Особенности воспитания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 19:30, реферат

Описание

Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель начального воспитания вполне соответствовала такому представлению, то в последние годы начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Стало очевидно, что она не может оставаться обособленным звеном. Уже в 40-60 годы в работах М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования в начальной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Особенности младшего школьного возраста……………………………….4
Специфика организации воспитания в начальной школе………………….6
Психологи и педагоги об особенностях младшего возраста………………8
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности воспитания.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

     Л.С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания личности с  прогрессом абстрактного понятийного  мышления. У В.С. Мерлина этапом развития самосознания, соответствующим возрасту младшего школьника выступает "сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает развитое абстрактное мышление".

     Одной из внешних характеристик самосознания является его двойственная, "диалогическая" природа, которая представлена как рефлексивное и рефлексирующее "Я", где образ "Я" рассматривается как итог процесса рефлексии (И.С. Кон); диалогический характер самосознания усматривается в этой же субъект-объектной двойственности В.В. Столиным, что позволяет установить взаимосвязь рефлексии и внутреннего диалога личности.

     К наиболее сложной задаче личностно  ориентированного воспитания относится  выработка у учащихся младших  классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной  точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой (Г.Г. Лаптиева). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 
 

     Таким образом, можно утверждать, что уже  в младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Ее развитие связано с использованием личностных технологий, помогающих "включить" рефлексию, как основу для конструирования и удержания образа "Я" в контексте переживаемого события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку.

     Развитие  потребности в абстрактном мышлении, характерной для младшего школьного возраста как начальный этап перехода от предметного, будет возможным при развитии и таких личностных структур, которые способствуют видению скрытых противоречий действительности (функция коллизийности), построению личностной картины мира (ориентирующая функция сознания).

     Воспитание  на данном этапе развития – очень  важный и сложный компонент образования, от которого зависит дальнейшее формирование у ребенка личностных качеств, мировоззрения  и т.д. Учитель и родители играют важную роль в процессе воспитания, поэтому важно не допускать ошибок, чтобы не навредить ребенку. Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Учитель должен относиться к ребенку с пониманием и ответственностью. 

 

Список  литературы. 

  1. Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
  2. Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2000. -136 с.
  3. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
  4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.

Информация о работе Особенности воспитания в начальной школе