Особенности трудновоспитуемых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:15, доклад

Описание

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по-своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс включает в себя много различных сторон.

Работа состоит из  1 файл

Моя работа по теории воспитания. Особенности трудновоспитуемых подростков..doc

— 31.40 Кб (Скачать документ)

Определение понятия «трудновоспитуемости» 
 
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по-своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс включает в себя много различных сторон. Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение ребёнком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. д. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так негативных) является ведущей. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст представляет собой группу риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.                  Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подрастающего поколения. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще несложились. Поэтому чаще всего подростки попадают в категорию «трудных». 

Термин трудновоспитуемость - означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости — чаще всего отставание личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере. Неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. и как тревожный результат — трудные дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Неверно приравнивать их к категории педагогически запущенных учащихся. Педагогическая запущенность — это причина, а не характеристика личности ребенка.  
 
    Трудновоспитуемость — проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт — естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. Как сложится их дальнейшая судьба, во многом зависит от школы.  
 
Девиантность - определяет как отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). К категории трудновоспитуемых относятся такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Поэтому следует различать термины «трудные» и «педагогически запущенные дети» Под  педагогической  запущенностью  подростков  понимается  стойкое,  отчетливо выраженное  искажение  нравственных  представлений,  невоспитанность  чувств  и  навыков общественного  поведения,  обусловленные  неблагоприятным  влиянием  микросреды  и  недостатками учебно-воспитательного  процесса.  Все трудные дети являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. 
 
Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то есть ненаказуемых уголовным кодексом. Делинквентность, обычно начинается со школьных прогулов. За этим следует приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание карманных денег, угон велосипедов, мотоциклов с целью покататься. Реже встречаются мошенничество, лёгкие противозаконные спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться кражи небольших сумм денег из дома. Детская делинквентность в подавляющем большинстве имеет социальные причины, - прежде всего недостатки воспитания. Делинквентность не всегда связана с аномалиями характера, однако, при акцентуациях характера имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения.

 
Основные  причины появления трудновоспитуемых  детей. 
 
Многие педагоги, к причинам трудновоспитуемости относят особенности семейного окружения, работы школы, влияние улицы, неформальных сообществ. Однако разнообразные нарушения поведения подростка обусловлены многими факторами. Наиболее типичными, по мнению                      В. А. Сухомлинского, являются следующие: 
 
а) Наследственные:  ребенок наследует от своих родителей психофизиологические особенности своего организма, влияющие на его развитие, способствующие формированию особенностей характера, отклонений, которые не всегда быстро обнаруживаются родителями и педагогами. Однако современные психологи отрицают решающее влияние на поведение трудных детей наследственного фактора, генетической отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через  социальные факторы. 
 б) Приобретенные с рождения: недоношенность, слабость организма, особенности развития и функционирования органов и многие другие, существенно влияющие на последующее развитие ребёнка, формирование тех или иных отрицательных качеств и свойств личности;   
 в) Приобретенные в раннем возрасте вследствие многообразия факторов, обусловливающих уход за ребёнком: 
В некоторых случаях причины обнаруживается не сразу, а постепенно накапливаются, что впоследствии влияет на психику ребенка и ход его индивидуального  развития;  
г) неумение родителей видеть проблемы ребенка, нуждающегося в особом                     воспитании. К таким детям относятся: 
д) проблемы семьи, отражающиеся на воспитании ребенка: 
е) улица в широком смысле слова.

 
Особенности личности и поведения трудновоспитуемых  детей 
 
 Выявление трудновоспитуемых, по мнению Майкла Раттера, невозможно без знаний об особенностях личности данной категории детей. Трудновоспитуемому ребёнку  свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. Однако, когда  возникает трудновоспитуемость, формируется особая ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств.  
    Майкл Раттер считает, что  мотивационная среда трудновоспитуемых детей  включает: 
·   ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности; 
·    бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.  
 
  Среди отрицательных качеств трудновоспитуемых детей  всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудновоспитуемых детей характерен эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок. Эгоизмом  страдают преимущественно избалованные дети. Беспринципность – другая распространенная черта трудновоспитуемых детей. Для таких детей нет твердых норм морали.

 
Трудновоспитуемость, всегда связана  с наличием отклонений в поведении  ребенка, диапазон которых достаточно широк - от пассивного сопротивления  требованиям воспитателя до правонарушений. Поэтому к категории «трудных»  подростков зачастую относят и несовершеннолетних правонарушителей и воспитанников  спецшкол, не нарушавших закон; и детей, состоящих на учете по делам несовершеннолетних, и обычных учащихся, воспитание которых    вызывает у учителей трудности.

 
Трудновоспитуемость и сам процесс  перевоспитания связаны не только с  изменением поведения, но и с преобразованием  всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость  возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая  система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и  отрицательных качеств. Но бывает и  наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток  как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.

Мотивационная среда трудных  подростков включает:

- ведущие мотивы, определяющие  отрицательную направленность личности;

- житейские или бытовые  мотивы, регулирующие в основном  взаимоотношения трудного подростка  с окружающими людьми, определяющие  его ситуативное поведение.

Определяя мотивы поведения  трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток  действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной  сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные  воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания можно  только в том случае, когда будут  ясны мотивы поведения каждого конкретного  подростка.

Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких  впечатлениях, эмоциональных переживаниях.

Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную  сферу подростка и переключить  его чувства, переживания на общественно  полезные дела.

Среди отрицательных качеств  трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется  в виде потребительских наклонностей и личных установок.

Эгоизмом

страдают преимущественно  избалованные дети.

Беспринципность

– другая распространенная черта трудных детей.

Для таких детей нет  твердых норм морали. Чтобы перевоспитать  такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого  режима, традиций.

Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости  от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических  компонентов. К примеру, сангвиник  острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется  за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на “мелочи  жизни”, но тяжело переживает конфликтные  длительные состояния с окружающими  и т. д.

Как показывают исследования, в характере трудного подростка  нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный  опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность  и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.

Вторая особенность  поведения трудных детей

- конфликтные длительные  отношения с окружающими. Вначале  конфликтные отношения возникают,  как правило, помимо воли подростка  с одним из родителей или  педагогов. Затем конфликтная  среда расширяется и завершается  окончательно испорченными отношениями  с большинством взрослых и  сверстников.

Третьей особенностью - характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.

Четвертая особенность

– крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более  высокая интенсивность).

Пятая особенность

поведения трудновоспитуемых  – это противодействие воспитательным воздействиям.

Особенности развития трудного ребенка:

- основные отклонения  в развитии психики, которые  породили неправильное поведение;

- систему ведущих мотивов  и стимулов поведения трудных  детей;

главные отношения трудного подростка с окружающим миром.

Особенно часто  трудные подростки отвергают  требования нелюбимых педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно  обидели их, унизили их личное достоинство.

Если подросток стал на путь продуманного противодействия  воспитательным влияниям педагогов  – это свидетельствует о сложности  трудновоспитуемости и о серьезных  ошибках в воспитательном процессе.

 

Особенности применения методов поощрения и  наказания в воспитании трудновоспитуемых детей. 

Большинство педагогов и  психологов ( А. С. Макаренко,                                  В.А.Сухомлинский, Х. Бектенов,  М. А. Галагузова,  И.П. Подласый) отмечают, что использование методов поощрения и наказания в воспитании трудновоспитуемых детей зависит и от конкретной педагогической ситуации, а также от отношения ребенка к наказывающему и поощряющему.  
 
Общим требованием к методам поощрения и наказания является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода.

В.А. Сухомлинский утверждал, что наказание имеет тройное  значение. Во-первых, оно должно исправить  вред, причиненный негативным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. И третье  значение заключается в снятии вины. Отрицательный поступок представляет собой определенную преграду, неуверенность во взаимоотношениях с воспитанником.  Наказание должно нейтрализовать эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую ребёнок признает и принимает. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения,  физическое  наказание. 
 
 Другой отечественный педагог -  А. С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю и человеческое достоинство. 
 
Виды и формы поощрения и наказания 
 
Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем, целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения: 
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей. 
2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях. 
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями. 
Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы: 
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»; 
б) традиционные поощрения   и наказания; 
в) поощрения и наказания в форме экспромта. 

Информация о работе Особенности трудновоспитуемых детей