Педагогические идеи Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:43, реферат

Описание

В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.

Работа состоит из  1 файл

локк.docx

— 27.53 Кб (Скачать документ)

    Джон  Локк (1632-17040) – английский философ-материалист, первый в философии Нового времени  разработавший теорию познания как  специальную область философии. Нам он интересен своими педагогическими  идеями. Выбор данной темы обусловлен моими профессиональными интересами.  

    II. Жизнь и мировоззрение  Д.Локка.

    Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.

    В семье, где  больше всего ценился строгий  порядок и раз и навсегда установленные  правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.

    В «Мыслях  о воспитании» Локк постоянно  напоминает родителям о необходимости  развития у детей чувства любви  к Богу. Свои произведения, начиная  с огромного абстрактного философского труда и кончая небольшими статейками о монетном деле в Англии, Локк писал, откликаясь на происходящие события, стремясь теоретически осознать их и направить  через влиятельных людей, с которыми был тесно связан личными узами.

    Незадолго до своей смерти Локк оформил в известную  систему свои мысли по вопросам воспитания джентельменов, детей среднеземлевладельческих и промышленных слоев населения в трактате «Мысли о воспитании», состоявшем из писем к одному из его друзей. Книга эта произвела огромное впечатление и на современников Локка, и на следующее поколение. Педагогические воззрения идеологов французской революции и, в частности, педагогическая теория Руссо формировались под влиянием этого произведения.

    Умер Локк в 1704 г. в уединенном местечке Уайт, близ графства Эссекс.  
     
     

    III. Педагогические идеи  Джона Локка

    Обращаясь к  рассмотрению педагогических идей английского  мыслителя, необходимо отметить, что  он выделял в жизни каждого  человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых  имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после  воспитания, поскольку к нему можно  приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.

    Многие взгляды  Локка являлись реформаторскими  для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов  обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно  непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях  о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и  господствовавшее во всех латинских  школах Англии того времени.

    Локк отстаивает собственную позицию и на процесс  воспитания, не принимая предшествующую ему официально-религиозную точку  зрения, гласившую, что в человеке содержится от рождения злое начало, которое  должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение, характер и психология человека определяются добрыми и злыми потусторонними силами, познать и справиться с  которыми можно только в процессе изучения божественной премудрости. Мыслитель говорит о душе человека как о «tabula rasa», то есть чистой доске или чистом листе бумаги, наполняющейся постепенно в процессе соприкосновения с внешним миром различными чертами и качествами.

    Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам  природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных  задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные  задатки, как можно их усовершенствовать  и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это  приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и  стоит ли об этом стараться». Положительное  реформаторство мыслителя заключается  и в обращении внимания своих  современников на необходимость  изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.

    Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов  и понятий, все они приобретаются  в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному  счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с  интересами других. Такое поведение  Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.

    Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.

    Главная цель, ради которой мы должны приобретать  знания, заключается в его использовании  для нашего благоденствия и благоденствия  других в этом мире.

    Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.

    1) Необходимо  отбросить лабиринт слов и  фраз, которые изобретались и  применялись с одной целью, - научиться  искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».

    2) Нет необходимости  знать, каковы были мнения других  людей. «Истина не нуждается  в рекомендации, равно как и  заблуждение не исправляется  ею». Истину нельзя постичь,  только руководствуясь авторитетом  учителя, необходимо личное вовлечение  в процесс ее поиска, то есть  необходимо «воспитывать» свой  разум, чтобы он мог объективно  смотреть на вещи, анализировать  их и приходить самостоятельно  к выводам. Однако Локк не  отрицает, как мы уже говорили, тот факт, что в процессе ознакомления  с мыслями и суждениями других  людей, сталкиваясь с новыми  понятиями и принципами рассуждения,  стремясь их постичь, человек  развивает и совершенствует свой  разум. «Знакомясь с этими мнениями  во всем их разнообразии, противоречиях  и необычности, мы можем узнать  о тщеславии и невежестве рода  человеческого, и это соображение  научит нас скромности и осторожности». 

    3) Не стоит  тратить много времени на изучение  иностранных языков только для  того, чтобы выделиться в обществе  и достичь репутации ученого.  Однако Локк делает исключение  для тех языков, которые могут  помочь нам в понимании священных  писаний: «Священные писания,  исходящие непосредственно от  источника истины, являются вечной  основой истины, и все, что помогает  нам понять их истинный смысл,  вполне достойно наших трудов  и нашего изучения». Умение  же говорить на своем родном  языке дает много преимуществ,  и на овладение этим усилием  стоит затратить определенные  усилия.

    4) Следует  отбросить древность и историю  как запас рассказов и легенд, ибо, если речь идет о стремлении  научиться мудрой жизни, мы  не можем отдавать предпочтение  рассказам о Цезаре или Александре  перед историей Робин Гуда.

    5) Следует  исключить тонкости, далекие от  жизни и бесполезные умозрительные  суждения, такие как: где находился  земной рай и какой плод был запрещен?

    Однако Локк признает, что между всеми видами знания существует гармония, что все  они взаимно подкрепляют и  освещают друг друга, что история, языки, чужие мнения часто помогают в  выяснении и подтверждении важных научных положений. Единственным неприемлемым для постижения истины и сбивающим  с пути к ней является лабиринт слов и фраз, который ни при каком случае не заслуживает внимания и должен быть отброшен совершенно.

    Предупредив нас об опасном пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую иерархию: наука  о небе – наука о мудрости (разумное поведение и управление собой  при различных обстоятельствах  жизни) – специальная профессия, избираемая каждым человеком лично.

    Когда же выбран предмет исследования, а тело и  душа готовы к учению, необходимо:

    -Поддерживать  душу всегда настроенной к  восприятию истины, поскольку истина  есть подлинный объект для  души; подходить к учению и  к поискам знания с душой,  стремящийся к истине.

    -Стараться  получить ясное и верное понятие  о вещах, каковы они сами  по себе, а не следовать за  авторами книг, запоминая чужие  аргументы, поскольку «мы обладаем  как бы инстинктивным знанием  истины, которая всегда наиболее  приемлема для ума».

    -Думать о  вещах в отвлечении и обособлении  их от слов. Лучше иметь дело  непосредственно с идеями вещей. 

    -Полезно как  не быть слишком уверенным  в силе своего суждения, так  и не быть слишком неуверенным  в ней. 

    -Знать то, как далеко простираются наши  способности. 

    -Подумать, какие  доказательства может дать нам  материал, которым мы уже располагаем. 

    -Держание  перед собой схемы наук, которыми  занимаешься, является подспорьем  для памяти и средством избежать  путаницы.

    -Не мешает  изучать самих себя, то есть  свои способности и дефекты.  Изучение своих слабостей и  дефектов поможет найти средство  для их исправления.  

    IV. Мысли о воспитании

    Здоровый дух  в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в этом мире. Кто обладает и тем  и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, того лишь мало может компенсировать что  бы то ни было иное. Счастье или несчастье  человека большей частью является делом  его собственных рук. Тот, чей  дух – неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и  слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути. Правда, есть люди, обладающие столь крепкой и столь хорошо от природы слаженной конституцией – как физической, так и духовной, - что они нуждаются лишь в небольшой помощи со стороны других, что одна только сила их природной одаренности, от самой колыбели, влечет их к прекрасному. Девять из десяти людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия между людьми. Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия.  

    IV.1. Наказание

    Очень строгие наказания  приносят в воспитание очень мало добра, напротив, они причиняют  большой вред, и  можно установить, что те дети, которые  особенно часто подвергались наказаниям, редко  выходят хорошими людьми. Все сводится к тому, что строгость, поскольку она  необходима, тем уместнее, чем дети моложе, и, если она при  правильном применении произвела свой эффект, ее следует ослабить и заменить более  мягким способом обращения.  

    IV.2. Побои

    Обычный метод воздействия  наказанием и розгой, который не требует  ни усилий, ни много  времени, этот единственный метод поддержания  дисциплины, который  широко признан и  доступен пониманию  воспитателей, является наименее пригодным  из всех мыслимых приемов  воспитания, так как  он приводит к обоим  упомянутым вредным  последствиям; а они представляют собой Сциллу и Харибду, которые с той или другой стороны губят всякого, кто сворачивает с правильного пути.

    Этот  вид наказания  совсем не способствует преодолению нашей  естественной склонности предаваться физическим и мимолетным удовольствиям  и всячески избегать страданий, а скорее поощряет эту склонность и тем самым  укрепляет в нас  то, что является корнем всех порочных поступков и отступлений  от правильной жизни.  

Информация о работе Педагогические идеи Джона Локка