Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа

Описание

Воспитание патриотизма рассматривается нами как педагогический процесс целенаправленного и систематического взаимодействия со студентами в целях формирования у них патриотических чувств, умений, знаний, понимания важности и необходимости работы в учреждениях сферы культуры. Оно предполагает педагогическое взаимодействие между воспитателями и воспитуемьши, направленное на достижение соответствующих воспитательных целей.

Работа состоит из  1 файл

Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Системное патриотическое воспитание осуществляется только при наличии целенаправленной программы. Наша программа краеведческого кружка была рассчитана на два года обучения. Всего выделено 12 разделов (9 разделов изучаются на первом году обучения, 3 основных раздела на втором году обучения). Кратко остановимся на отдельных разделах программы кружка.

На  первом году обучения после вводного занятия изучаются темы: «Наше  наследие», «Что такое культурное наследие, что такое культура», «Путешествие на дно колодца времени», «Почему вещи попадают в музей?», «Мой музей: каков он?», «Музейные профессии», «Музей моей Республики», «Хакасия – родная земля!», «Распахнутая земля», «Учимся читать послания из прошлого», «В мастерской первобытного художника» и др.

На  втором году обучения изучаются два  больших раздела:

  1. Мы – юные экскурсоводы.
  2. Мы – юные исследователи. Школьники выступают в роли юных ученых, работая по темам «Мое генеалогическое древо», «Конкурс статей на тему: «Все начинается с родного гнезда!», «Тайна музейного экспоната». Также школьники готовятся к участию в школьной конференции и организуют саму конференцию.

Своеобразный  рефлексивный отчет представляют учащиеся, готовясь к занятию по теме «Чему мы научились?»

Ведущая цель формирующего этапа нашей опытно-экспериментальной  работы «Патриотическое воспитание младших школьников» реализовывалась также в процессе осуществления межпредметных связей для обеспечения системности в воспитании учащихся начальных классов. Например, на внеклассных занятиях школьники знакомятся с историей хакасского национального костюма, затем на уроках изобразительного искусства (или трудового обучения) воспроизводят его на бумаге, на уроке русского языка пишут сочинение на данную тему, а на уроке математики выполняют следующее задание: «Решив данные примеры, определи цвет деталей узора и закрась их».

Патриотическое  воспитание младших школьников невозможно без экологического воспитания, поэтому  обращалось внимание на природоохранную  деятельность учащихся. Так, школьники  знакомились с природой Республики Хакасия на внеклассных занятиях и при посещении выездной экскурсии в Республиканский музей-заповедник «Казановка», на уроках изобразительного искусства рисовали природные уголки Хакасии, на уроках окружающего мира анализировали и прослеживали неразрывную связь человека и природы и т.д.

Итак, на формирующем этапе исследования были подобраны такие виды работ, которые способствовали развитию у  младших школьников всех компонентов  патриотизма: когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного и рефлексивного.

На  заключительном этапе опытно-экспериментальной работы (май 2009 г.) у учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп выявлен преобладающий средний уровень сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности, но у 31,5% школьников ЭГ обнаружен уже высокий уровень развития данного компонента патриотической воспитанности по сравнению с КГ (12,5%). Исследование показало, что у младших школьников доминировал средний уровень сформированности эмоционально-волевого компонента патриотической воспитанности. Данный компонент остался ярко выраженным по сравнению с когнитивным, особенно у школьников ЭГ (47%). У 28% младших школьников ЭГ наблюдался высокий уровень сформированностидеятельностного компонента патриотической воспитанности. В КГ результаты распределились почти поровну (средний – 47%, низкий – 53%), высокий – отсутствовал.

Как показало исследование рефлексивного компонента патриотической воспитанности младших школьников на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в ЭГ, на контрольном этапе в ЭГ и КГ, у 70% учащихся в ЭГ наблюдаелся высокий уровень развития рефлексивного компонента. У школьников же КГ произошли незначительные изменения в развитии рефлексивного компонента патриотической воспитанности (у 50% - высокий уровень на констатирующем этапе, у 55% - на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы).

Комплексное применение методов анкетирования, наблюдения и диагностических методик  показало повышение уровня патриотической воспитанности младших школьников в ЭГ по сравнению с КГ и результатами констатирующего этапа (рис. 1).

 


Констатирующий этап Заключительный этап

 

Рис.1. Показатели уровней патриотической воспитанности младших школьников (экспериментальная, контрольная группы, ноябрь 2007 г., май 2009 г.)

Примененные нами методы вторичной статистической обработки данных опытно – экспериментальной  работы (χ2, t – критерий Стьюдента) позволили сделать вывод о том, что по результатам опытно-экспериментальной работы у школьников экспериментальной группы уровень патриотической воспитанности существенно повысился по сравнению с контрольной группой учащихся школы №22 г. Абакана.

Соответственно, можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа оказалась успешной. В ходе ее проведения нами апробирована методика воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики, которая включает в себя проведение системы занятий по программе краеведческого кружка, взаимосвязанной с включением элементов музейной педагогики в содержание учебной и внеучебной работы с младшими школьниками.

В заключение отметим, что в постоянно изменяющихся условиях необходим поиск адекватных технологий патриотического воспитания подрастающего поколения, что является задачей не только педагогов, но и всего современного общества.

 

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.llr.ru/razdel3.php?id_r2=55.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.
  3. Лихачев, Д.С. Раздумья [Текст] / Сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. – М.: Дет. лит., 1991.–318 с.
  4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. – С. 93 – 102.
  5. Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt.
  6. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность [Текст] / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 37 – 43.

Информация о работе Патриотическое воспитание