Педагогические идеи Джона Локка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:43, реферат

Описание

В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.

Работа состоит из  1 файл

локк.docx

— 27.53 Кб (Скачать документ)

    IV.3. Награды

    Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать  разумными, добрыми  и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по очень серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие к грамматике, танцам и к некоторым другим подобным предметам, не имеющим большого значения для их счастья или полезности в их жизни, и тем самым жертвуют их добродетелью, извращают правила их воспитания и приучают детей к роскоши, чванливости, жадности.

    Телесные  страдания и телесные удовольствия, когда  они превращаются в награды или  наказания, которыми рассчитывают воздействовать на детей, дают дурные результаты, ибо они  только усиливают  и укрепляют те наклонности, подчинение и подавление которых  является нашей задачей.  

    IV.4. Добрая репутация

    Честь и позор являются самыми могущественными  стимулами души, когда  она уже способна ценить их. Если вам  удалось научить  детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них  правильное начало, которое будет  всегда проявлять  свое действие и склонять их к добру.

    Дети  очень чувствительны  к похвале и  одобрению. Им доставляет удовольствие, если их уважают и ценят, особенно родители, и те, от кого они  зависят. Поэтому, если отец их ласкает и хвалит, когда они ведут себя хорошо, и показывает внешнюю холодность и пренебрежение к ним, когда они ведут себя дурно, и если одновременно подобным же образом проявляют себя по отношению к ним матери и прочие окружающие, то потребуется немного времени, чтобы сделать детей чувствительными к этой разнице.

    Чтобы глубже внедрить в  сознание детей понятия  чести и позора и чтобы придать  последним больше веса, необходимо, чтобы  эти отличные друг от друга состояния  всегда сопровождались приятными или  неприятными вещами – не в качестве специальных наград или наказаний  за тот или другой поступок, а как  обязательно причитающимися и всегда впадающими на долю тех, кто своим  поведением поставил себя в положение  человека одобряемого или неодобряемого. Такой способ обращения с детьми может в максимальной степени привести детей к убеждению, что человек, которого хвалят и отличают за хорошее поведение, обязательно встретит и любовь и ласку со стороны каждого, а в результате этого он будет иметь и всякие другие хорошие вещи.  

    IV.5. Принуждение

    Так как дети в эту  пору жизни более  подвижны и деятельны, чем в какую  бы то ни было другую, и так как им безразлично, чем  заниматься, лишь бы быть чем-то занятыми, то для них все  равно танцевать  ли или играть в  Scotch-hoppers. Но в отношении тех предметов, изучение которых мы считаем для них необходимым, единственным и важным расхолаживающим фактором является именно то обстоятельство, что от них этого требуют, что это становится их обязанностью, что из-за этого их бранят и мучают. Все это слишком урезывает их естественную свободу, которой они так сильно дорожат. Измените положение, и вы увидите, что они быстро переменят объекты приложения своих сил; особенно если они будут видеть перед собой примеры других, кого они уважают и ставят выше себя. А если устраивать так, чтобы то, чем занимаются на их глазах другие, прельщало их как привилегия более зрелого возраста или более высокого положения, то честолюбие и желание подвинуться вперед, подняться выше, желание стать похожими на людей, которые стоят выше их, заставят их приняться за работу и продолжать ее с усердием и удовольствием, - удовольствием, находимым в том, что они начали ее делать по собственному желанию; и немалым поощрением явиться для них в этих условиях наслаждение столь дорогой им свободой. Если ко всему этому присоединить удовлетворение, которое доставят им похвала и хорошая репутация, то можно думать, что не понадобится никаких других мер поощрения, чтобы возбудить в них прилежание и усердие в той мере, какая необходима.  

    V. Об обучении

    Цель  учения – знание, а цель знания –  практика или передача знания другим. Правда, всякое усовершенствование в знании обычно сопровождается чувством удовольствия; но когда это чувство  является единственной целью учения, последнее  должно рассматриваться  скорее как развлечение, чем серьезное  дело: в этом случае оно должно быть отнесено к числу наших  развлечений.

    Сфера знания или познаваемых  вещей так обширна, наша земная жизнь  так коротка, а  дверь, через которую  знание вещей проникает  в наш разум, так  узка, что время  всей нашей жизни  должно быть признано слишком коротким, чтобы его могло  хватить на ознакомление со всем тем, что мы в состоянии знать, но что нам не только подобает, но и весьма полезно знать. Деятельность неосмысленная обыкновенно в лучшем случае является лишь потерянным трудом. Поэтому нам следует упорядочить свое время и усовершенствовать свои способности в этом направлении насколько возможно лучше.

    Знание, которое мы приобретаем  в этом мире, не выходит  за пределы этой жизни. Спасительное прозрение  в иную жизнь не нуждается в помощи этих тусклых сумерек. Главная цель, ради которой мы должны приобретать знание здесь, заключается  в использовании  его ради благоденствия  нашего и благоденствия  других в здешнем  мире.

Информация о работе Педагогические идеи Джона Локка