Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:17, контрольная работа
Задачи:
1. Проанализировать психолого педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Сохранить психолого педагогические особенности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Выявить особенности пространственного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Проанализировать полученные данные.
Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.
Поэтому формирование и развитие психологической системы детей, имеющих нарушения зрения, непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с ними, и с формированием у них компенсаторных процессов, начиная с раннего детства.[5]
Коррекция первичного частичного дефекта медико-педагогическими и психологическими средствами повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную систему, сложный ансамбль психических образований, не идентичный психологической системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.[30]
Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.
Глава 2. Особенности пространственного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.1 Описание методик диагностики пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Мною были взяты методики Плаксиной Л.И и Осиповой Л.Б.
Методика изучения ориентировки в пространстве у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения (адаптивная по Плаксиной Л.И)
Цель: изучить особенности ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4 до 5 лет.
Детям 4 - 5 лет было предложено 29 заданий:
- Составь Петрушку, обозначь пространственное расположение частей тела: где правая рука, левая нога, где находится голова.
- Что наденем в гости? Назови одежду, ее детали и обозначь пространственными терминами.
- Магазин «Игрушки». Определи и дай объяснение, где находится игрушка, какая игрушка справа, какая -- в центре.
- Определи и назови форму предмета по образцу. Найди и покажи предметы, в которых ты видишь квадратную форму (и так далее).
- Назови предмет по величине, используя термины «длинная -- короткая лента», «большой -- маленький мячик», «высокая -- низкая пирамидка», «широкая -- узкая полоска», «толстый -- тонкий столбик».
- Найди и назови с помощью осязания разные поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая).
- Поставь игрушку, куда попросил педагог, поставь в центр стола, справа, в верхний левый угол (и так далее).
- Сделай шаг вперед (назад). Что от тебя слева (справа), что вверху (внизу)?
- Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, а где ноги (и так далее).
Оценка полученных результатов осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания:
* дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно, были отнесены к первому уровню;
* ко второму уровню отнесены дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);
* к третьему уровню отнесены дети, которые частично выполнили задания или отказались их выполнять.
Результаты выполнения детьми 4 - 5 лет заданий показали, что, составляя Петрушку из геометрических фигур, дети затруднялись словесно обозначить пространственное расположение частей тела. Вот характерный пример выполнения задания.
- В специально подготовленной обстановке назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги.
- Подбери предметы к геометрической фигуре. Какие предметы похожи на квадрат, круг, прямоугольник, треугольник (и так далее)?
- Определи величину предмета с помощью словесной инструкции, покажи самый маленький предмет и самый большой.
- Положи предмет, куда я скажу, назови его местоположение. Где стоит машина, где сидит кукла?
- Расставь мебель так, как показано на схеме.
- Изобрази схему расположения игрушек на столе.
Одна из воспитанниц долго перекладывала формы с одного места на другое, словесное определение дала неверно: «Спина у Петрушки находится сбоку, живот сбоку».
Необходимо отметить, что почти все дети правильно составили Петрушку, но в словесном определении пространственного расположения частей тела затруднялись: путали правую и левую стороны, говорили, что живот и спина находятся сбоку, снизу.
Также отмечены затруднения детей в словесном обозначении пространственного расположения деталей одежды, когда, рассматривая брюки и показывая на пояс, дети говорили, что это воротник, путали платье и сарафан, рамки для пуговиц называли дыркой.
При соотнесении с помощью зрения и осязания формы предметов с геометрическими эталонами дети не могли дать словесного объяснения выполненного задания. Например, ребёнок выполнил задание молча, разложил картинки к фигурам верно, но не смог дать словесного объяснения, почему телевизор он соотнес с квадратной формой.
Дети часто выполняли задание молча. Когда педагог спрашивал: «Какая это фигура?», затруднялись ответить. Соотносили пирамидку с прямоугольником, часто квадратные игрушки или предметы соотносили с прямоугольной формой.
В исследованиях Л.И. Плаксиной отмечено, что дети среднего дошкольного возраста еще не могут все фигуры соотнести с формой реальных предметов, так как этот процесс у них находится в стадии становления.
Дети правильно определяли величину предметов и называли ее (большой -- маленький), толщину предметов (толстый -- тонкий), но путались в определении длины (длинный -- короткий) и ширины (широкий -- узкий).
При выявлении умения словесно обозначать и определять направление (вперед -- назад, вверх -- вниз, направо -- налево), было предложено сделать два шага вперед, три шага назад, посмотреть вверх (вниз), повернуть направо (налево). Характерным для выполнения данного задания было следующее: задание выполняли нерешительно, медленно, при определении направлений были неуверенны.
Из сказанного выше видно, что у детей с нарушенным зрением возникали трудности при ориентировке в частях тела.[23]
Методика изучения ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (адаптивная по Осиповой Л.Б)
Цель: Исследовать восприятие пространства, ориентировку в большом и малом пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Диагностируются следующие параметры: ориентировка на себе (части тела), ориентировка относительно себя, ориентировка относительно предмета (другого человека), ориентировка по схеме, ориентировка с помощью слуха, обоняния.[3]
В исследовании принимали участие 6 детей дошкольного возраста со слабовиденьем.
1. Ориентировка на себе.
Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, правая-левая). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела. Примерные задания: «Покажи голову, нос…», «Что у тебя одно? Что у тебя по два?», «Где у тебя находится живот?», «Что у куклы сзади?», «Возьми карандаш в правую руку» и т.д.;
2. Ориентировка относительно себя.
Выявляется знание понятий вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно себя. В качестве материала используются флажок и игрушки. Ребёнок выполняет задания по словесной инструкции педагога: «Покажи флажком вперёд, направо,…», «Пройди направо, повернись и пройди назад,…», «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя…» и т.д.;
3. Ориентировка относительно предмета.
Выявляется знание понятий впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения: «Поставь зайчика справа от ёлки, за ёлку, перед домиком,…», «Что находится слева от…?», «Расскажи, где находится шкаф»;
4. Ориентировка по схеме.
Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение. Примерные задания: «Какая мебель нарисована на схеме? Расскажи, где она находится. Расставь мебель на фланелеграфе так же, как она расположена на схеме», «Составь из геометрических фигур свою схему комнаты. Чем она отличается от моей схемы?»
5. Ориентировка с помощью слуха, обоняния
Выявляется ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха, обоняния. В качестве материала используются звучащие предметы (колокольчик, будильник, радио и др.), фонограммы (звуки природы, города, бытовые звуки), набор запахов (присущий предметам: овощи, фрукты, мыло и др.; присущий помещениям: кабинет врача, кухня и др.). Ребёнок определяет направление, место звучания предмета. Примерные задания: «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Угадай, кто позвал», «Иди на звук колокольчика», «Угадай, чем пахнет; где так пахнет?», «Что это за звуки; что это и где это можно услышать?», «Приближается звук или удаляется?», «Быстро движется или медленно (по звуку, по запаху)?»
Оценка результатов:
3 балла – точное определение и указание.
2 балла – имеются ошибки.
1 балл – не может определить.
Максимальное количество – 15 баллов.
Результаты выполнения заданий показали, что дети с нарушениями зрения затрудняются ориентироваться в пространстве, тяжело справляются с заданием: двое детей получили 12 баллов, трое – 9, один ребенок набрал – 7 баллов.
2.2 Изучение особенностей пространственного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных детей в темпах физического развития: рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%, жизненная емкость легких - на 3-6%..[16, стр. 69]
Нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.
В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушением зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более вкрадтевое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации.[10, стр.97]
В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.
При получении информации от других людей, обычный ребенок ограничивается конкретными вопросами, потому как в большинстве случаев данные вопросы сопровождаются наглядностью. Слабовидящему ребенку требуется больший объем информации об объекте, с приведением аналогий.
Для любого человека важен факт необходимости формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Для ребенка с нарушением зрения этот факт становится смыслом жизни - адаптации к обществу и окружающему пространству. И ему понадобится в - трое больше усилий, чем обычному ребенку. Существует понятие приспособления, которое характеризуется многократным повторением одних и тех же действий при одних и тех же условиях. Человек, привыкая к определенным наборам движений, делает все машинально или, если угодно, на автоматике. К примеру показав однажды безопасный путь выхода из квартиры, слабовидящий ребенок пытается запомнить нахождение стен, перил и др.объектов, пространственное расположение (справа, слева). И при повторном выходе ребенок ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки.
Информация о работе Особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения