Педагогическая система М. Мантессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:40, реферат

Описание

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………....2

2. Понятие и основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори …………………………………………...2

3. Антропологический принцип ………………………………… 2

4. Принцип условий свободы развития ребенка …………………3

5. Принцип концентрации внимания ……………………..............5
6. Принцип специально подготовленной обучающей среды …...6
7. Принцип сензитивности ………………………………………...7

8. Принцип ограничения и порядка ………………………………8
9. Принцип особого места педагога в системе образования ……9
10. Принцип социального воспитания и интеграции ……………9
11. Заключение ……………………………………………………..12

12. Литература ……………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая система Мантесори.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)
 

             Педагогическая система М. Монтессори

                                                                  

                                             План  

1.  Введение ………………………………………………………....2

2. Понятие и основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори …………………………………………...2

3.  Антропологический принцип ………………………………… 2

4. Принцип условий свободы развития ребенка …………………3

5. Принцип концентрации внимания ……………………..............5

6. Принцип специально подготовленной обучающей среды …...6

7.  Принцип сензитивности ………………………………………...7

8. Принцип ограничения и порядка ………………………………8

9. Принцип особого места педагога в системе образования ……9 

10. Принцип   социального воспитания и интеграции ……………9 

11. Заключение ……………………………………………………..12

12. Литература ……………………………………………………..13    
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 

                                               

                                            Введение 

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.     Методика Марии Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами.

        Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику - 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах.

     Педагогика  Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность  закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации.

Антропологический принцип

     Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка». Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы  развития ребенка

     Воспитание  свободной, самостоятельной, самоуправляемой  и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» - для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

     Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может  привести к ложному представлению  о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

     Вопросу дисциплины М. Монтессори уделяла особое внимание. Для воспитания дисциплины необходимо, по ее мнению, ясное представление о добре и зле. Поэтому следует «дисциплинировать ребенка к работе, к деятельности, к добру, но не дисциплинировать его к неподвижности, к пассивности, к подчинению». Вопрос дисциплины тесно связан с приемами поощрения и наказания. Монтессори не разрабатывала их, считая, что им не место в ее методике. По ее утверждению, если ребенок сам выбирает ту или иную деятельность, это для него уже награда. Именно такое понимание награды существовало в школах М. Монтессори. Принуждение, баллы, награждения (как это понималось во всей системе обучения) были несовместимы с естественным развитием ребенка. Они расценивались как подавление личности и не применялись в школах М. Монтессори. Она писала: « Настоящим наказанием для нормального человека служит сознание потери своей силы. Человек начинает чувствовать настоящую, единственную награду, которая его никогда не обманет: рост своего могущества и свободу своей внутренней жизни».

Принцип концентрации внимания

     Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без:

· умения сосредоточенно работать продолжительное  время;

· доводить начатое дело до конца; внимательно  наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом;

· слушать  его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

Монтессори  называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в  работе с детьми раннего возраста.

     Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению - поляризации.

     Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного  саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори  заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна  для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога.

     «Чем  дальше развивается способность  внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», - писала М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению.

Принцип специально подготовленной обучающей среды

     При создании окружающей обучающей среды  обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных  полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося.

     Свойства  и качества Монтессори-материала  максимально способствуют поляризации  внимания в процессе упражнений. Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Монтессори-материал представляет собой конкретное, предметное воплощение обобщенного знания, некоторый «элемент» человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективности и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих поколений людей о способах овладения им (по выражению Монтессори - «материализованные абстракции»).

     В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза  новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму - письмом, чтению - чтением, рисованию - рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитивного периода.

     Косвенная подготовка ребенка к письму и  чтению начинается уже в три года, и дидактический материал служит, прежде всего, тому, чтобы «сообщать  умственный порядок» в соответствии с развитием ребенка. Материал Монтессори является существенной помощью в  освоении ребенком окружающей среды. Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.

Принцип сензитивности

     Дидактический материал Монтессори по своей структуре  и предметной логике соответствует  сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть  основных сензитивных периодов в  развитии детей до шести лет: сензитивный  период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

     Наряду  с сензитивными периодами в жизни  ребенка М. Монтессори разработала возрастную периодизацию, которая заключается в следующем условном делении:

- от рождения до 3 лет -- предметно-чувственная ориентировка;

- от трех лет до 6 лет -- сензитивность к речи, освоение языка, наглядно-образное мышление;

- от 6 до 9 лет -- освоение абстрактных действий;

- от 9 до 12 лет -- завершение начальной ступени обучения;

- от 12 до 18 лет -- гимназическая и старшая ступень.

     Монтессори  полагала, что в раннем детстве  ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные  представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

Принцип ограничения и  порядка

     Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем

Принцип особого места  педагога в системе  образования

     Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

Информация о работе Педагогическая система М. Мантессори