Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:53, контрольная работа
Анализ научной литературы по проблеме патриотизма сотрудников показал, что данное понятие является сложным и условно можно дифференцировать его по направлениям, в которых определяется главный существенный признак
1.Понятие патриотического воспитания сотрудников ОВД
2.Формирование культуры у сотрудников ОВД
3.Основные направления, формы и методы патриотического воспитания в ОВД
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие
патриотического воспитания сотрудников
ОВД
2.Формирование культуры у сотрудников ОВД 3.Основные направления, формы и методы патриотического воспитания в ОВД Список литературы |
3
8 13 15 |
1.Понятие
патриотического воспитания
сотрудников ОВД
Анализ научной литературы по
проблеме патриотизма
1) патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как одно из высших чувств, которые впервые появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сферах жизни.
2) понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества.
3)
патриотизм как глубоко
4)
одним из характерных
5)
в качестве первоосновного
6) истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и неиссякаемый источник, важнейший мотив социально значимой деятельности наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Основываясь на этих и других подходах к пониманию понятия «патриотизм», представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, черты, дать ему целостное определение. В своем исследовании мы опираемся на точку зрения Н.В. Ипполитовой и рассматриваем патриотизм как интегративное качество личности, неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности1.
Изучение проблемы
Слово «патриот» в русском языке появляется не ранее 18 века и происходит, как и немецкое «Patriot», от французского «patriote». Последнее возникло под влиянием средневековой латыни (patriota) и означало в 15-16 вв. «гражданин» (т.е. в первоначальном смысле «горожанин») или «земляк», «соотечественник». Лишь с 17 века у слова «патриот» появился оценочный оттенок: так стали именовать людей, любящих свое отечество и самозабвенно готовых служить ему. Век Просвещения подвел закономерный итог этому процессу, закрепив слово за «свободными и равноправными гражданами, готовыми принести себя в жертву своей стране и своим согражданам..
Подлинный расцвет патриотизма связан с личностью Петра 1, с его многогранной деятельностью, направленной на укрепление России. Великий реформатор и преобразователь ставил верность Отечеству выше всех иных ценностей преданности самому себе. Чувство патриотизма являлось важнейшим критерием при определении кандидатов на получение чинов, наград и званий, главным побудительным мотивом в бою. Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр 1 говорил: «И так, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество…»2.
Значительное внимание
Следует отметить, что термин «патриотизм» в России начала 20 века, как и во многих развитых странах, трактовался далеко не однозначно, и часто его связывали, прежде всего, с готовностью к защите Отечества, военной подготовкой и службой в армии. Патриотизм этого периода нередко отождествлялся с милитаризмом, с военизацией общественной жизни, с повышением духа народных масс. «Ставя патриотизм на подобающее ему место, необходимо заметить, что любовь к родине и народная гордость, очевидно, неразрывны с милитаристским настроением как национальным воодушевлением, полным сознания мощи нации; это великое сознание склонности народа к самосохранению, иначе – признание им своей боеспособности»3.
В 90-е годы 20 века в России наблюдается кризис идентичности: противоречивое расставание с прошлыми нормативами и ценностями; трудное и долгое восприятие новых, не совсем чуждых, но и не совсем близких нашей ментальности. Прежние установки потеряли практическое значение, новые слишком непривычны; нет даже навыков приспособления к ним. Отсутствие четко определенной обществом национальной идеи: ценностных ориентиров в духовно-нравственной, экономической, политической сферах не позволяет развиваться государству.
В это время патриотизм рассматривается как сложное явление общественного сознания, проявляющиеся в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей. Так, Ю.Н. Трифонов рассматривает патриотизм как «исторически сложившуюся и развивающуюся категорию социальной философии, отражающую положительное отношение людей к своему Отечеству, выраженное в чувствах и идеях любви к нему, проявляющееся в деятельности на его блага, в реализации которого участвуют государственные и общественные организации»4.
В.И. Лутовинов отмечает: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине»5.
Н.В. Ипполитова рассматривает патриотизм в нескольких аспектах: в философском как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, - общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом – как сложное нравственное качество6.
Резюмируя представленные материалы следует подчеркнуть, современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структурой и многообразием форм проявления.
Сотрудник, сознавая свою личную ответственность за выполнение задач, стоящих перед УИС, считает своим долгом придерживаться основополагающих нравственных ценностей:
-государственности − как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства;
-гражданственности − как преданности Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, уважении и корректности к государственным и общественным институтам;
-патриотизма
− как глубокого и возвышенного чувства
любви к Родине;
2.Формирование
культуры у сотрудников
ОВД
Уважение
прав, свобод и достоинств личности
является одним из важнейших общепринятых
человечеством приоритетов
Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, необходимую для наиболее полного и беспрепятственного осуществления политических, социально-экономических и личностных прав и свобод граждан: Охрана, защита прав и свобод личности — одна из основных задач правоохранительных органов. Деятельность органов внутренних дел, как одного из самостоятельных институтов правоохранительных органов, занимает особое место в системе юридических гарантий, посредством которых обеспечивается реализация прав и свобод граждан в государстве. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантируемости требует от всех работников органов внутренних дел высокой правовой культуры. Особенности деятельности работников органов внутренних дел определяют специфические черты их правовой культуры. Правовая культура этой категории должностных лиц отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц не столько элементами структуры, сколько их качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике.
В общем представлении правовая культура отражает юридическую действительность и регулирует поведение любой личности в сфере права. Структурными элементами правовой культуры выступают такие компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.
Отношение к юридической действительности включает не только познания явлений правового порядка, но и сознание, осмысление прав, свобод, обязанности, а через них — права как особенного социального института, отраслей права, конкретных правовых ситуаций.
Само по себе сознание личностью своих прав и свобод, обязанностей и ответственности еще не формирует отношения к правовой жизни общества. Осознания прав, свобод, обязанностей, ответственности, а через них других явлений правовой действительности связано с их оценкой. Оценочный компонент — важный аспект правовой культуры.
Отношение к правовой жизни в значительной мере зависит от оценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставление правовых норм с собственными личностными потребностями, интересами, мотивами, целью и социальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересами личность либо сознательно согласует свое поведение с обозначенным в праве образцом, либо совершает внешне правомерные действия, не опирающиеся на внутреннюю мотивацию, либо вообще отклоняется от предлагаемого правовой нормой варианта поведения.
Успех любого дела зависит прежде всего от человека и его культурного потенциала, от степени сформированности социально-значимых, творческих качеств личности, от продуктивного использования специальных знаний, умений, от обладания широкого профессионального кругозора. Сегодня важно не только обладать знаниями для выполнения конкретных действий, но и знать сам механизм деятельности, понимать ее структуру, уметь обучаться постижению правил деятельности. Можно ли считать задачу овладения слушателями профессиональным мастерством реальной в условиях учебного процесса? Если профессиональное мастерство рассматривать как целостное состояние профессиональной культуры специалиста, то достижение его в процессе подготовки вполне реально при условиях интенсивного обучения /повышения культуры учебного труда/, оптимального организационно-методического и материального обеспечения.
Своеобразным фундаментом, который позволяет адекватно вести себя в проблемных ситуациях и продуктивно решать разнообразные задачи, быстро и эффективно обучаться новому, является творческая культура.
Информация о работе Патриотическое воспитание сотрудников ОВД