Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:44, курсовая работа
Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях, делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку.
Введение ……………………………………………………………………….с.3-6
1. Теоретические аспекты процесса воспитания в неполных семьях ……...с.7-27
1.1. Влияние стилей родительского отношения в неполной семье
на формирование личности ребенка ……………………………………… с.7-15
1.2. Особенности характера детей из неполных семей …………………….с.14-20
1.3. Условия совершенствования процесса воспитания
в неполных семьях ………………………………..…………………………..с.20-27
2. Организация помощи неполной семье …………………………………...с.28-39
2.1. Анализ существующего опыта оказания социальной помощи
неполной семье ……………………………………………………………….с.28-34
2.2. Анализ опыта работы
Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков
ГОУ СО «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы ……..с.34-39
Заключение ……………………………………………………………………с.40-41
Список использованной литературы ……………………………………….с.42-43
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [13].
Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья – система закрытая, не каждый может туда войти, даже специалист по социальной работе; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
Для того, чтобы помочь членам неполной семьи осознать свои проблемы и активизировать на их решение, мы решили, в рамках данной работы представить деятельность Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы, так как дети из неполных семей представляют собой, так называемую категорию детей «группы риска», склонную остаться без надзора со стороны родителя.
2.2. Анализ опыта работы
Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков
ГОУ СО «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы
Являясь социальным
институтом, неполная семья испытывает
те же социально-экономические
Для социально-педагогической работы с семьей, решения этой и других задач в городе Кушва с марта 2008 года начало функционировать Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков, которое является структурным подразделением Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения».
Возглавляет Отделение заведующая Микрюкова Татьяна Сергеевна. Город Кушва разделен на 2 участка: правобережную часть города координирует специалист по социальной работе Клочихина Татьяна Алексеевна, левобережную часть города – Медянцева Ксения Анатольевна. В пос. Баранчинском работает специалист Михайлова Елена Валерьевна, в городе Верхняя Тура – специалист Осадчая Любовь Александровна.
Приоритетными направлениями работы Отделения являются:
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление причин и условий социального неблагополучия семей;
- оказание необходимой
социально-педагогической
- ведение персонифицированного
учета несовершеннолетних и
- организация
межведомственного
Проанализировав причины неблагополучия семей, состоящих на учете в ОПБД и П, мы выделили наиболее существенные:
1. Нарушение структуры функций семьи;
2. Рост числа детей, рожденных вне брака;
3. Рост числа
разводов и соответственно
4. Асоциальный образ жизни ряда семей;
5. Нарастание
психо-эмоциональных
6. Распространение жестокого обращения с детьми в семьях, при снижении ответственности за их судьбу;
7. Общее падение медицинского обслуживания;
8. Ухудшение
здоровья новорожденных и
В Отделении профилактики безнадзорности детей и подростков, в соответствии с положением, ведется информационный банк данных семей и несовершеннолетних, прошедших через отделение.
На 1 октября 2008 года на учете в Отделении состояли следующие категории семей:
№ |
Категории |
Количество семей |
% |
1. |
- неполная |
98 |
43,3 |
2. |
- полная |
58 |
25,9 |
3. |
- многодетная |
46 |
17,6 |
4. |
- СПК и СОР |
31 |
13,2 |
Итого: |
233 |
Из характеристики типологии семей, состоящих на обслуживании в ОПБД и П видно, что большинство клиентов (43,3%) – это неполные семьи, в которых отсутствие отца или матери не компенсируется возложенной на семью воспитательной функции, что приводит к проблемам формирования личности ребенка, хроническим трудностям во взаимоотношениях, отклонениям в социальном поведении.
Деятельность специалиста ОПБД и П по работе с семьей (в том числе и с неполной) мы попытались представить в следующей модели [18, с.39]:
Нормативно-правовая база (основные документы)
|
Таковы направления, формы и методы деятельности специалистов Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков ГОУ СО «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы по работе с различными категориями семей, в том числе и с неполной.
Таким образом, мы пришли к выводу, что безнадзорность детей и подростков представляет собой комплексную социально-педагогическую проблему, связанную с общественным кризисом структуры социальных, социально-психологических и микрогрупповых отношений личности в среде ее жизнедеятельности (неполная семья, школа, группы сверстников).
Специалисты отделения решение этой проблемы видят в комплексном, системном подходе к разрешению социально-педагогических проблем членов неполной семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данное время тема воспитания детей в неполной семье до конца не изучена, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом и перед самим человеком. Большое значение имеет сохранение в неполной семье культурного уровня воспитанности её членов. Грубость, нетерпимость, пьянство хотя бы одного из членов неполной семьи ведут к ее полнейшему разрушению. Проблема распада семьи, негативная семейная обстановка, а в результате и неправильное воспитание детей связана с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не пониманием молодыми, что создание семьи это задача не из лёгких, требующая от человека больших эмоциональных затрат.
В теоретической части исследования нами были решены следующие задачи: раскрыто влияние стилей родительского отношения на формирование личности ребенка, изучены особенности характера детей из неполных семей, охарактеризованы условия, способствующие правильному воспитанию детей из неполных семей. Мы пришли к выводу, что благоприятное воздействие на формирование личности ребенка, воспитывающегося в неполной семье, оказывает использование стиля сотрудничества или авторитетного стиля воспитания.
В практической части исследования нами были реализованы следующие задачи: изучены формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей. Мы определили основные и наиболее эффективные формы работы с неполной семьей в современных условиях. Таковыми являются краткосрочная и долгосрочная формы. Краткосрочная форма включает кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Долгосрочная форма построена на психосоциальном подходе. Также используются такие методы, как патронаж, консультирование, тренинги и групповые методы. Методы и формы социально-педагогической деятельности специалиста, работающего с неполными семьями, будет эффективны при его взаимодействии с другими специалистами (психологами, методистами, медиками, юристами и др.). Кроме того, нами была проанализирована деятельность Отделения профилактики безнадзорности детей и подростков ГОУ СО «Центр социального обслуживания населения» г. Кушвы, где мы представили модель работы специалиста по социальной работе с неполной семьей.
Мы считаем, что цель данной работы достигнута посредством реализации поставленных задач. Гипотеза нашего исследования частично опровергнута, так как имеется большое количество литературы по работе с неполными семьями, однако возникает вопрос о том, кто же будет проводить эту работу, потому что, на наш взгляд, специалистов по работе с семьей в настоящее время не хватает. Можно сделать вывод, что помощь неполным семьям оказывается, но судить о том, что достигается положительный результат, сложно.
Изучив проблематику социально-педагогической работы с неполной семьей, формы и методы работы, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов. – Ростов н/Д., 1998
2. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / / Вопросы психологии. – 1984. - №1. - с. 56-66
3. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005. - №5. – с. 147-150
4. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание школьников. – 2003. - №10. – с. 13-17
5. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под редакцией Шипицыной Л. М. – Санкт-Петербург: Речь. – 2003
6. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска: краткий курс лекций для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2008
7. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии. – 1998. - №1. – с. 46
8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – Санкт-Петербург. – 2000
9. Коночук Н. В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - с. 16-32.
10. Костенко М. А. Помогая неполной отцовской семье // Отечественный журнал социальной работы. - 2002. - №1. – с. 73-76
11. Какую поддержку государство оказывает семьям с детьми? // Инспектор по делам несовершеннолетних. – 2008. - №10. – с. 48-52
12. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – М.: Просвещение. – 1983
13. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Санкт-Петербург. - 2000. – с. 73-117
Информация о работе Особенности воспитания детей в неполных семьях