Отчет по педагогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:54, отчет по практике

Описание

Будет проведено занятие для студентов-магистров 1 курса, обучающихся на факультете нефти и нефтехимии по специальности «Химическая технология и биотехнология». Поскольку представленная аудитория относится к старшим курсам и обладает базовыми знаниями по всему комплексу процессов и технологий нефтяной отрасли, для преподавателя отсутствует необходимость в разъяснения наиболее широко используемых в этой области терминов и понятий.

Содержание

I. План-сценарий учебного занятия.
II. Психолого-педагогическая характеристика
III. Анализ учебного занятия.

Работа состоит из  1 файл

отчет педагогика.docx

— 406.47 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования и науки РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

    «Казанский  Национальный Исследовательский Технологический  Университет» 

    Кафедра педагогики и методики высшего профессионального  образования 
 

    Отчет

    по  педагогической практике 
 

                    Выполнил: ст.гр.410-М4

                    Зинкевич А.А.

                    Проверил: доцент, к.т.н.

                    Хацринова О.Ю. 
                 
                 

    Казань 2011

    Содержание

    1. План-сценарий учебного занятия.
    2. Психолого-педагогическая характеристика
    3. Анализ учебного занятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I ПЛАН-СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

  1. Тема занятия и ее конкретизация:

    «Нефтепромысловая геология. Формы залегания осадочных горных пород».

  1. Учет предполагаемой аудитории:

    Будет проведено занятие для студентов-магистров  1 курса, обучающихся на факультете нефти и нефтехимии по специальности «Химическая технология и биотехнология». Поскольку представленная аудитория относится к старшим курсам и обладает базовыми знаниями по всему комплексу процессов и технологий нефтяной отрасли,  для преподавателя отсутствует необходимость в разъяснения наиболее широко используемых в этой области терминов и понятий. По окончании занятия от студентов можно ожидать средний коэффициент усвоения знаний, по крайней мере на уровне понимания и аналитико-синтетической абстракции.

  1. Цели и задачи занятия:

    - дать объяснение наиболее применяемым понятиям нефтепромысловой геологии;

    -сформировать  у студентов базовые знания  о формах залегания осадочных горных породах;

    - ознакомить обучающихся с наиболее встречающимися видами залегания нефти.

  1. Отбор учебных элементов:

    Исходя  из целей обучения были выделены следующие учебные элементы:

    - первичная форма залегания горных пород

    - движения земной коры

    - понятия геосинклиналь, коллектор, ловушка

    - сводовая, экранированная, тектонически экранированная, стратеграфически экранированная ловушки

    - залежь, форма и размер залежи

    - месторождение

  1. Технологическая сторона занятия:

    Форма: Занятие будет проходить в форме лекции.

    Метод: Для восприятия информации за основу взят монологический способ изложения объемного материала.

    Средства: Для наглядного усвоения лекции обучающимся предоставят раздаточный материал в виде рисунков.

    При достаточном техническом оснащении возможно обеспечить сопровождение лекции аудиовизуальной презентацией-демонстрацией. При отсутствии таковых возможностей для наглядности на доске можно нарисовать схематичные рисунки, либо предоставить соответствующие плакаты и модели, таблицы.

      

  1. План-конспект занятия
    
Ход занятия Содержание Методы Средства обучения Ориентиро-вочная доза времени, мин Задачи  воспитания и развития
Вводная часть - - - 2 -
 Вопрос 1 Первичная форма  залегания горных пород Рассказ, схематическое изображение Наглядные образно-знаковые: рисунки 10 Обеспечение ориентировочной  основы для дальнейшего усвоения материала
Вопрос 2 Движения земной коры Словесные объяснения - 15 Формирование  познавательного интереса к содержанию предмета и активизация мышления обучающихся
Вопрос 3 Понятия геосинклиналь, коллектор, ловушка Рассказ Демонстрационные: Объемная модель коллектора 15 Развитие системы  знаний
Вопрос 4 Сводовая, экранированная, тектонически экранированная, стратеграфически экранированная ловушки Объяснение Наглядные образно-знаковые: рисунки ловушек 20 Воспитание  сознательного отношения к процессу обучения и всестороннему овладению  профессией

Углубление и  совершенствование ЗУН, развитие логического  мышления

Вопрос 5 Залежь, форма  и размер залежи Объяснительно-иллюстративный метод Наглядные образно-знаковые: рисунки 15
Вопрос 6 Месторождение Наглядные (демонстрация) и словесные (объяснение) Наглядные образно-знаковые: рисунки 10
Заключительная  часть Обобщение рассказанного  материала - - 5 Развитие навыков  обобщения и выделения ключевой идеи

 

  1. Содержание  занятия

    Введение

    Нефтепромысловая  геология — отрасль геологии, изучающая  вопросы, связанные с разведкой  и разработкой нефтяных и газовых  месторождений. Как отрасль геологии Нефтепромысловая геология создана  главным образом трудами русских  и советских учёных: A.M. Коншина, Д. В. Голубятникова, И. М. Губкина и  др.

    В задачи нефтяной геологии входит:

    геологическое обслуживание процесса бурения разведочных и эксплуатационных скважин и изучение получаемых при этом данных; распознавание геологической структуры нефтяного (газового) месторождения;

    изучение  физических свойств нефте или газосодержащих пород — коллекторов нефти; исследование физических и химических свойств нефти, газа и воды на поверхности земли и в условиях их залегания в пластах;

    рациональная  разведка и определение методов  разработки нефтяных и газовых месторождений  и залежей в зависимости от геологической структуры и режима последних;

    подсчёт подземных запасов нефти и  газа;

    геологическое обслуживание эксплуатации нефтегазоносных пластов; планирование добычи нефти и газа.

    Первичная форма залегания  горных пород.

    Первичная форма зелегания характеризуется параллельным залеганием и слоистостью. Формы и пространственное положение горных пород в земной коре. Осадочные и метаморфические горные породы залегают обычно в виде слоев или пластов, ограниченных приблизительно параллельными поверхностями. Осадочные породы при ненарушенном первоначальном их залегании располагаются почти горизонтально (рис. 1), реже они имеют первичный наклон в одну сторону или изгибы, обусловленные рельефом той поверхности, на которой отлагались.

             По условиям накопления осадочных  горных пород выделяют 3 вида З.  г. п.: Трансгрессивное залегание,  Регрессивное залегание и Миграционное  залегание.

             По характеру нарушений различают  3 главные группы З. г. п.: складчатые, или пликатявные (без разрыва сплошности пластов), разрывные, или дизъюнктивные (с разрывом), и формы нарушения, связанные с внедрением (прорывом) магматических масс или высокопластичных пород (соли, гипсы) в ранее образовавшиеся толщи горных пород.

      

    Рис. 1. Горизонтальное залегание осадочных  пород: 1 — белый мел; 2 — кварцевый  песчаник; 3 — песчанистая глина; 4, 5, 6 — песчаник с различными прослоями; 7, 8, 9, 10 — известняк с прослоями  гипса и др.; 11 — рухляки; 12 —  оолитовый известняк.

    Движения земной коры

    Нарушения первоначального З. г. п. или их дислокации вызываются двумя причинами: эндогенными, к которым относятся тектоническим  движения, и экзогенными, как, например, деятельность поверхностных и особенно грунтовых вод, вызывающих оползни, обвалы, растворение пород и др. Среди складчатых форм нарушенного З. г. п. выделяются: односторонний наклон пластов под различными углами (моноклинальное залегание), изгибы пластов с образованием складок самых разнообразных размеров и форм (антиклинальные, синклинальные, прямые, косые, опрокинутые и др.). Среди разрывных нарушений выделяются крутопадающие нарушения, вызывающие разрыв сплошности пластов с движением прилегающих блоков пород в вертикальном, горизонтальном либо наклонном направлениях (сбросы, взбросы, сдвиги, раздвиги, надвиги). Крупные, пологонаклонённые или горизонтальные разрывы со смещением на десятки км носят название покровов или Шарьяжей. К прорывающим формам З. г. п. в осадочных толщах относятся диапировые складки (складки «с протыкающим пластичным ядром») и складки, возникающие при внедрении магматических расплавов. При наличии разновозрастных комплексов слоев различают 2 основных типа З. г. п.: Согласное залегание и Несогласное залегание. Эти термины используются для определения стратиграфических и структурных взаимоотношений. Стратиграфическое согласное залегание характеризует непрерывность накопления пород; при стратиграфическом несогласии в осадочных, вулканогенных и метаморфических толщах выпадают отдельные стратиграфические подразделения. При структурном согласном залегании комплексы пород разного возраста залегают друг на друге параллельно и комплекс верхних слоев повторяет формы залегания нижних. При структурном несогласном залегании нижний и верхний комплексы залегают различно, причём основание верхнего комплекса перекрывает различные слои нижнего комплекса, обычно имеющие более крутые углы наклона. Размещение слоев на косо срезанной эрозионными процессами поверхности более древней толщи называется прислонённым залеганием или прилеганием, а заполнение впадин в древнем комплексе пород более молодыми слоями, отложенными быстро наступающим морем, — ингрессивным залеганием. 
 

    Понятия геосинклиналь, коллектор, ловушка.

    Геосинклиналь – наиболее подвижная часть земной коры, в которой все время происходят движения, образуются горы или морские бассейны. Большая часть нефти залегает в геосинклиналь.

    

    Рис. 2 - СТАДИИ ОРОГЕНЕЗА: начальная - накопление осадков в вытянутом океаническом прогибе - геосинклинали (вверху). Внедрение интрузий магматических пород (в середине) приводит к поднятию первичных толщ осадочных пород и образованию гор, при этом продолжается осадконакопление. Впоследствии в поднятие вовлекаются и более молодые отложения (внизу), которые при этом испытывают складчатые и разрывные деформации.

    Коллектор - высокопористый и хорошо проницаемый пласт, сложенный из осадочных горных пород, которые хорошо пропускают нефть, газ, воду. Если коллектор сверху и снизу отделен непроницаемыми пропластками- это природные резервуар.

    Существует  несколько типов природных резервуаров:  

    пластовые, массивные, пластово-массивные и  литологические природные резервуары (рис. 3).

       

    Рис. 3. Природные резервуары

    1 – пластовый. 2 – массивный, 3 –  пластово-массивный,

    4 -литологически ограниченный .  

    -       Пластовый, у которого толщина (метры, первые десятки метров) намного меньше, чем площадь распространения (сотни квадратных километров). Коллектор в нем ограничен непроницаемой породой и в кровле, и в подошве. Основная циркуляция флюидов в ней происходит вдоль пласта. Гидродинамический потенциал таких резервуаров очень велик, а при отборе флюидов в нескольких локальных участках пластовые давления восстанавливаются достаточно быстро.

    -       Массивный – такой, у которого размер по разным направлениям примерно сопоставим. Обычно, это рифовые массивы, или подобные им выступовые тела. Размеры их от десятков метров до десятков километров. Циркуляция флюидов происходит в разных направлениях. Основное экранирующее значение имеет перекрытие плохо проницаемыми породами сверху.

    -       Пластово-массивный – если толща пластов-коллекторов, переслоенная непроницаемыми породами, имеет общий водонефтяной контакт, говорят о пластово-массивном резервуаре;

Информация о работе Отчет по педагогической практике