Патриотическое воспитание младших школьников на уроках познания мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:27, доклад

Описание

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [1]. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [1].

Работа состоит из  1 файл

Патриотическое воспитание.docx

— 206.94 Кб (Скачать документ)

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [1].  Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [1].

 О важности приобщения  ребенка к культуре своего  народа написано много, поскольку  обращение к отеческому наследию  воспитывает уважение, гордость  за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать  и изучать культуру своих предков.  Именно акцент на знание истории  народа, его культуры поможет  в дальнейшем с уважением и  интересом относиться к культурным  традициям других народов.

 Патриотическое воспитание  детей является одной из основных  задач дошкольного образовательного  учреждения. Следует подчеркнуть,  что в настоящее время выходит  достаточно много методической  литературы по данному вопросу.  Зачастую в ней освещаются  лишь отдельные стороны патриотического  воспитания детей в конкретных  видах деятельности, и нет стройной  системы, отражающей всю полноту  данного вопроса. Видимо, это закономерно,  поскольку чувство патриотизма  многогранно по содержанию. Это  и любовь к родным местам, и  гордость за свой народ, и  ощущение своей неразрывности  с окружающим миром, и желание  сохранять и приумножить богатство  своей страны. Исходя из этого,  в данном направлении воспитательной  работы Т.В. Иванова выделяет  целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка  любви и привязанности к своей  семье, дому, детскому саду, улице,  городу;

- формирование бережного  отношения к природе и всему  живому;

- воспитание уважения  к труду;

- развитие интереса к  русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных  знаний о правах человека;

- расширение представлений  о городах России;

- знакомство детей с  символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности  и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности,  чувства уважения к другим  народам, их традициям.

 Данные задачи решаются  во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде,  в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 Патриотическое воспитание  ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

 В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение  любви к своей Родине, активная  сопричастность к ее истории,  культуре, природе, к современной  жизни, ее достижениям и проблемам  [2].

 На каждом возрастном  этапе проявления патриотизма  и патриотическое воспитание  имеют свои особенности. Патриотизм  применительно к ребенку старшего  дошкольного возраста определяется  нами как его потребность участвовать  во всех делах на благо окружающих  людей, представителей живой природы,  наличие у него таких качеств,  как сострадание, сочувствие, чувство  собственного достоинства; осознание  себя частью окружающего мира.

 В период старшего  дошкольного возраста развиваются  высокие социальные мотивы и  благородные чувства. От того, как они будут сформированы  в первые годы жизни ребенка,  во многом зависит все его  последующее развитие. В этот  период начинают развиваться  те чувства, черты характера,  которые незримо уже связывают  его со своим народом, своей  страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

 Под патриотическим  воспитанием детей мы понимаем  взаимодействие взрослого и детей  в совместной деятельности и  общении, которое направлено на  раскрытие и формирование в  ребенке общечеловеческих нравственных  качеств личности, приобщение к  истокам национальной и региональной  культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного  отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим [4].

 Цель воспитания патриотизма  у детей старшего дошкольного  возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

 Задачи патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста включают:

- формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности  к родному дому семье, детскому  саду, городу, селу;

 формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности  к культурному наследию своего  народа;

- формирование духовно-нравственного  отношения к природе родного  края и чувства сопричастности  к ней; 

- воспитание любви, уважения  к своей нации, понимания своих  национальных особенностей, чувства  собственного достоинства, как  представителя своего народа, и  толерантного отношения к представителям  других национальностей (сверстникам  и их родителям, соседям и  другим людям).

 Содержание патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста раскрывается следующим  образом: 

- приобщение детей к  культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному  искусству, устному народному  творчеству, музыкальному фольклору,  народным играм. 

 - знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений  за состоянием объектов в разные  сезоны года, организация сезонного  земледельческого труда в природе  посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;

- организация творческой  продуктивной, игровой деятельности  детей, в которой ребенок проявляет  сочувствие, заботу о человеке, растениях,  животных в разные сезоны года  в связи с приспособлением  к новым жизненным условиям  и ежедневно по необходимости  [4].

 

 Патриотическое воспитание  детей реализуется в дошкольных  образовательных учреждениях по  различным программам.

 Программа <Дом, в  котором я живу> разработана  для детей в возрасте с 3 до 7 лет и предусматривает распределение  работы по патриотическому воспитанию  по трем блокам: 1 блок- <Моя семья>, 2 блок- <Родной город>, 3 блок- <Родная страна>. Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.

 Реализация программы  направлена на решение следующих  задач:

1. Повысить педагогическую  компетентность педагогов по  организации работы по патриотическому  воспитанию

2. Сформировать комплекс  нормативно- правового и организационно- методического обеспечения системы патриотического воспитания.

3. Ориентировать родителей  на патриотическое воспитание  детей путем прикосновения к  истории своей семьи

4. Воспитывать любовь  и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность  к гражданам России

5. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания  символов Российской Федерации  - герба, Гимна, Флага.

6. Воспитывать личность  гражданина-патриота Родины, способного  встать на защиту государственных  интересов страны.

 В программе патриотического  воспитания дошкольников <Моя страна> представлены циклы занятий по  разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой,  художественно-творческой, музыкальной.  Циклы объединены темами <Русь  изначальная>, <Все мы вышли  из природы>, <Россия. Золотой  век>.

 Главной целью данной  педагогической системы является  создание оптимальных условий  для всестороннего развития нравственно-патриотического  потенциала дошкольника через  грамотное построение целостного  педагогического процесса в дошкольном  учреждении на основе синтеза  опыта традиционной российской  системы общественного дошкольного  образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно  исторических материалов.

 Программа <Моя страна> в практической деятельности  способствует решению следующих  воспитательных задач:

1. Формирование эстетически  развитой личности.

2. Развитие активности  творческого потенциала нравственных  начал у дошкольника через  осознание самого себя в своих  поступках, чувствах, поведении.

3. Соприкосновение дошкольника  с высоконравственными идеалами  общечеловеческих ценностей и  национальной культуры мирового  значения.

 Реализация данных  и других разработанных современными  методистами программ по патриотическому  воспитанию детей дошкольного  возраста направлена, прежде всего,  на воспитание будущего гражданина.

 Осуществление патриотического  воспитания старших дошкольников  включает воспитание патриотических  чувств, любви к Родине, развитие  интереса к народной культуре, к родному языку, традициям  и обычаям.

 Список использованной  литературы:

1. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.

2. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

3. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и  И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1989.

4. Сухомлинский В.А. Как  воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

 

 

( из опыта работы)

МО учителей начальных  классов МОУ СОШ № 5 г.Мурманск

Цель: формирование ключевых компетенций учащихся

Задачи:

  • Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
  • Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
  • Изучить теоретические основы новой технологии;
  • Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
  • Исследовать результативность применения метода проектов, через внеклассную деятельность;
  • Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу  субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия  …» В. Гузеев

Этапы работы:

  • Теоретический
  • Практический:
    • - коллективный проект во внеклассной работе;
    • - урок в режиме проектного обучения;
    • - опытно-экспериментальная работа.

Теоретические сведения о методе проектов

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных  технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

  • представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Банк проектов

  • "Путешествие Капельки"
  • "Пернатые друзья"
  • "Осторожно, зима!"
  • "Охрана зрения"
  • "Я хочу, чтобы мой город был чистым!"
  • "Путешествие ботаника вокруг школы"
  • "О Жучках и Мурках"

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников на уроках познания мира