная методика
«Что мне нравится в школе»
(Н.Г. Лусканова)
Назначение: методика выявляет межличностные отношения детей в группе сверстников младшего школьного возраста.
Инструкция: «Дети, нарисуйте то, что вам больше нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за рисунки ставиться не будут».
Интерпретация:
Существуют и многие другие интерпретации данной методики.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников