Педагогическая система М. Мантессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:40, реферат

Описание

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………....2

2. Понятие и основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори …………………………………………...2

3. Антропологический принцип ………………………………… 2

4. Принцип условий свободы развития ребенка …………………3

5. Принцип концентрации внимания ……………………..............5
6. Принцип специально подготовленной обучающей среды …...6
7. Принцип сензитивности ………………………………………...7

8. Принцип ограничения и порядка ………………………………8
9. Принцип особого места педагога в системе образования ……9
10. Принцип социального воспитания и интеграции ……………9
11. Заключение ……………………………………………………..12

12. Литература ……………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая система Мантесори.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

На первый взгляд представляется, что роль педагога в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должен оказать педагог, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.  Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

     Монтессори  считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

     М. Монтессори – сторонница совместного воспитания и обучения мальчиков и девочек. Ее «Детский дом» создан по типу: «Детский сад и школа обучения письму, чтению, счету». Главное, в чем видела свою задачу эта выдающаяся женщина, -- развить органы восприятия. Ею разработаны около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей.

     Монтессори - педагогика с наукообразными, но устаревшими  границами сензитивных периодов, а также с «изначально предопределенной личностью» как нельзя лучше подходит для этих целей образовательной дискриминации, как замена существующего механизма, поскольку традиционная педагогика, как грубая машина перемалывания и уничтожения талантов, доживает последние дни. Тогда как еще в 1970 году Масару Ибука вслед за Б. Никитиным утверждает, что «После трех лет развивать и воспитывать - уже поздно», Монтессори - педагоги, претендуя широкое распространение через сто лет после появления метода считают этот период до трех лет бесполезным.

     Одно  из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М. Монтессори сформулировала так: «Веди счёт словам своим». Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

     Хотелось  бы отметить, что суть системы Монтессори - это система свободного воспитания и именно она становится одной из самых популярных в мире. Система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка. 

                                      
 
 

                                            
 

                                            

                                             
 
 

                                           Заключение

     На  основании вышеизложенного, следует  отметить, что теория Монтессори соответствует  требованиям современности - подготовить  людей, мыслящих свободно, неординарно, владеющих способами решения разнообразных задач, действующих логично и самостоятельно.

     На  современном этапе элементы педагогической теории Монтессори находят свое применение в практике дошкольных учреждений, начальной школы, в психодиагностике и обоснование своей эффективности в исследованиях по специальной педагогике. Так, монтессориевские материалы «Розовая башня», «Цилиндры-вкладыши», «Красные штанги», «Цветные цилиндры» и другие были использованы И.В. Чумаковой в процессе изучения проблемы количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. А.А. Катаева (Венгер) и Е.А. Стребелева (1988) также занимались изучением потенциальных возможностей монтессориевских материалов при обучении умственно отсталых детей.

В настоящее  время, нет оснований говорить о выраженном дефиците информации о Монтессори и ее теории, но недостаточность достоверных научных сведений по данной проблематике все еще имеет место. Не вызывает сомнений, что наиболее известной частью теории является дидактический материал, эффективность которого была доказана временем. Этот факт приводит практиков в области психодиагностики, дошкольного и начального школьного образования к заимствованию монтессориевских разработок.

                                         Литература

1. Дробот  О. Свобода родительского выбора: выберем ли мы свободу детей? (Монтессори-педагогика) // Семья и школа, 1999. - №7 - 8. - с. 2

2. Идея Марии Монтессори о «космическом воспитании» и образовательный процесс ХХI века: Материалы Международного конгресса. - Белгород: изд-во БелГУ, 2007. - 236 с.

3. Орлова Д., Большая книга Монтессори: Система раннего развития, которая потрясла мам - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-185 с.

4. Сорокова М.Г., Система М. Монтессори: теория и практика. Академия - 2006, 384 с.

5. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 400 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогическая система М. Мантессори