Патриотическое воспитание младших школьников на уроках познания мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:27, доклад

Описание

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [1]. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы [1].

Работа состоит из  1 файл

Патриотическое воспитание.docx

— 206.94 Кб (Скачать документ)

Урок в режиме проектного обучения

Этапы работы методом  проектов:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Опытно-экспериментальная  работа

  1. Участие в региональном эксперименте «От информационной культуры учителя к информационной культуре ученика»
  2. Обучение на курсах в МОИПКРО «Информационная культура учителя»
  3. Защита учебных проектов по программе Intel «Обучение для будущего»
  4. Обобщение и представление опыта работы МО учителей начальных классов:
    • На областной научно-практической конференции «Единое пространство детства: гуманизация и интеграция»
    • На городском семинаре «Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся» в рамках недели «Уроки педагогического мастерства»
    • ИНТЕРНЕТ (FTP://PROEKT2009:2009@FTP.NAROD.RU)

Вывод:

Таким образом, нам удалось  повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

 

Патриотическое воспитание учащихся – важнейшая из задач, которая  реализуется на уроках истории и  обществознания. В воспитании любви  к Родине курс истории призван  сыграть существенную роль, у уроков истории в этом смысле есть большое  преимущество в сравнении с другими  школьными курсами. Арсеналом патриотического  духа людей, гордости за свою Родину являются свершения прошлого, достижения культуры, плоды вдохновенного творческого  труда – словом все то, что  двигает прогресс человечества. Задача учителя истории – так показать эти страницы прошлого, чтобы пробудить  личностное отношение к ним учащихся, чувство сопричастности к прогрессивным  традициям народа, позволяющим гордиться  героическими делами предков. Курс истории  России начинают изучать с шестого  класса. И тут очень важно сразу  пробудить к нему интерес учащихся. С этой целью применяются старые проверенные методы и новые, которые  появились сравнительно недавно. Устное слово учителя такой метод, который  не только дает знания, но и должен вызвать  в учениках соответствующие переживания. В плане патриотического воспитания очень важна эмоциональная окраска. На уроках истории ситуация, заставляющая ученика прочувствовать, а не только осмыслить изучаемые события, создается благодаря живому насыщенному характерными деталями их изложению. Поэтому материал надо отбирать яркий, эмоциональный. Но тут нужно отметить, что и рассказ тоже должен быть ярким и эмоциональным. Немалое значение имеет тон звучания речи учителя, прочувствованность речи, ведь известно, что чувства не только внутреннее состояние, они проявляются и вовне – в выразительной речи, в жестах. Если учитель повествует о событиях не бесстрастно, а сам глубоко переживает их, это неизбежно находит свое внешнее выражение, передается слушателям, вызывает сопереживание. Большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы. Особую роль в формировании чувства патриотизма играют те документы, в которых наиболее наглядно выражена нравственная позиция участников исторических событий, которые говорят не только о героических поступках совершенных во имя своего народа, но и о мотивах этих поступков. Это дневники и письма участников военных походов и героических сражений, воспоминания и размышления людей, которые мирно трудились на благо своей Родины. И тут особую роль играют ИКТ. Учебные диски по истории имеют большое количество документов, при этом они позволяют услышать голос непосредственных участников исторических событий, которые делятся впечатлениями и размышлениями, увидеть документальные кадры, что дает возможность не только наилучшим образом донести до учащихся тот строй мыслей и чувств, который в них заключен, но и ощутить особое эмоциональное звучание документа. Конечно, это производит сильное впечатление, не позволяет ученикам оставаться равнодушными, заставляет задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки. Кроме этого на уроках истории с целью воспитания чувства патриотизма можно использовать художественную литературу и произведения искусства. Художественный образ дает отражение событий, преобразованное, сгущенное и заостренное творческим воображением писателя. Восприятие этого образа дает сильные эмоционально-эстетические переживания. Хотя переживается не действительность, а только изображенное, это подлинное переживание. Для того чтобы существенно повлиять на мотивы поведения личности, эстетическое переживание должно быть сильным и глубоким. Так на уроках истории России в 10 классе во время изучения Отечественной войны 1812 года очень эффективно можно использовать отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир», где идет описание Бородинского сражения. Благодаря таланту писателя наше воображение рисует картину грандиозного сражения, и конечно не оставляет нас безучастными. Современные же средства обучения, такие как ИКТ, дают еще большие возможности в этом плане. На этом же уроке благодаря новым технологиям можно показать отрывок из фильма С.Бондарчука «Война и мир». Включение исторического краеведения в систему изучения истории России также дает большие возможности в плане пробуждения и формирования чувства гордости за свою Родину. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края со всей Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого населенного пункта с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Изучая экономическую и политическую историю России необходимо обязательно устанавливать связь с историей Калужского края. Тут надо отметить, что наш поселок Дугна имеет богатую историю, и, знакомясь с темами «Борьба Московского княжества с Литвой», «Экономическое развитие России в первой четверти 18 века», «Отечественная война 1812 года», «Революция в России 1905 – 1907 годов», «Великая Отечественная война», привлекается материал по истории нашего поселка. Неизменно это вызывает большой интерес у учащихся и способствует развитию пониманию связи между нашей малой родиной и всей большой Россией. Большими возможностями в процессе обучения и сильной эмоциональной окраской обладает метод проекта. Элементы метода проекта заставляют работать исследовательские и творческие способности учащихся. Когда учащиеся сами работают с исторической литературой, с документами, готовят инсценировку исторических событий связанных с героическим прошлым нашей Родины, они еще в большей степени осознают свою сопричастность к славным делам наших предков.

 

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данной направлении , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

 

Задача педагогов и  родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера. Которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

 

Патриотическое воспитание в детском саду находится в  тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием.

 

Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года предусматривает  решение определенных задач в  этом направлении. Система образования  призвана обеспечить ( извлечение)

Историческую преемственность  поколений, сохранение, распространение  и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения  к историческому и культурному  наследию народов России;

Воспитание патриотов  России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы  личности. Обладающих высокой нравственностью  и проявляющих национальную и  религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям  и культуре других народов;

Формирование культуры мира и межличностных отношений;

Разностороннее и своевременное  развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков  самообразования, самореализацию личности и т.д.

 

Современная ситуация в сфере  дошкольного образования характеризуется, с одной стороны, наличием значительного  числа вариативных программ, разработанных  научно-исследовательскими коллективами; с другой – инициативами педагогов-практиков, педагогов-новаторов, их растущим профессиональным мастерством. Эти тенденции порождают  комбинированные образовательные  проекты, которые «увязывают» инициативы «извне» и «изнутри».

 

Наш детский сад работает по патриотическому воспитанию второй год. В свой работе педагоги ДОУ используют инновационные технологии, проектный  метод. Что же явилось предпосылками  использования проектного метода в  ДОУ?

 

Предпосылками использования  проекционного метода в ДОУ явились:

видоизменение и совершенствование  окружающей среды;

потребность педагогов в  инновационной деятельности;

вовлечение семей в  воспитательно-образовательный процесс;

многофункциональное взаимодействие с социумом.

 

Детский сад, куда приходит ребёнок дошкольного возраста, мы считаем должен вызывать интерес, восторг  и удивление в его глазах. Если каждый уголок детского сада позволяет  малышу узнать что-то новое, вызывает вопросы  и помогает находить на них ответы – значит, развивающая среда организована на высоком уровне. Мы поставили  перед собой цель: детям должно быть у нас комфортно и интересно. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют  педагогу необходимость выбирать более  эффективные средства обучения и  воспитания на основе современных методов  и новых интегрированных технологий.

 

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном  подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес  к различным областям знаний, формирует  навыки сотрудничества.

 

Вся окружающая ребенка среда  в Учреждении содержательно-информативна, привлекательна и доступна. В каждой группе оборудованы и эстетически оформлены развивающие центры по всем видам деятельности, а также центры уединения.

 

В ДОУ функционируют следующие  дополнительные помещения: Горница, Библиотека, Музей Севера, Зеленая Гостиная, мини лаборатория «Капелька», Бассейн , Фитобар, мини спортивный зал, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.

 

Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является музей Севера, где собран материал о родном крае: области, городе. Педагоги организуют экскурсии с детьми и  родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.

 

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс  освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние  на развитие личности ребенка. В этом педагогам нашего ДОУ помогает специальное помещение «Горница».Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы. А возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. Одним из отступлений от традиционного убранства русской избы было размещение на полках разнообразных произведений-предметов прикладного искусства (городец, хохлома, гжель). В «Горнице» проводятся занятия по ознакомлению с предметами русского быта, чтение русских народных сказок, оформление русских костюмов.

 

Задача воспитания гражданина и патриота требует работы в тесном сотрудничестве с другими организациями. За годы работы в данном направлении  мы заключили договора сотрудничества не только со школой, но и с библиотекой-филиалом №4, а также со «Школой Искусств». Организация совместной работы с  совхозом «Индустрия» и Пожарной частью позволила обеспечить планомерную  работу по ознакомлению детей с трудом взрослых нашего города. Сотрудничество с музеями и ботаническим садом  расширило знания детей и взрослых о родном крае, его природе и  минералах.

 

Планирование работы в  данном направлении проводится по следующим  темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам  — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они  живут. Причем темы повторяются в  каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала  и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического  воспитания детей являются тематические занятия. В ДОУ педагогами разработан цикл занятий (в каждой возрастной группе) по ознакомлению детей с родным краем.

 

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют  возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования  и позволяют наиболее полно и  успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому основным методом  работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. За время  работы в этом направлении педагогами ДОУ разработаны и реализованы  следующие проекты:

Деревья – наши зеленые  друзья

Граждановедение для домовят

Родной край и плавание- две составляющих здоровья северянина.

Моя маленькая родина в  стихах

Белая береза

Заповедные острова 

Родной природы малый  уголок.

 

Издавна на Руси любили праздники  и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий  характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности  культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая  прежние традиции, показать их детям  в новом, современном звучании.

 

Лучшее средство для этого  – праздники и развлечения. В  настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые  ежегодно проводятся в нашем детском  саду. Это:

народные и фольклорные  праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

 государственно-гражданские  праздники – Новый год, День  защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;

 международные праздники  – День матери, Международный  женский день, День защиты детей;

 православные праздники  – Рождество Христово, Пасха;

 бытовые и семейные  праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

 

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением  зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

 

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое  значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. В нашем детском саду весь спектр дополнительных услуг поделен на три направления:

художественно – эстетическое: клубы по интересам «Волшебные ножницы» и «Читалочка», театральный клуб «Радужка»

 интеллектуально –  познавательное: клуб по интересам  «Капелька»

 

Использование инновационных  технологий позволило педагогам  ДОУ повысить уровень развития детей  в художественно-эстетическом и  интеллектуально-познавательном направлении . Ежегодно дети ДОУ участвуют в театральном фестивале «Солнечный круг», различных городских экологических проектах и конкурсах.

 

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения  с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки  и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали  себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с  участием родителей, «Вечера вопросов и ответов»/с участием психолога, логопеда, воспитателя по экологическому воспитании./. Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи. Родители оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в ремонте веранд, в благоустройстве территории детского сада.

 

Вот уже второй год детский  сад организует проведение городском  Фестиваля творческих работ «Сказание  о родном крае. Педагоги, родители и воспитанники детских садов , в этом году и школ города, активно принимают участие в Фестивале. Концертная программа является своеобразным подведением итогов творческих дней Фестиваля. Воспитанники ДОУ с удовольствием поют, танцуют, сочиняют и рассказывают стихи , сказки и рассказы о родном крае, его жителях и тружениках.

 

В ДОУ проводится планомерная работы по методической тему. Это семинары , смотры-конкурсы, педсоветы и мастер-классы.

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников на уроках познания мира