Педагогическая конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:11, курс лекций

Описание

2.причины возникновения конфликтов типа «учитель -- ученик». Причины педагогических конфликтов. К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, между классом и классом. Так же педагогические конфликты являются частью конфликта поколений.

Работа состоит из  1 файл

педагогическая конфликтология.docx

— 88.16 Кб (Скачать документ)

 

14. Методы разрешения конфликтов: четырехэтапный метод разрешения конфликтной ситуации Д.Дана. 1) Создание атмосферы доброжелательности, доверия. Необходимо убедить партнера в необходимости встречи для обсуждения конфликта. - Как ты думаешь, действительно ли существуют разногласия между нами? - Задеты ли наши интересы в конфликте? - Если конфликт будет устранен, будет ли нам легче дальше общаться? - Я хотел бы встретиться с тобой для решения этой проблемы в удобное для тебя время и в любом удобном для тебя месте. 2) Необходимо позаботиться об организации места встречи: изолированная комната без посторонних лиц, телефона, яркого света (может быть чай, прохладительные напитки; кофе не рекомендуется). 3) Встреча оппонентов. Вначале выразите чувства по поводу прихода партнера по общению: - Я рад тому, что вы согласились прийти на встречу (обсудить наше дело). Заявите об оптимизме: - Я надеюсь, что мы сможем найти взаимоприемлемое решение. Напомните основные правила беседы: - Очень важно, чтобы наш диалог не прерывался и не был закончен на полпути. - Вы  действительно свободны в пределах этого часа? - Постараемся воздержаться от силового давления. Я надеюсь, мы найдем решение, подходящее для нас обоих. - Насколько я понимаю, проблема возникла… (выражает свою точку зрения). Приглашаете к беседе оппонента: - А как вы считаете? «Прорыв» в беседе происходит в момент нахождения совместного решения. «Прорыва» может и не быть. 4) Заключение соглашения.  (Лучше делать это в письменном виде). Оговаривается: кто и что конкретно должен делать, при каких условиях, каковы сроки действия соглашения.

 

13. Принципы анализа и  управления конфликтами в педагогическом  процессе. 1.Принцип заинтересованности  в психолого-педагогических последствиях  конфликта. Он означает необходимость  увидеть воспитательное значение  конфликта, возможное использование  его для нравственного развития  личности, извлечение позитивного  опыта для каждого из его  участников. Соблюдение этого принципа требует понимания того, что формально-административные меры по устранению инцидента далеко еще не устраняют конфликтную ситуацию, обусловившую его возникновение, которая может потребовать длительной педагогической работы. 2.Принцип системности анализа причин конфликта предполагает использование всех  уровней анализа, понимания соотношения объективных и субъективных факторов в его возникновении, поскольку эффективные способы разрешения конфликта самым тесным образом связаны с правильным пониманием взаимосвязанности и взаимообусловленности различных факторов, повлиявших на возникновение конфликтной ситуации. В случае, когда объективная база конфликта отсутствует, и конфликт связан только с субъективными причинами и обстоятельствами, необходимо соблюдать третий принцип. 3.Принцип исключения односторонней ответственности за возникновение конфликта. В конфликте участвуют две стороны, и каждая вносит свой «вклад» в развитие конфликта. Приписывание односторонней ответственности в поиск виновного, как правило, не является лучшей педагогической стратегией в работе с конфликтом. Требуется уважение к каждой их конфликтующей сторон, стремление понять ее проблемы и мотивы, толкнувшие на конфликтное взаимодействие. Перед педагогом, управляющим развитием конфликта, стоит задача сделать его эффективным для каждого участника, довести до его сознания те внутренние «дефекты», которые обусловили возникновение конфликта с его стороны. 4.Принцип нейтралитета. Нейтральная позиция по отношению к враждующим сторонам совершенно необходима для  эффективного разрешения конфликта, т.к. потеря нейтралитета лицом, занимающим в конфликте позицию «третейского судьи», работающим с конфликтом, грозит лишь разрастанием конфликтной ситуации, подключением к ней новых участников. Однако этот нейтралитет не может быть созерцательным, а должен быть активно заинтересованным в действенной помощи каждой из сторон конфликтного взаимодействия. 5.Принцип профилактики конфликтов. В педагогическом процессе потенциальных конфликтов гораздо больше, чем актуализировавшихся, и лучше их предотвратить, чем устранять тогда, когда они выливаются в конфликтное взаимодействие. Предотвращение конфликта связано с умением вычленить его основу – конфликтную ситуацию и устранить ее. Действенная профилактика конфликтов состоит не в игнорировании конфликтных ситуаций, а в выявлении их. Работа же с конфликтной ситуацией почти исключает формально-административные меры и предполагает психолого-педагогические. Если же заботы  педагогов сводятся лишь к тому, чтобы погасить инцидент, то конфликт способен принять скрытое течение, которое опасно своими деструктивными последствиями для всех участников конфликта.

 

12.факторы конструктивного разрешения педагогического конфликта. Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому - это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя - основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт. Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный. Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам. 

15. внутриличностный конфликт педагога. В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями. Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А.Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. Внутриличностный конфликт можно определить, как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов). Характеристики внутриличностного конфликта: 1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности; 2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания; 3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек просто выбирает из двух зол меньшее, из двух благ – большее, а наказанию предпочитает награду; 4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями; 5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: - противоречивыми позициями сторон; - противоположными мотивами, целями и интересами сторон; - противоположными средствами достижения целей в данных условиях; - отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения. Показатели внутриличностного конфликта: 1.когнитивная сфера: противоречивость образа «Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался. 2.эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания. 3.поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. 4.интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

 

16. межличностный конфликт педагогов. Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями преподавательского коллектива. По мнению преподавателей, причины конфликтов коллективах имеют следующие основания:- различия в ценностных ориентациях; - различия в уровне профессионализма; - нетерпимость, бестактность в общении друг с другом; - разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей. В последние годы в среде преподавателей возросло количество внутриличностных конфликтов. Материальные трудности, низкий социальный престиж вынуждают преподавателей искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности. Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.

 

19. Динамика педагогических конфликтов. Так как образовательный процесс - это система деятельностная и динамическая, то и конфликт в ней обусловливается не только исходными параметрами, но и процессом развёртывания или стадиями развития. Динамика конфликта - этапы его развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий. Конфликт можно представить в виде трёх основных составляющих: конфликтной ситуации, инцендента и конфликтного взаимодействия. Конфликтная ситуация - это совокупность условий, возникающих в любом социуме и создающих определённое психическое напряжение, по причине которого ослабевает рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. В основе конфликтной ситуации всегда лежит какое-либо противоречие. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликт. Для превращения противоречий в конфликты необходимо осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт ещё не наступает. Инцидент - первый открытый этап в динамике конфликта, выражающийся во внешнем противодействии, столкновении сторон. Именно он переводит конфликт из латентного состояния в актуальное. Это момент, когда хотя бы одна из сторон начинает воспринимать ситуацию как конфликтную и предпринимает какие-либо действия по отношению к оппоненту. Конфликтное взаимодействие - “собственно конфликт”, складывается из “цепочки” или “спирали” взаимных реакций сторон. В динамике конфликта, то есть в его реализации как процесса, выделяют семь стадий его развития:

1) предконфликтная стадия; 2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуацией; 3) интеллектуальный этап развития; 4) критический этап развития; 5) спад напряжённости в противодействии; 6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения; 7) разрешение конфликтной ситуации, либо выход из неё одной из сторон.

 

Конфликт – это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок  может делиться на части, «начало» и  «завершение» которых будут отдельными этапами конфликта. Развитие этапов и весь процесс конфликта определяют динамику конфликтного взаимодействия.

Возможные этапы (или стадии) конфликта :

1)предконфликтная стадия (латентный этап);

2)стадия открытого конфликта;

3)стадия завершения конфликта;

4)послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе  возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая  после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликта  – это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон – инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация конфликта. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.

Любой конфликт имеет временные  границы - начало и окончание конфликта. Начало конфликта характеризуется  возникновением первых актов противодействия. Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий: 1.один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (как физически, так и морально, информационно); 2. второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3. второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику. Окончание конфликта – прекращение действий друг против друга. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: Латентный период включает этапы: - возникновение объективной проблемной ситуации (существует противоречие между субъектами, но оно еще не осознано и нет конфликтных действий); - осознание объективной проблемной ситуации (восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия); - попытки сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием). Предконфликтная ситуация воспринимается как наличие угрозы безопасности общественным интересам одной из сторон взаимодействия, что провоцирует конфликтное поведение. Открытый период часто называют собственно конфликтом. Он включает следующие этапы: - инцидент (первое столкновение сторон); - эскалация (резкая интенсификация борьбы оппонентов); сбалансированное противодействие (стороны продолжают противодействовать, но интенсивность борьбы снижается). Завершение конфликта - переход к поиску решения проблемы. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Послеконфликтный период включает этапы - частичную и полную нормализацию отношений оппонентов. Частичная нормализация наступает в случае, когда негативные эмоции полностью не исчезли, и сопровождается переживаниями, осмыслением произошедшего, коррекцией оценок оппонента, чувством вины за свои действия во время конфликта. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Все эти периоды и этапы могут иметь различную длительность. Некоторые этапы могут опускаться или занимать настолько незначительный промежуток времени, что практически отсутствует возможность различить их. Выделяют и такие фазы конфликта: - начальная фаза (возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации); - эскалация (начало открытого конфликтного взаимодействия); - пик конфликта (развитие открытого конфликта); - фаза спада.

 

21. участие третьей стороны в разрешении педагогического конфликта. Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего». При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику, и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком. Часто в разрешение конфликта вынужденно включается директор школы или кто-то из администрации. Посредничество учителя в конфликте. В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта. Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов: 1.«Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте. 2.«Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. 3 шаг. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. 4.«Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу». Они психологически готовы к примирению. В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Основными принципами посредничества являются:• нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне);• беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон). Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция - организация процесса переговоров. Приглашение «третьего».

Информация о работе Педагогическая конфликтология