Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:20, доклад
Современную картину чтения практически невозможно выявить без комплексного анализа всех аспектов коммуникативного и информационного поведения людей, доминирующего воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям субкультуры, особенно – молодежной. Изучение чтения молодежи сегодня является общемировой профессиональной проблемой. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения состоит, прежде всего, в глубоком понимании интересов и потребностей молодого читателя, в том числе и пользователя библиотеки, и, как следствие этого – более эффективном его обслуживании.
«Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении»
Проблема чтения в современной
России остра, противоречива и нуждается
в непредвзятом и объективном
осмыслении. С одной стороны, очевидно,
что структура досуговой
Современную картину чтения практически невозможно выявить без комплексного анализа всех аспектов коммуникативного и информационного поведения людей, доминирующего воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям субкультуры, особенно – молодежной. Изучение чтения молодежи сегодня является общемировой профессиональной проблемой. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения состоит, прежде всего, в глубоком понимании интересов и потребностей молодого читателя, в том числе и пользователя библиотеки, и, как следствие этого – более эффективном его обслуживании.
Чтение – это познавательно-
К сожалению, на сегодняшний
день, чтение гораздо более ориентировано
на удовлетворение не столько общекультурных
потребностей, сколько информационно-
В большинстве случаев
подобные ситуации происходят в школе
с учащимися старших классов,
т.к. именно в период школьного обучения
между подростками возникает
более тесная связь, и мнения сверстников,
в частности, качающиеся вопросов чтения,
оказывают на них огромное влияние.
В результате довольно значительная
часть школьников высказываются
о непригодности чтения для жизни,
для будущей профессии, о том,
что читать не модно, а в Интернете
можно найти всю необходимую
информацию, которая является более
доступной и с легкостью
Но все же, постепенно ряд школ переходит на специальные программы изучения литературы, позволяющие молодежи самостоятельно выбирать комплекты книг, удовлетворяющих их духовные, эмоциональные и информационные запросы. И уже на основе этого педагоги устраивают специальные «часы любимых книг», или семинары для обсуждения популярных книг, выбранных аудиторией.
По мнению Я. А. Ургаповой существуют и другие отвлекающие моменты от чтения, такие как телевидение, Интернет и музыка, т.е. в обобщенном виде – это увлечение большого количества молодежи некнижными формами культуры. Конечно, в жизни современной молодежи велико значение визуальной среды. Однако, рассматривая, например, Интернет как социальное пространство, нельзя не отметить тот факт, что миллионы людей каждый день читают немалые тексты, размещенные в сети, в том числе и на иностранных языках. И утверждать о том, что Интернет отвлекает от чтения, на мой взгляд, не правильно. Да, интерес к печатным источникам информации упал, но все же мы живем в век информационных технологий, и поэтому чтение в Интернет-пространстве сегодня должно, безусловно, учитываться и изучаться. Тем более некнижные формы культуры обеспечивают неплохой спрос и печатным изданиям. Например, если по телевидению прошел фильм, снятый по художественному произведению, то эту книгу обязательно будут спрашивать. Любители музыки стремятся прочитать о своих кумирах, не говоря опять же об Интернете, где существует большой поток рекламы, как социальной, так и профессиональной, которая в большинстве случаев затрагивает и книги. Поэтому необходимо использовать все средства массовой информации для привлечения молодежи к чтению.
Все это, безусловно, влияет на отношение молодежи к книгам, а вместе с тем дает толчок к дальнейшему развитию моды в области чтения.
Изучение феномена моды,
в частности читательской, является
актуальным в современной
Несомненно, следует начать с базового, глубинного, многозначного понятия «моды» как универсального социального феномена. Слово «мода» (французское «mode») происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно использовалось веками во французском языке и продолжает применяться по сей день. В русский язык слово «мода» пришло в XVII в. и распространилось в XVIII в. В эпоху Петра оно означало «образец», «манер».
В педагогическом, культурологическом, философском и других словарях, вышедших в последние годы, мода определяется в основном как периодическая смена культурных образцов, непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры, в частности во внешних формах быта.
Однако, на мой взгляд, мода гораздо шире, чем представлена в данном определении. Она представляет собой неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. К сожалению, у большинства людей мода зачастую ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется ее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию и другие отрасли, в том числе и чтение.
Так что же такое мода? Очень точное и достаточно широкое определение моды дает Александр Бенционович Гофман в своей книге «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения». Мода – это течение определенного стиля, постоянно меняющееся направление общественного вкуса, то есть мода непрочная и быстропроходящая популярность (Гофман А.Б. «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения»). Участие в моде – это специфическая разновидность коммуникации между людьми. Процесс коммуникации состоит в осознанной или неосознанной передаче каких-либо сигналов, смыслов. Коммуникация в обществе не может осуществляться без каких-либо знаковых средств. В моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. Эти знаки вместе с обозначаемыми ими ценностями – своего рода информационные сообщения; это то, что передается в процессе модной коммуникации. В связи с этим, рассматривая понятие «моды» в читательской среде и в чтении вообще, нужно обратиться к термину «мода на чтение».
Мода на чтение – это
своеобразная среда, «социальный фон»,
который необходим для
Поэтому, соглашаясь с мнением В.Я. Аскаровой, необходимо стремиться не к созданию моды на чтение, а к использованию этого феномена как инструмента, в качестве средства, которое может исполнить роль пускового механизма в стимулировании читательской активности и постепенного закрепления устойчивой потребности в книге и чтении.
Другим аспектом моды, касающимся вопросов чтения, является «читательская мода». В данном случае происходит совсем другая цепочка взаимодействия. Если в моде на чтение главной является некая «модная среда», которую в нашем случае составляют книги и чтение и в которую вовлекаются люди с помощью различных механизмов, то в читательской моде главным элементом влияния являются уже не сами по себе произведения печати, а поведение по отношению к ним со стороны людей. И поэтому в данном случае в центре будет уже не модная среда, а человек. Следовательно, произведения печати становятся модными или перестают быть таковыми в зависимости от того, какие стандарты поведения по отношению к ним приняты в обществе в определенный промежуток времени.
В подтверждение вышесказанного приведу научное определение «читательской моды», данное в статье «Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды» В.Я. Аскаровой. Читательская мода – это динамичная форма стандартного поведения читателя, которая проявляется в демонстративно-выборочном отношении к произведениям печати в соотношении с культурными нормами референтных групп в определенный отрезок времени.
Но в процессе формирования моды исключительно велика и роль общения, т.к. она развивается в процессе общения, благодаря общению и ради него, с использованием его каналов и механизмов. Взаимодействие и взаимовлияние людей в процессе общения осуществляются посредством его социально-психологических механизмов: заражения, подражания, внушения, убеждения, конформности и идентификации. Названные механизмы весьма условны, часто переплетаются и не проявляются в чистом виде; тем не менее, попытаемся кратко рассмотреть роль каждого из них в формировании и распространении моды на чтение, читательской моды.
Люди заражают друг друга
стремлением приобщиться к
Мода относится к числу наиболее распространенных явлений во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, подразумевая наличие моды, исследователи практически не изучали ее как феномен культуры, хотя значение ее велико в силу чрезвычайно широкого круга воздействия. Одной из частей данного «круга» является молодежь и молодежное чтение, о которых и пойдет речь.
Рассматривая молодежь как огромную социальную группу, обладающую общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов, следует отметить, что именно она подвержена наибольшему воздействию моды, т.к. активно следит за ней и следует ее реалиям. Поэтому в молодежной субкультуре чтение постепенно становится модным занятием. Это связано с тем, что модная литература начинает занимать те же позиции, что и модные спектакли и кинофильмы. Все это происходит благодаря ряду факторов, некоторые из которых необходимо рассмотреть подробно.
Во-первых, в молодежных изданиях все чаще появляются рекламные слоганы: «Читать – это стильно! Читать – это модно!», которые открыто призывают к чтению молодых людей. Данный метод помогает найти путь к читателю на подсознательном уровне; чем больше он увидит подобных призывов, тем активнее будет включаться в чтение и привлекать к этому своих сверстников.
Активно поддерживает данную позицию подростковый журнал «Крылья», учредителем которого является Русская школьная библиотечная ассоциация. В одном из номеров, посвященных чтению в жизни современной молодежи, как раз поднимаются вопросы, касающиеся привлечения к чтению как можно большего количества молодых людей, а также поднятия статуса чтения в ранг престижного модного, занятия. (Н. Сметанникова «Читать – это модно!»).
Во-вторых, в популярных модных глянцевых изданиях и литературной прессе публикуют постоянно обновляемые «Репертуары модного чтения» - аннотации на новинки художественной литературы, которые рекомендуется прочитать – и «Рейтинги новинок месяца», созданные с целью облегчить выбор читателя или же, наоборот, открыть для него что-то новое.
Примерами таких изданий являются мужской журнал «L'Optimum», на страницах которого можно найти обзоры новинок литературы; молодежный журнал «Jalouse», представляющий эксклюзивную и функциональную информацию о новейших тенденциях в современной городской культуре.
Говоря непосредственно о книгах и мире литературы, можно упомянуть Издательский Дом «Книжное обозрение», выпускающий журнал «Что читать?» - путеводитель по различным сегментам литературы; газету с одноименным названием и профессиональное приложение к ней под названием «PRO», содержащее в себе новости книгораспространения и книготорговли, тематические рейтинги продаж, аналитические материалы и обзорные статьи.
Информация о работе Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении