Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание

Воспитание патриотизма рассматривается нами как педагогический процесс целенаправленного и систематического взаимодействия со студентами в целях формирования у них патриотических чувств, умений, знаний, понимания важности и необходимости работы в учреждениях сферы культуры. Оно предполагает педагогическое взаимодействие между воспитателями и воспитуемьши, направленное на достижение соответствующих воспитательных целей.

Работа состоит из  1 файл

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики


Библиографическое описание: Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики [Текст] / Я. В. Макарчук // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 24-28.

Одним из приоритетных направлений современного образования является патриотическое воспитание, основная цель которого в  соответствии с государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», трактуется как воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [1, 2, 5].

Изучение  философской, психолого-педагогической литературы показывает, что во все времена одним из основных направлений являлось воспитание у ребенка любви к своей Родине, родной природе, а также бережное к ним отношение, что является актуальным во все времена и во всех обществах. Вопросы патриотического воспитания освещаются в литературных памятниках эпохи древнерусского государства, где главной идеей всех произведений является воспитание любви к Отечеству, готовности к его защите.

В дооктябрьский  период проблема патриотического воспитания наиболее ярко отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Во взглядах на цель воспитания их объединяет мысль о том, что нужно воспитывать патриота, смелого, настойчивого, трудолюбивого, высоконравственного человека. Согласно идеям К.Д. Ушинского, русского ребенка нужно воспитывать в духе патриотизма, глубокой любви к Родине. Главное место среди задач воспитания он отводит воспитанию нравственности.

В начале XX в. большое внимание патриотическому воспитанию уделяли Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, чьи идеи воспитания гражданина, проникнутого патриотическими чувствами, не потеряли актуальности и в настоящее время.

После 1917 г. тема патриотического воспитания стала одной из центральных, и  выделялись два аспекта в решении данной проблемы. Ученые советского периода обосновали идеи воспитания советского патриотизма в единственном ключе - верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, в подчинении личности интересам коллектива (М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.) [4]. Советский патриотизм вдохновлял людей на военные и трудовые подвиги, помог победить в Великой Отечественной войне, а затем восстановить разрушенную экономику.

Выдающийся  мыслитель современности Д.С. Лихачев  отмечал важность воспитания любви к Отечеству: «осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим» [3, с. 208]. Эта идея приобретает особую значимость в условиях поликультурного и полиэтнического общества. В.А. Сухомлинским выделялась важность воспитания в школе у ребенка советского патриотизма, который затрагивал бы все стороны личности человека – его сознание, чувства и волю.

Процесс перехода России от тоталитарного режима к гражданскому правовому государству  в 90-х гг. XX века сопровождался пересмотром духовно-нравственных ценностей общества. После распада СССР и перехода российской экономики на рыночные отношения стали возрождаться национальные традиции досоветского периода. В результате этого возникла потребность в разработке новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения с учетом имеющихся теорий и концепций патриотического воспитания. Обобщенно их представим.

В своих  исследованиях отечественные ученые определяют патриотизм как политический принцип и философская категория (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), как сложное нравственное качество (В.В. Белоусов, Л.Р. Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.). С педагогических позиций, как и предыдущие исследователи, считаем, что патриотизм имеет духовно-нравственную основу, соответственно, это есть одно из направлений нравственного воспитания.

Взгляды педагогов на цели обучения и воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития индивидуальных способностей личности ребенка, развития его индивидуальности, самостоятельности, толерантности, инициативности. Известными представителями в области нравственного и патриотического воспитания постсоветского периода являются: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, О.С. Газман, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.В. Щуркова и другие.

В требованиях  новых Федеральных государственных  образовательных стандартов общего образования указано на необходимость  повышения качества общего образования  современной личности посредством  создания благоприятных условий в школе, так как в ней сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовно-нравственная жизнь школьника. Как видно, требования современной образовательной практики и имеющиеся теоретические подходы указывают на возрастающее значение и актуальность нравственного воспитания школьников, в том числе патриотического воспитания. Эмпирический опыт наблюдения и анализ существующей практики школьного образовательного процесса показывает, что все больше в сознание детей внедряется идеология индивидуализма (любить только себя, деньги – лучшее богатство и т. д.), в которой речи не идет о родном доме, родине и Отечестве.

Таким образом, недостаток личностей с  патриотическими установками, патриотическим поведением в современном обществе наталкивает на необходимость решения следующей проблемы: каковы оптимальные педагогические условия, технологии и средства патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе?

Считаем, что музейная педагогика является одним  из средств патриотического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы, так как младший школьный возраст (7 – 10 лет) является сензитивным периодом для любого социального влияния, в том числе, патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные специальные исследования ученых: А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина. В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.

За  последние десятилетия в поисках  оптимальных путей и средств  патриотического воспитания учеными  рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место  занимает музейная педагогика. Понятие музейная педагогика трактуется как «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [6, с. 37].

Музейная  среда является частью социокультурной  среды и определяется нами как  общественные, материальные и духовные условия деятельности человека, созданные  в рамках музея, и отношения, которые  возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Музейная среда включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат.

Учеными исследованы различные аспекты  использования музейной педагогики в воспитании школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся (Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморенко, Л.В. Шеметова, И.А. Шпаченко); развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта средствами музейной педагогики (А.С. Огоновская, М.В. Соколова); развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования (Г.В. Вишина).

Практика  реализации музейной педагогики описана  в трудах историков и ученых Хакасии: Я.И. Сунчугашева, Э.А. Севастьяновой, В.В. Рукосуевой и др., где Республика Хакасия рассматривается как регион, имеющий различные виды музеев, богатые культурно-исторические памятники. Республика Хакасия содержит в себе огромные возможности патриотического воспитания средствами музейной педагогики: проведение экскурсий в музеи под открытым небом, создание музеев образовательных учреждений, в том числе школьных музеев, научная и учебно-исследовательская работа школьников и т.д. Данная работа активно проводилась в Хакасии в советский период и возрождается в настоящее время, но еще не проникла во все уголки Хакасии.

В нашем  исследовании мы пошли по пути включения  элементов музейной педагогики в  учебно-воспитательный процесс начальной  школы с целью усиления патриотического  воспитания младших школьников, для  чего использовались доступные средства музейной педагогики. Отметим, что понятие «средства музейной педагогики» рассматриваются учеными как материальные средства, прежде всего: музейные экспонаты, основные и вспомогательные фонды, программные продукты, аудиовизуальные средства и т.д. Данные средства используются педагогами при создании школьных музеев совместно с учащимися в процессе учебно-исследовательской, поисково-собирательной работы школьников.

Одними  из ведущих принципов опытно-экспериментальной  работы явились принципы интеграции краеведческого материала с программным материалом, также системности и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Технология использования  средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников заключается  во включении элементов музейной педагогики в учебную и внеучебную деятельность учащихся в определенной системе.

На  первом этапе нашей опытно – экспериментальной  работы (сентябрь – октябрь 2007 г.) ставилась  задача изучения уровня патриотической воспитанности младших школьников. На основе анализа научной и педагогической литературы были выделены структурные компоненты патриотической воспитанности, в соответствии с которыми определены показатели и критерии патриотической воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-побудительный, деятельностный и рефлексивный. Выявление уровня развития компонентов проходило согласно разработанной анкете и диагностическим методикам. Также была проведена прямая и косвенная диагностика ценностных ориентаций младших школьников (по М.И. Шиловой), соотносимых с патриотическими чувствами и знаниями. Для выявления уровня патриотизма как нравственного качества младших школьников были применены отдельные фрагменты программы изучения нравственной воспитанности школьников М.И. Шиловой, куда наряду с имеющимися критериями нами включен дополнительный – отношение к своей семье. На основе перечисленных методик мы проследили уровень патриотической воспитанности у каждого исследуемого школьника.

Результаты  проведенного нами констатирующего  этапа опытно-экспериментальной  работы показали недостаточность патриотических представлений и отношений у младших школьников, поэтому на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы включили элементы музейной педагогики в учебную и внеучебную деятельность учащихся начальной школы. Элементы музейной педагогики были включены в следующие учебные предметы: математика, русский язык, край родной, трудовое обучение, изобразительное искусство во время их обучения во 2 – 3 классах.

Учителям  экспериментальной группы предложили включить задания с краеведческим  содержанием в следующие этапы  урока математики: актуализация ранее изученного материала, закрепление, повторение. Были организованы уроки-путешествия по математике, содержащие исторические сведения о Хакасии с использованием экспонатов школьного музея. На уроках математики школьникам предлагались задачи, ответы на которые они могли бы дать самостоятельно, а затем проверить себя, поработав в школьном музее с экспозициями: «Абаканский зоопарк», «Геологическое прошлое нашей Республики» и др.

В содержание уроков русского языка были включены следующие задания: списывание текстов стихов об истории, природе России, Хакасии, мини-диктанты, синтаксический разбор предложений с этнокультурным содержанием, морфологический и морфемный разборы слов.

Содержание  уроков курса «Край родной» само по себе насыщено краеведческим материалом, но в него мы добавили чтение произведений хакасских поэтов и писателей, проведение уроков в школьном музее, на которых школьники знакомились с историей Абаканского зоопарка, мясокомбината, трикотажной фабрики, историей родной школы.

В целях  освоения элементов национальной культуры на уроках изобразительного искусства школьники рисовали персонажей русских и хакасских сказок, костюмы русского и хакасского народов, родную природу, а затем оформляли тематические выставки в школьном музее. На уроках трудового обучения учащиеся изготавливали приглашения в школьный музей, элементы хакасского национального костюма – пого, лепили из пластилина курганы, стелы, а также воспроизводили сцены из жизни и быта древних людей. Учебная деятельность младших школьников обогащалась знаниями о своей Малой родине, ее истории и культуре.

Во  внеучебной деятельности младших школьников патриотическое воспитание осуществлялось через проведение внеклассных занятий  и занятий краеведческого кружка в соответствии с авторской программой, рассчитанной на два года обучения. Внеклассные занятия с младшими школьниками проводились в школьном музее на следующие темы: «Я – гражданин России», «Мой город», «Заповедник «Хакасский», «День защитника Отечества», «В бой мы шли не ради славы», «История улиц» и др.

Все они  преследовали цель - воспитание у младших  школьников патриотизма, уважения к  национальной культуре и нравственного  отношения к культурно - историческим памятникам своего родного края. Данный кружок функционирует на базе школьного музея школы №22 г. Абакана, в создании которого принимали участие сами учащиеся начальной школы; они продолжают собирать материал для музея, изготавливать материал для экспозиций и учатся самостоятельно их оформлять.

Информация о работе Патриотическое воспитание