Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:43, реферат
В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.
Джон
Локк (1632-17040) – английский философ-материалист,
первый в философии Нового времени
разработавший теорию познания как
специальную область философии.
Нам он интересен своими педагогическими
идеями. Выбор данной темы обусловлен
моими профессиональными
II. Жизнь и мировоззрение Д.Локка.
Джон Локк родился 29 августа 1632 г. в местечке Рингтон, в семье провинциального адвоката. Свое детство маленький Локк провел в деревне Пенефорд. Отец и мать Локка были религиозными людьми и принадлежали к секте пуритан. Роскоши, торжественности католических служб пуритане противопоставляли скромность, умеренность, воздержание. Это была идеология стражательства, экономии, сугубой расчетливости.
В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.
В «Мыслях о воспитании» Локк постоянно напоминает родителям о необходимости развития у детей чувства любви к Богу. Свои произведения, начиная с огромного абстрактного философского труда и кончая небольшими статейками о монетном деле в Англии, Локк писал, откликаясь на происходящие события, стремясь теоретически осознать их и направить через влиятельных людей, с которыми был тесно связан личными узами.
Незадолго до своей смерти Локк оформил в известную систему свои мысли по вопросам воспитания джентельменов, детей среднеземлевладельческих и промышленных слоев населения в трактате «Мысли о воспитании», состоявшем из писем к одному из его друзей. Книга эта произвела огромное впечатление и на современников Локка, и на следующее поколение. Педагогические воззрения идеологов французской революции и, в частности, педагогическая теория Руссо формировались под влиянием этого произведения.
Умер Локк
в 1704 г. в уединенном местечке Уайт,
близ графства Эссекс.
III. Педагогические идеи Джона Локка
Обращаясь к рассмотрению педагогических идей английского мыслителя, необходимо отметить, что он выделял в жизни каждого человека процесс воспитания («Мысли о воспитании») и процесс учения («Об учении»), каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы. Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка.
Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени. Философ не боялся выступать с критическими оценками существующих школьных программ и методов обучения. Он все время упрекает современные ему школы в том, что они дают мертвые, абсолютно непонятные знания в целях тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени.
Локк отстаивает
собственную позицию и на процесс
воспитания, не принимая предшествующую
ему официально-религиозную
Задача воспитания - развить те положительные, добрые начала и задатки, которые даны нам природой, и идти к их совершенствованию. Роль воспитателя в данном случае заключается в усмотрении этих природных задатков и помощи в их развитии. «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности,…каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. Он должен подумать над тем, чего им недостает, и могут ли они это приобрести с помощью прилежания и усвоить путем практики, и стоит ли об этом стараться». Положительное реформаторство мыслителя заключается и в обращении внимания своих современников на необходимость изучения детской психологии. Этот момент является очевидным и бесспорным в сегодняшней педагогике.
Цель воспитания - воспитание добродетели. Человек рождается, не имея никаких нравственных принципов и понятий, все они приобретаются в процессе опыта и общения. Каждый человек стремится к личному счастью, однако это возможно только в случае, если он считается с интересами других. Такое поведение Локк считает естественным, разумным и мудрым идеалом, к которому должен стремиться каждый. Навыки такого поведения и его осмысление должны найти свое место в процессе воспитания.
Таким образом, мы подходим ко второй составляющей педагогической науки - обучению. Цель учения Локк определяет как знание. Знание – «это сокровище, которое не может быть ни отдано взаймы, ни передано совсем». Цель знания видит в практике или передаче этого знания другим.
Главная цель,
ради которой мы должны приобретать
знания, заключается в его
Ввиду всеобъемлемости знания философ рекомендует отбросить некоторые вещи, которые могут нас запутать или которые лежат в стороне от нашего пути.
1) Необходимо отбросить лабиринт слов и фраз, которые изобретались и применялись с одной целью, - научиться искусству дискутирования и которые не имеют в себе никакого смысла или имеют его крайне мало. Они являются знаками вещей; когда нет ничего, что бы им соответствовало в действительности, они не больше, как нули».
2) Нет необходимости
знать, каковы были мнения
3) Не стоит
тратить много времени на
4) Следует
отбросить древность и историю
как запас рассказов и легенд,
ибо, если речь идет о
5) Следует
исключить тонкости, далекие от
жизни и бесполезные
Однако Локк
признает, что между всеми видами
знания существует гармония, что все
они взаимно подкрепляют и
освещают друг друга, что история, языки,
чужие мнения часто помогают в
выяснении и подтверждении
Предупредив нас об опасном пути к поиску истины, философ дает нам рекомендации на пути выбора предмета исследования. Он выстраивает такую иерархию: наука о небе – наука о мудрости (разумное поведение и управление собой при различных обстоятельствах жизни) – специальная профессия, избираемая каждым человеком лично.
Когда же выбран предмет исследования, а тело и душа готовы к учению, необходимо:
-Поддерживать душу всегда настроенной к восприятию истины, поскольку истина есть подлинный объект для души; подходить к учению и к поискам знания с душой, стремящийся к истине.
-Стараться
получить ясное и верное
-Думать о
вещах в отвлечении и
-Полезно как не быть слишком уверенным в силе своего суждения, так и не быть слишком неуверенным в ней.
-Знать то, как далеко простираются наши способности.
-Подумать, какие доказательства может дать нам материал, которым мы уже располагаем.
-Держание
перед собой схемы наук, которыми
занимаешься, является
-Не мешает
изучать самих себя, то есть
свои способности и дефекты.
Изучение своих слабостей и
дефектов поможет найти
IV. Мысли о воспитании
Здоровый дух
в здоровом теле – вот краткое,
но полное описание счастливого состояния
в этом мире. Кто обладает и тем
и другим, тому остается желать немногого;
а кто лишен хотя бы одного, того
лишь мало может компенсировать что
бы то ни было иное. Счастье или несчастье
человека большей частью является делом
его собственных рук. Тот, чей
дух – неразумный руководитель,
никогда не найдет правильного пути;
а тот, у кого тело нездоровое и
слабое, никогда не будет в состоянии
продвигаться вперед по этому пути. Правда,
есть люди, обладающие столь крепкой и
столь хорошо от природы слаженной конституцией
– как физической, так и духовной, - что
они нуждаются лишь в небольшой помощи
со стороны других, что одна только сила
их природной одаренности, от самой колыбели,
влечет их к прекрасному. Девять из десяти
людей, с которыми мы встречаемся, являются
тем, что они есть – добрыми или злыми,
полезными или бесполезными – благодаря
своему воспитанию. Именно оно и создает
большие различия между людьми. Незначительные
или почти незаметные впечатления, производимые
на нашу нежную организацию в детстве,
имеют очень важные и длительные последствия.
IV.1. Наказание
Очень
строгие наказания
приносят в воспитание
очень мало добра,
напротив, они причиняют
большой вред, и
можно установить,
что те дети, которые
особенно часто подвергались
наказаниям, редко
выходят хорошими
людьми. Все сводится
к тому, что строгость,
поскольку она
необходима, тем уместнее,
чем дети моложе,
и, если она при
правильном применении
произвела свой эффект,
ее следует ослабить
и заменить более
мягким способом обращения.
IV.2. Побои
Обычный метод воздействия наказанием и розгой, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию воспитателей, является наименее пригодным из всех мыслимых приемов воспитания, так как он приводит к обоим упомянутым вредным последствиям; а они представляют собой Сциллу и Харибду, которые с той или другой стороны губят всякого, кто сворачивает с правильного пути.
Этот
вид наказания
совсем не способствует
преодолению нашей
естественной склонности
предаваться физическим
и мимолетным удовольствиям
и всячески избегать
страданий, а скорее
поощряет эту склонность
и тем самым
укрепляет в нас
то, что является
корнем всех порочных
поступков и отступлений
от правильной жизни.