Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:20, доклад

Описание

Современную картину чтения практически невозможно выявить без комплексного анализа всех аспектов коммуникативного и информационного поведения людей, доминирующего воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям субкультуры, особенно – молодежной. Изучение чтения молодежи сегодня является общемировой профессиональной проблемой. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения состоит, прежде всего, в глубоком понимании интересов и потребностей молодого читателя, в том числе и пользователя библиотеки, и, как следствие этого – более эффективном его обслуживании.

Работа состоит из  1 файл

Доклад (ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ).docx

— 38.83 Кб (Скачать документ)

«Особенности  проявления феномена моды в молодежном чтении»

Проблема чтения в современной  России остра, противоречива и нуждается  в непредвзятом и объективном  осмыслении. С одной стороны, очевидно, что структура досуговой деятельности различных возрастных групп, особенно молодежи, изменилась, с другой, вызывает сомнения, что современную ситуацию в сфере чтения можно оценивать с позиции прошлых лет, используя ранее наработанные методологические подходы и инструменты исследования (Аскарова В.Я. «Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования»). К сожалению, сегодня мы наблюдаем снижение роли книги и чтения в жизни всех социальных групп общества. Может быть, это происходит оттого, что в целом изменилось культурное поведение людей. Поэтому различные проявления моды в этой среде очень важны для радикального изменения отношения людей к чтению. Моде должна быть отведена роль своеобразного «агента влияния», с помощью разнообразных социальных приманок вовлекающего людей в творческое, развивающее чтение.

Современную картину чтения практически невозможно выявить  без комплексного анализа всех аспектов коммуникативного и информационного  поведения людей, доминирующего  воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям субкультуры, особенно – молодежной. Изучение чтения молодежи сегодня является общемировой профессиональной проблемой. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения состоит, прежде всего, в глубоком понимании интересов и потребностей молодого читателя, в том числе и пользователя библиотеки, и, как следствие этого – более эффективном его обслуживании.

Чтение – это познавательно-коммуникативная  деятельность, сущность которой заключается  в восприятии и переработке текста, результатом которой является его  понимание (Миронова М.В. «Психология и социология чтения»). Данный процесс является одним из важнейших компонентов современной жизни. Он влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения.

К сожалению, на сегодняшний  день, чтение гораздо более ориентировано  на удовлетворение не столько общекультурных потребностей, сколько информационно-прагматических. В основе этого лежит занятость  молодежи в школе и других учебных  заведениях. Это тревожный фактор. С одной стороны, эти учреждения побуждают и вынуждают заниматься чтением, а с другой, загрузив учащихся без меры, лишают их возможности читать в соответствии со своими интересами и потребностями. Идёт постепенное отвыкание от чтения. Оно становится обязательным в жизни человека не потому, что ему хочется читать, а потому, что надо. Чтение молодёжи в большинстве своём начинает носить не досуговый, а деловой характер. Если раньше читали для удовольствия, то теперь - чтобы выполнить учебные задания. Изучая читательские предпочтения учащейся молодежи, я пришел к выводу, что чем выше возраст учащегося, тем больше в круг его чтения входит «программная литература». Это, прежде всего, связано с большой загруженностью на занятиях и увеличением объема произведений, изучаемых по предмету «Литература». Такая тенденция печальна, т.к. результатом всего этого является отрицательное отношение или даже полное отстранение от чтения как процесса.

В большинстве случаев  подобные ситуации происходят в школе  с учащимися старших классов, т.к. именно в период школьного обучения между подростками возникает  более тесная связь, и мнения сверстников, в частности, качающиеся вопросов чтения, оказывают на них огромное влияние. В результате довольно значительная часть школьников высказываются  о непригодности чтения для жизни, для будущей профессии, о том, что читать не модно, а в Интернете  можно найти всю необходимую  информацию, которая является более  доступной и с легкостью заменяющей часы, проведенные с книгой.

Но все же, постепенно ряд школ переходит на специальные  программы изучения литературы, позволяющие  молодежи самостоятельно выбирать комплекты  книг, удовлетворяющих их духовные, эмоциональные и информационные запросы. И уже на основе этого  педагоги устраивают специальные «часы  любимых книг», или семинары для  обсуждения популярных книг, выбранных аудиторией.

По мнению Я. А. Ургаповой существуют и другие отвлекающие моменты от чтения, такие как телевидение, Интернет и музыка, т.е. в обобщенном виде – это увлечение большого количества молодежи некнижными формами культуры. Конечно, в жизни современной молодежи велико значение визуальной среды. Однако, рассматривая, например, Интернет как социальное пространство, нельзя не отметить тот факт, что миллионы людей каждый день читают немалые тексты, размещенные в сети, в том числе и на иностранных языках. И утверждать о том, что Интернет отвлекает от чтения, на мой взгляд, не правильно. Да, интерес к печатным источникам информации упал, но все же мы живем в век информационных технологий, и поэтому чтение в Интернет-пространстве сегодня должно, безусловно, учитываться и изучаться. Тем более некнижные формы культуры обеспечивают неплохой спрос и печатным изданиям. Например, если по телевидению прошел фильм, снятый по художественному произведению, то эту книгу обязательно будут спрашивать. Любители музыки стремятся прочитать о своих кумирах, не говоря опять же об Интернете, где существует большой поток рекламы, как социальной, так и профессиональной, которая в большинстве случаев затрагивает и книги. Поэтому необходимо использовать все средства массовой информации для привлечения молодежи к чтению.

Все это, безусловно, влияет на отношение молодежи к книгам, а вместе с тем дает толчок к  дальнейшему развитию моды в области  чтения.

Изучение феномена моды, в частности читательской, является актуальным в современной действительности, когда интерес к книге и  чтению резко снизился, но вместе с тем, это один из самых запутанных и сложных для изучения объектов. Особенно четко это наблюдается в молодежной среде. И для того, чтобы как можно лучше разобраться во влиянии моды на чтение современной молодежи, необходимо провести терминологический анализ понятия моды, установить его происхождение, а также рассмотреть такие разновидности моды, как «читательская мода» и «мода на чтение».

Несомненно, следует начать с базового, глубинного, многозначного  понятия «моды» как универсального социального феномена. Слово «мода» (французское «mode») происходит от латинского «modus» - мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно использовалось веками во французском языке и продолжает применяться по сей день. В русский язык слово «мода» пришло в XVII в. и распространилось в XVIII в. В эпоху Петра оно означало «образец», «манер».

В педагогическом, культурологическом, философском и других словарях, вышедших в последние годы, мода определяется в основном как периодическая  смена культурных образцов, непродолжительное  господство определенного вкуса  в какой-либо сфере жизни или  культуры, в частности во внешних формах быта.

Однако, на мой взгляд, мода гораздо шире, чем представлена в  данном определении. Она представляет собой неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. К сожалению, у большинства людей мода зачастую ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется ее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию и другие отрасли, в том числе и чтение.

Так что же такое мода? Очень точное и достаточно широкое  определение моды дает Александр  Бенционович Гофман в своей книге «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения». Мода – это течение определенного стиля, постоянно меняющееся направление общественного вкуса, то есть мода непрочная и быстропроходящая популярность (Гофман А.Б. «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения»). Участие в моде – это специфическая разновидность коммуникации между людьми. Процесс коммуникации состоит в осознанной или неосознанной передаче каких-либо сигналов, смыслов. Коммуникация в обществе не может осуществляться без каких-либо знаковых средств. В моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. Эти знаки вместе с обозначаемыми ими ценностями – своего рода информационные сообщения; это то, что передается в процессе модной коммуникации. В связи с этим, рассматривая понятие «моды» в читательской среде и в чтении вообще, нужно обратиться к термину «мода на чтение».

Мода на чтение – это  своеобразная среда, «социальный фон», который необходим для привлечения  людей в книжное пространство, что в свою очередь ведет к  зарождению читательской моды (Аскарова В.Я. «Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического  и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды»). Представляется правильным определить данный феномен  как некий связующий элемент  между читателем и книгой, который  необходим для стимулирования, ускорения  читательской активности с помощью  различных механизмов, вовлекающих  людей в чтение. Но мода – явление  проходящее, недолговечное, изменчивое; ее сущность заключается в непостоянстве. А чтение, напротив, должно как можно  дольше поддерживать связь между  читателем и книгами.

Поэтому, соглашаясь с мнением  В.Я. Аскаровой, необходимо стремиться не к созданию моды на чтение, а к использованию этого феномена как инструмента, в качестве средства, которое может исполнить роль пускового механизма в стимулировании читательской активности и постепенного закрепления устойчивой потребности в книге и чтении.

Другим аспектом моды, касающимся вопросов чтения, является «читательская  мода». В данном случае происходит совсем другая цепочка взаимодействия. Если в моде на чтение главной является некая «модная среда», которую в нашем случае составляют книги и чтение и в которую вовлекаются люди с помощью различных механизмов, то в читательской моде главным элементом влияния являются уже не сами по себе произведения печати, а поведение по отношению к ним со стороны людей. И поэтому в данном случае в центре будет уже не модная среда, а человек. Следовательно, произведения печати становятся модными или перестают быть таковыми в зависимости от того, какие стандарты поведения по отношению к ним приняты в обществе в определенный промежуток времени.

В подтверждение вышесказанного приведу научное определение  «читательской моды», данное в статье «Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды» В.Я. Аскаровой. Читательская мода – это динамичная форма стандартного поведения читателя, которая проявляется в демонстративно-выборочном отношении к произведениям печати в соотношении с культурными нормами референтных групп в определенный отрезок времени.

Но в процессе формирования моды исключительно велика и роль общения, т.к. она развивается в  процессе общения, благодаря общению и ради него, с использованием его каналов и механизмов. Взаимодействие и взаимовлияние людей в процессе общения осуществляются посредством его социально-психологических механизмов: заражения, подражания, внушения, убеждения, конформности и идентификации. Названные механизмы весьма условны, часто переплетаются и не проявляются в чистом виде; тем не менее, попытаемся кратко рассмотреть роль каждого из них в формировании и распространении моды на чтение, читательской моды.

Люди заражают друг друга  стремлением приобщиться к читающему  обществу, прочесть нашумевшее литературное произведение, восторженным или отрицательным  отношением к определённым авторам. Отсюда любопытство к определённым книгам, согласованность суждений о  них. Механизм подражания побуждает  человека читать то, что читают значимые для него люди, воспринимать и оценивать  произведения печати так, как это  делают они. Особенно охотно люди подражают  авторитетным лицам, чье поведение  хотели бы сделать и своей культурной нормой. Авторитетные для читателя лица внушают ему  определенное отношение  к произведениям печати, конкретным авторам, институтам книжного дела и  т.д. Их замечания, суждения, мнения настолько  значимы для предполагаемого  читателя, что формируют у него установку реагировать подобным  образом. Конформизм стимулирует желание «быть как все», что зачастую лежит в основе одинаковости мнений, оценок, а механизм идентификации побуждает человека выбирать для чтения книги, одобряемые в его референтной группе, высказываться о них так, как это здесь принято, чтобы чувствовать себя «своим». Следуя той или иной моде, человек ориентируется на значимую для него референтную группу. Совокупность свойственных ей взглядов, ценностей используется индивидом как система эталонов, приобщение  к которым позволит ему принять «социальную окраску» этой группы (Аскарова В.Я. «Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования»).

Мода относится к числу  наиболее распространенных явлений  во всех аспектах человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем, подразумевая наличие  моды, исследователи практически  не изучали ее как феномен культуры, хотя значение ее велико в силу чрезвычайно  широкого круга воздействия. Одной  из частей данного «круга» является молодежь и молодежное чтение, о  которых и пойдет речь.

Рассматривая молодежь как  огромную социальную группу, обладающую общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов, следует отметить, что именно она  подвержена наибольшему воздействию  моды, т.к. активно следит за ней и  следует ее реалиям. Поэтому в  молодежной субкультуре чтение постепенно становится модным занятием. Это связано  с тем, что модная литература начинает занимать те же позиции, что и модные спектакли и кинофильмы. Все это  происходит благодаря ряду факторов, некоторые из которых необходимо рассмотреть подробно.

Во-первых, в молодежных изданиях все чаще появляются рекламные слоганы: «Читать – это стильно! Читать – это модно!», которые открыто призывают к чтению молодых людей. Данный метод помогает найти путь к читателю на подсознательном уровне; чем больше он увидит подобных призывов, тем активнее будет включаться в чтение и привлекать к этому своих сверстников.

Активно поддерживает данную позицию подростковый журнал «Крылья», учредителем которого является Русская  школьная библиотечная ассоциация. В  одном из номеров, посвященных чтению в жизни современной молодежи, как раз поднимаются вопросы, касающиеся привлечения к чтению как можно большего количества молодых  людей, а также поднятия статуса  чтения в ранг престижного модного, занятия. (Н. Сметанникова «Читать – это модно!»).

Во-вторых, в популярных модных глянцевых изданиях и литературной прессе публикуют постоянно обновляемые «Репертуары модного чтения» - аннотации на новинки художественной литературы, которые рекомендуется прочитать – и «Рейтинги новинок месяца», созданные с целью облегчить выбор читателя или же, наоборот, открыть для него что-то новое.

Примерами таких изданий  являются мужской журнал «L'Optimum», на страницах которого можно найти обзоры новинок литературы; молодежный журнал «Jalouse», представляющий эксклюзивную и функциональную информацию о новейших тенденциях в современной городской культуре.

Говоря непосредственно  о книгах и мире литературы, можно  упомянуть Издательский Дом «Книжное обозрение», выпускающий журнал «Что читать?» - путеводитель по различным  сегментам литературы; газету с одноименным  названием и профессиональное приложение к ней под названием «PRO», содержащее в себе новости книгораспространения и книготорговли, тематические рейтинги продаж, аналитические материалы и обзорные статьи.

Информация о работе Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении