Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:20, доклад

Описание

Современную картину чтения практически невозможно выявить без комплексного анализа всех аспектов коммуникативного и информационного поведения людей, доминирующего воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям субкультуры, особенно – молодежной. Изучение чтения молодежи сегодня является общемировой профессиональной проблемой. Ею озабочены библиотечные сообщества практически всех стран. Цель изучения чтения состоит, прежде всего, в глубоком понимании интересов и потребностей молодого читателя, в том числе и пользователя библиотеки, и, как следствие этого – более эффективном его обслуживании.

Работа состоит из  1 файл

Доклад (ГОТОВЫЙ ВАРИАНТ).docx

— 38.83 Кб (Скачать документ)

В-третьих, в связи с быстрым развитием Интернет-технологий появились различные формы «виртуального» общения и обмена информацией в сетевом пространстве, которые несут в себе разнообразные сведения о новинках в книжном мире, о последних тенденциях актуализации тех или иных жанров среди читателей и т.п. Начальной фазой этого процесса является создание определенного сайта на какую-либо тематику (в том числе универсальную). Сегодня существуют всевозможные сайты интернет-журналов, газет, в некоторых случаях дублирующих информацию из печатных первоисточников; сайты книжных магазинов и клубов досугового чтения. Их можно перечислять до бесконечности. Хотелось бы остановиться на тех, которые содействуют развитию моды на чтение или же ее зарождению.

Например, на каждом сайте  книжного интернет-магазина существует опросно-оценочная система, т.е. выражение  мнения потребителя через голосование  за понравившейся ему товар, который  бы он хотел посоветовать другим гостям сайта. Также, на каждую книгу, выставленную на продажу, написана подробная аннотация, помогающая читателю конкретизировать свой выбор. Плюс ко всему существует система отзывов самих читателей, уже ознакомившихся с какой-либо из книг, и желающих оставить свой отзыв, как в ее поддержку, так и против нее.

Все эти приемы облегчают  процесс выбора наиболее подходящей для читателя книги, а заодно, влияют и на процессы вовлечения людей в  само чтение.

Безусловно, рассматривая вышеперечисленные  аспекты моды в чтении, речь шла  лишь об узком смысле данного понятия. И конечно, существует множество  областей проявления читательской моды. Самыми основными, на мой взгляд, являются: мода на определенные литературные объекты, течения, темы, жанры, носители информации, и  на определенных авторов, а также, на нормы читательского поведения и отношения к произведениям печати.

Следовательно,  о читательской моде можно говорить не только в  узком смысле, обозначая данным понятием определенное отношение к произведениям  печати, но и в широком, охватывая  разнообразный спектр  элементов  читательского поведения. Иными  словами, читательская мода распространяется практически на все внешние проявления деятельности, связанной с книгой и чтением.

Но все-таки, хотелось бы рассмотреть конкретные формы выражения мнения людей по поводу чтение и конкретных литературных изданий. Такими формами являются всевозможные блоги и форумы, на которых можно найти большое количество тем, отвечающих разным потребностям пользователей. Под каждой темой любой гость форума или блога может оставить свой отзыв, комментарий или призыв к действию.

Для примера возьмем несколько  форумов, посвященных модным книгам и чтению, как модному занятию. Здесь, как и следовало ожидать, мнения пользователей разделились:

Одни считают, что чтение не может быть модным в век компьютерных технологий, а все что называют «модными книгами» - это «мусор и  шелуха, как и все модное вообще» (www.lovehate.ru/opinions/77142). В рамках этого мнения есть и такие высказывания: «Книга – не брюки, модной быть не может» или же «Выбор толпы еще не показатель» и др. (www.monlib.forum24.ru).

Другая часть пользователей  считает, что «чтение заставляет человека думать, размышлять, а телевидение  и Интернет подобным похвастаться не могут». Некоторые считают, что «модные  авторы и бренды – это всего  лишь результат раскрутки и хорошей PR-кампании, но все же большинство  из них заслужили свои «титулы» благодаря  читательским отзывам» (www.fifasoccer.ru, www.wday.ru/psychologies/forum).

И с этим нельзя не согласиться, тем более, что высокий рейтинг популярности книги зачастую можно рассматривать как добрый совет, своего рода подсказку при выборе уже конкретной литературы.

Рассматривая модные тенденции  в литературе, следует обратиться к современным исследованиям, отражающим реальную картину отношения молодежи к чтению и отдельным жанрам литературы, наиболее популярным в наше время: «Чтение  в современной России», «Читающий  подросток в фокусе разнообразных  представлений», «Жизненные приоритеты и чтение молодежи». Результаты названных  исследований свидетельствуют о  приверженности современной молодежи к «массовой литературе». Интерес  к подобным изданиям можно объяснить  тем, что в современной культуре литературные тексты существуют не сами по себе, а в контексте медиатекстов: реклама, видеоклипы активно используют знакомые сюжеты, не говоря уже о фильмах, снятых по мотивам известных книг.

Изучая объекты читательской моды можно сделать вывод, что ими могут быть литературные произведения различных отраслей знаний и жанров. Мода может устанавливаться на все доступные читателю печатные тексты, если они в силу своей социальной значимости выдвигаются в ряд престижных ценностей.

Если рассматривать современные  предпочтения молодежи на основе проведенных  исследований и материалов различных  форумов, то можно увидеть, что сегодня наиболее популярны книги, по мотивам которых поставлены культовые фильмы и сериалы, или же, наоборот, произведения, написанные уже после выхода фильма, т.е. на основе сценария.

Вот некоторые  из них:

Борис Акунин – серия  «Приключения Эраста Фандорина»

Стефани Майер – сага «Сумерки»

Джон Р.Р. Толкиен – трилогия «Властелин Колец»

Джоан Роулинг – книги  о Гарри Поттере

Артур Конан Дойл – книги о Шерлоке Холмсе

Дэн Браун «Код Да Винчи», «Ангелы и Демоны», «Утраченный символ»

Патрик Зюскинд – «Парфюмер»

Филипп Пулман – трилогия «Темные начала»

Дарен Шэн – «История одного вампира»

Николай Васильевич Гоголь – «Тарас Бульба», «Вий»

Произведения Стивена  Кинга

Элис Сиболд – «Милые кости» и др.

 

Большинство подобных произведений представляет четыре основных жанра: детектив, мелодрама, фэнтези, триллер, причем наблюдается вполне объяснимые гендерные различия: девушки больше читают любовные романы, мелодрамы, фэнтези; юноши, наоборот, отдают предпочтение триллерам, детективам и приключениям.

Анализируя причины популярности указанных литературных жанров по материалам исследования «Читательские интересы ярославских старшеклассников», Синотина Е.В. в качестве таковых отмечает тяготение к повествовательному жанру, в котором сюжет строится по традиционной схеме: завязка, кульминации и развязка, а повествование основано на принципе «жизнеподобия». Так, чтение хороших детективов помогает найти ответы на свои тревоги, доказать свою смелость и хорошую умственную работу, при этом чувствуя себя в безопасности.

Разновидностью распространенного  в массовой культуре детективно-приключенческого жанра является триллер. Как известно, в триллере акцент смещен с описания самого преступления на его подготовку. Основное чувство, которое вызывает чтение триллера, − ожидание чего-то страшного, то есть тревога. По мнению ученых, читая триллер, человек переживет страх и осознает его отдаленность, нереальность, «что способствует компенсации эмоционального дефицита».

Читатели фэнтези, в свою очередь, мысленно переносят себя в параллельную реальность, в мир волшебства и ярких, красочных событий, которые дают необыкновенный положительный настрой или даже эмоциональный всплеск.

«Дамский» роман  и мелодрамы привлекают молодых читательниц возможностью окунуться в мир грез и фантазий. По мнению исследователей, чтение такой легкой литературы способствует снятию стресса.

Различные жанры современной  литературы выполняют и познавательную, и развлекательную, и психотерапевтическую функции. Поэтому интерес к массовой литературе психологи объясняют  бессознательным стремлением молодого человека преодолеть психологический  стресс или жизненный кризис.

Таким образом, массовая литература как составляющая современного культурного  процесса социально и психологически востребована среди молодежи. Она  является частью современного культурного  процесса, и ее необходимо не только принимать как данность, но и знать, и изучать причины востребованности подобной литературы в молодежной среде.

Однако среди модных книг встречается и поисковая литература усложненного характера, не соответствующая  стереотипам распространенного  спроса: покупатели вырабатывают свои потребительские стратегии, определяющие выбор создателей и распространителей  книжной продукции. Издательства, книжные  магазины могут позиционировать  себя в качестве производителей и  распространителей престижных  брендов  в виде модной серии, партии книг модных авторов. Также немало возможностей для привлечения внимания к литературе и формирования спроса на высокохудожественную литературу дают экранизации таких шедевров мировой литературы как «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «В круге первом» А. Солженицына, «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова и др.  Уже сложившийся интерес  к этим произведениям делает их объектами читательской моды, дает повод для углубленной работы с литературными произведениями (В.Я. Аскарова «Возможности институционального влияния на моду в чтении»).

Таким образом, читательская мода может стать одним из стимулов  обращения к литературе и повышения качества ее восприятия, если тщательно разработать систему деятельности по формированию моды на чтение на основе психолого-педагогических экспериментов, рекламных усилий при включенности различных коммуникационных каналов в пропаганду книги. Но для этого необходимы соответствующие исследования феномена моды в сфере чтения молодежной субкультуры, которые позволят глубже понять процессы, протекающие в социальной жизни, выявить глубинные, скрытые, неочевидные проблемы и явления.

В том числе, Интернет и новые информационные технологии можно поставить на службу использованию позитивного потенциала читательской моды, особенно – в работе с молодыми читателями. Профессионалам  в области поддержки и развития чтения необходимо регулярно отслеживать форумы, блоги, сайты, на которых обсуждаются проблемы чтения и конкретные книги; это важная социологическая информация, которую практически невозможно добыть в условиях непосредственного контакта. Необходимо фиксировать, на каких сетевых ресурсах и как часто представители различных возрастных и социокультурных групп обмениваются суждениями о литературе, на какие произведения печати ориентируются, о чем и каким образом высказываются, какие книги рекомендуют друг другу, с использованием каких лексических средств и т. д. Это – один из эффективных путей к пониманию культурных  запросов различных социальных общностей (Аскарова В.Я. «Возможности институционального влияния на моду в чтении»).

Несомненно, на основе уже проведенных исследований видно, что техника все сильнее вторгается в мир книги; укрепляют свои позиции компьютерные технологии, набирают обороты средства массовой информации, и, как следствие, падает интерес к чтению как к форме досуга и развития личности. Но в тоже время, как показывают результаты, читающими в той или иной степени признают себя 96% респондентов, 72% не видят будущего общества без книги и библиотек, 90% считают свои семьи читающими и 40 % остаются верными посетителями читальных залов (Ургапова Я.А. «Книга и чтение в жизни современной молодежи»). Все это вселяет надежду на то, что молодежь будет находить время на чтение хорошей литературы, и, постепенно, кризисная ситуация, сложившаяся в нашей стране в связи с нечтением, сойдет на «нет».


Информация о работе Особенности проявления феномена моды в молодежном чтении