Особенности межличностных отношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:40, курсовая работа

Описание

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей с взрослыми и сверстниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие межличностных отношений в группах и коллективах
1.2. Исследование межличностных отношений в современной отечественной психологии
1.3. Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая по педагогике Особенности межличностных отношений младших школьников..docx

— 70.71 Кб (Скачать документ)

Таким образом, представленные методы выявляют:

- внутригрупповые  связи, 

-систему  взаимоотношений,

-систему  общения,

-следовательно,  и структуру межличностных отношений  в группах сверстников, в том  числе в группах сверстников  младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования особенностей межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста

 

Проведение  социометрического исследования среди  детей I-го класса, в количестве 15 человек, в МОУ СОШ № 82 Засвияжского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.

 

Таблица 2.1

Социометрическая матрица результатов  выборов 

Имена учеников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Катя Бойцова

1

       

1

   

2

           

3

Магдеев Тимур

2

           

3

     

2

1

     

Лиза Павлик

3

     

3

2

     

1

           

Ульяна Самсонова

4

2

     

1

                 

3

Лена Панфилова

5

1

   

2

     

3

             

Женя Рассадин

6

     

3

   

1

     

2

       

Тимур Хуснетдинов

7

 

3

 

2

 

1

                 

Настя Лепетинская

8

2

     

1

                 

3

Полина Чалова

9

1

           

2

           

3

Аня Гудкова

10

2

           

1

           

3

Егор Ануфриев

11

         

3

1

         

2

   

Сергей Стажаров

12

         

3

1

     

2

       

Максим Петрин

13

         

3

2

     

1

       

Влад Шелудяков

14

           

1

               

Карина Дубовенкова

15

1

   

2

3

                   

Число полученных выборов

 

6

1

0

5

5

4

6

4

1

0

4

1

1

0

5

Число взаимных выборов

 

3

1

0

2

3

2

2

2

0

0

2

0

1

0

2


 

По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Катя Бойцова; 2) Ульяна Самсонова; 3) Лена Панфилова; 4)Тимур Хуснетдинов; 5) Карина Дубовенкова.

К «предпочитаемым»: 1) Женя Рассадин; 2) Егор Ануфриев; 3) Настя Лепетинская.

К «пренебрегаемым»: 1) Магдеев Тимур; 2) Сергей Стажаров; 3) Полина Чалова; 4) Максим Петрин.

К «изолированным»: 1) Лиза Павлик; 2) Аня Гудкова; 3) Влад Шелудяков.

Дифференциация  испытуемых по статусным группам  позволяет определить диагностические  индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников I - го класса:

  1. Коэффициент благополучия отношений.

КБО = (С1 + С2)/n,

где С1 – количество «звезд»,

С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как  высокий.

  1. Коэффициент оптимальности отношений.

КОО = (С2+ С3)/n,

где С2 – количество «предпочитаемых».

КОО = 3+3/15 = 0,4

  1. Коэффициент «звездности».

КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3

  1. Коэффициент «изолированности».

КИ = С4/n,

где С4 – количество «изолированных» в группе.

КИ = 3/15 = 0,2

  1. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

КВ = SВВ/SВ,

где КВ - коэффициент взаимности,

SВВ - сумма взаимных выборов,

SВ – сумме всех произведенных выборов.

В проведенном исследовании КВ = 20/43*100% = 50%

Коэффициент взаимности выборов учеников I-го класса характеризуется как высокий.

  1. Коэффициент осознанности.

КО = R0/Rx*100%,

где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,

а Rx – число ожидаемых выборов.

В нашем  исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.

Результаты  взаимоотношений можно представить  графически в виде социограммы (см. приложение А).

Анализ  статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в  классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число  выборов, - I группа, и те, кто имеет  среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом I-ом классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

Меньше  всего школьников находятся в  крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны  по количеству II и III группы.

В благоприятном  положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении  оказались 46% учеников.

В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне  нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.

Таким образом, были выявлены:

- важные  диагностические показатели состояния  общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

- важность  общения и межличностных отношений  детей в школе (с помощью  проективного метода).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие выводы:

  • Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
  • Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
  • Существуют три круга общения, которые характеризуют систему личных отношений в классе (Я.Коломинский).
  • В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково.
  • Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.
  • Положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.
  • Коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.
  • Дети занимают различное положение в системе личных взаимоотношений, не у всех есть эмоциональное благополучие.
  • То или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств.
  • Определив положение каждого ребенка в группе и его социометрический статус можно проанализировать структуру межличностных отношений в этой группе.
  • При помощи соответствующих методов и следования основным методологическим принципам гипотеза исследования межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста, о том, что положение в системе межличностных отношений или социальный статус каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.
  2. Маркс, Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3 – 360 с.
  3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988 – 336 с.
  4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
  5. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.
  6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 – 736 с.
  7. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.
  8. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.
  9. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  10. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. –М.: Просвещение, 1987.- 325 с.
  11. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
  12. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
  13. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Серия «Мастера психологии» – Питер, С – Птб, 2000. – 212 с.
  14. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
  15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
  16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Проективная методика

«Что мне  нравится в школе»

(Н.Г.  Лусканова)

Назначение: методика выявляет межличностные отношения  детей в группе сверстников младшего школьного возраста.

Инструкция: «Дети, нарисуйте то, что вам больше нравится в школе. Рисовать можно  все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за рисунки ставиться не будут».

Интерпретация:

  1. несоответствие указанной теме;
  2. преобладание других мотивов, например учебы;
  3. детский негативизм. Ребенок отказывается рисовать данную тему, а рисует то, что он умеет и то, что ему больше нравится;
  4. дети часто рисуют игры, игровую комнату, игрушки;
  5. дети часто рисуют детей.

Существуют  и многие другие интерпретации данной методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 


Информация о работе Особенности межличностных отношений младших школьников