Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:11, доклад
В педагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытия художественных способностей мы используем педагогическую поддержку в творчестве учащегося. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем.
Развитие талантливости – явление духа, а не
материи.
Учитель должен хорошо служить духу
ребёнка.
Ю.П.Азаров
В педагогической деятельности для организации творческого процесса и раскрытия художественных способностей мы используем педагогическую поддержку в творчестве учащегося. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся, познают, творят – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путь педагогической поддержки.
В начале своего развития идея поддержки индивидуальности формулировалась на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела черты системности, в основе которой лежала та или иная идея классификации индивидуальных качеств.
Большинство современных педагогов широко пользуется при этом термином «педагогическая поддержка», введенной О.С. Газманом. В систему поддержки он включал собственно педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Ключевым словом педагогической поддержки является проблема ребенка.
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка,
наряду с фундаментальными деятельностями
по социализации ребенка обучением
и воспитанием является самоценной,
самостоятельной
Семантический и педагогический
смысл понятия «поддержка»
О.С. Газман определял данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка.
Для чего нужна учащемуся педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Оказывая педагогическую поддержку в художественной деятельности, мы, прежде всего, старались избавить учащегося от боязни быть неуспешным и пробудить в нем стремление добиться успеха, подсказав ведущие к этому пути. Таким образом, педагог целенаправленно формирует у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий, рефлексии, эстетическом вкусе.
Итак, на мой взгляд, педагогическая поддержка творческой деятельности учащегося – это система личностно-ориентированных педагогических приемов, содействующих ученику в реализации его творческих возможностей и способностей, сотворении собственного образа жизни, решении художественной задачи. Педагогическая поддержка призвана способствовать свободному, естественному и самостоятельному развитию учащегося на основе общепринятых нравственных и культурных норм.
Цель так понимаемой педагогической
поддержки – максимально
Перед педагогом встает ряд конкретных психолого-педагогических задач:
– помочь учащемуся осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в художественном творчестве и собственной уникальности; – стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру; – развивать рефлексию;
– культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своему творчеству;
– создать условия для включения учащегося в разнообразную творческую деятельность;
– помочь в освоении
способов и механизмов
– оказать помощь
в устранении препятствий при
негативном влиянии
– попытаться перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления.
Результат педагогической поддержки
творчества – углубление индивидуальных
качеств и художественных способностей.
Выражение индивидуальности в художественном
творчестве – результат системы
средств, способствующих осознанию
растущим человеком своего отличия
от других; своей слабости и своей
силы – для самостоятельного и
успешного продвижения в
В содержание педагогической поддержки творчества, на мой взгляд, входят: – содействие учащемуся в создании адекватного и целостного образа мира, понимании себя в этом мире и в «предъявлении себя себе»;
– выбор реальных
творческих задач и изменения
себя в мире, своих отношений
с миром с помощью творчества
(целеполагание как поэтапное
планирование желаемого
– построение гармоничных взаимоотношений с людьми;
– формирование личностно-
Педагог – не транслятор, а инициатор культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. Прежде всего, он помогает учащемуся развивать рефлексию как способ выявления самооценки и художественного анализа своего творчества. Взаимодействие между педагогом и ребенком при определенных условиях имеет характер договорных отношений (С.М. Юсфин). Однако в творческой совместной деятельности регулятором отношений становится не договор, а распределение функций в выполнении художественной задачи.
В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности учащегося – это и здоровье, и учеба, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик. В творчестве она не носит патерналистского характера, даже партнерство проявляется нечасто. Поэтому следует подчеркнуть, что основная форма педагогической поддержки – это прежде всего взаимоотношения Мастера и Подмастерья, который уже готов к самостоятельному творчеству.
Важным условием педагогической поддержки в творческой деятельности учащегося становятся специально организованные занятия по развитию творческих способностей. Здесь для нас важны характер и содержание партнерства на разных этапах занятий. Формы и вид занятий, где может быть осуществлена педагогическая поддержка в творчестве, могут быть различными. Это и уроки творчества, и кружковые занятия, и коллективно-творческие дела, и психологический тренинг, и творческие лаборатории, и т.д.
Таким образом, рассматривая организацию педагогической поддержки творчества, мы опираемся на следующие принципы гуманистической педагогики: уважения и доверия ребенку, целостного взгляда на него, культуросообразности и природосообразности воспитания, сотрудничества с ним, индивидуального подхода к ребенку. Исходя из них, были выделены следующие принципы организации педагогической поддержки:
– обязательный учет
психофизических,
– его позиции в
межличностных отношениях и
– поэтапность (последовательность) взаимодействия осуществления педагогических приемов,
– изменение позиции педагога на разных этапах;
– комплектность подхода к процессу развития личности;
– открытость взаимоотношений.
Для организации образовательного
пространства на базе концепции педагогической
поддержки требуется смена или
актуализация ценностных ориентаций педагогов,
построение взаимоотношения и
Подростки получают возможность
раскрыть свои творческие способности
в различных видах
Развитие системы образования
на современном этапе
Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Одна из основных задач учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
Значителен педагогический
потенциал дополнительного
В сфере дополнительного
образования на основе общности интересов
ребенка и взрослого более
интенсивно и целенаправленно идет
процесс формирования гуманистических
ценностных ориентации. Своеобразие
дополнительного образования
Развивая дополнительное
образование, общеобразовательное
учреждение взаимодействует с
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности .
Одним из ключевых вопросов периода становления системы дополнительного образования детей является обеспечение образовательного процесса учебными планами и программами. Их связь и преемственность составляют ядро системы дополнительного образования детей, определяют его содержание, уровень и направленность. Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают, требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:
- динамичность образовательного
процесса как социального
- стимулирование творческой
активности ребенка, развитие
его способностей к
-активное и деятельностное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;
- обобщение жизненного
опыта ребенка, соотнесение
- самостоятельную оценку
ребенком тех или иных
- новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей.
Дополнительное образование - процесс непрерывный. Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решения как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию, осозновать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.
Особо важным качеством творческого человека является сильная воля, способность довести начатое до конца. Это не просто собранность и настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к «доведению», к постоянному совершенствованию, первоначального замысла.