Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 21:43, реферат
В семье, где больше всего ценился строгий порядок и раз и навсегда установленные правила взаимоотношения членов дома между собой, Локк получил первые навыки бережливости, аккуратности, расчетливости. Его биограф Марион говорил, что Локк всю свою жизнь был экономен из любви к порядку, что он кропотливо вел свои счета, хотя и был добр по отношению к бедным. Отец Локка требовал от своих детей безусловного повиновения, был с ними строг до суровости, добиваясь, однако, послушания не побоями и розгой, а системой продуманных, рациональных мер воздействия. Любовь к высшему существу, преклонение перед его мудростью и силой – одна из характерных черт как самого Локка, так и его учения.
IV.3. Награды
Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми; эти меры следует поэтому применять очень редко и притом только по очень серьезным основаниям и лишь в крайних случаях. С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся. Люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие к грамматике, танцам и к некоторым другим подобным предметам, не имеющим большого значения для их счастья или полезности в их жизни, и тем самым жертвуют их добродетелью, извращают правила их воспитания и приучают детей к роскоши, чванливости, жадности.
Телесные
страдания и телесные
удовольствия, когда
они превращаются
в награды или
наказания, которыми
рассчитывают воздействовать
на детей, дают дурные
результаты, ибо они
только усиливают
и укрепляют те
наклонности, подчинение
и подавление которых
является нашей задачей.
IV.4. Добрая репутация
Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру.
Дети очень чувствительны к похвале и одобрению. Им доставляет удовольствие, если их уважают и ценят, особенно родители, и те, от кого они зависят. Поэтому, если отец их ласкает и хвалит, когда они ведут себя хорошо, и показывает внешнюю холодность и пренебрежение к ним, когда они ведут себя дурно, и если одновременно подобным же образом проявляют себя по отношению к ним матери и прочие окружающие, то потребуется немного времени, чтобы сделать детей чувствительными к этой разнице.
Чтобы
глубже внедрить в
сознание детей понятия
чести и позора
и чтобы придать
последним больше
веса, необходимо, чтобы
эти отличные друг
от друга состояния
всегда сопровождались
приятными или
неприятными вещами
– не в качестве
специальных наград
или наказаний
за тот или другой
поступок, а как
обязательно причитающимися
и всегда впадающими
на долю тех, кто своим
поведением поставил
себя в положение
человека одобряемого
или неодобряемого.
Такой способ обращения
с детьми может в максимальной
степени привести детей
к убеждению, что человек,
которого хвалят и отличают
за хорошее поведение,
обязательно встретит
и любовь и ласку со
стороны каждого, а в
результате этого он
будет иметь и всякие
другие хорошие вещи.
IV.5. Принуждение
Так
как дети в эту
пору жизни более
подвижны и деятельны,
чем в какую
бы то ни было другую,
и так как им
безразлично, чем
заниматься, лишь бы
быть чем-то занятыми,
то для них все
равно танцевать
ли или играть в
Scotch-hoppers. Но в отношении
тех предметов, изучение
которых мы считаем
для них необходимым,
единственным и важным
расхолаживающим фактором
является именно то
обстоятельство, что
от них этого требуют,
что это становится
их обязанностью, что
из-за этого их бранят
и мучают. Все это слишком
урезывает их естественную
свободу, которой они
так сильно дорожат.
Измените положение,
и вы увидите, что они
быстро переменят объекты
приложения своих сил;
особенно если они будут
видеть перед собой
примеры других, кого
они уважают и ставят
выше себя. А если устраивать
так, чтобы то, чем занимаются
на их глазах другие,
прельщало их как привилегия
более зрелого возраста
или более высокого
положения, то честолюбие
и желание подвинуться
вперед, подняться выше,
желание стать похожими
на людей, которые стоят
выше их, заставят их
приняться за работу
и продолжать ее с усердием
и удовольствием, - удовольствием,
находимым в том, что
они начали ее делать
по собственному желанию;
и немалым поощрением
явиться для них в этих
условиях наслаждение
столь дорогой им свободой.
Если ко всему этому
присоединить удовлетворение,
которое доставят им
похвала и хорошая репутация,
то можно думать, что
не понадобится никаких
других мер поощрения,
чтобы возбудить в них
прилежание и усердие
в той мере, какая необходима.
V. Об обучении
Цель учения – знание, а цель знания – практика или передача знания другим. Правда, всякое усовершенствование в знании обычно сопровождается чувством удовольствия; но когда это чувство является единственной целью учения, последнее должно рассматриваться скорее как развлечение, чем серьезное дело: в этом случае оно должно быть отнесено к числу наших развлечений.
Сфера знания или познаваемых вещей так обширна, наша земная жизнь так коротка, а дверь, через которую знание вещей проникает в наш разум, так узка, что время всей нашей жизни должно быть признано слишком коротким, чтобы его могло хватить на ознакомление со всем тем, что мы в состоянии знать, но что нам не только подобает, но и весьма полезно знать. Деятельность неосмысленная обыкновенно в лучшем случае является лишь потерянным трудом. Поэтому нам следует упорядочить свое время и усовершенствовать свои способности в этом направлении насколько возможно лучше.
Знание, которое мы приобретаем в этом мире, не выходит за пределы этой жизни. Спасительное прозрение в иную жизнь не нуждается в помощи этих тусклых сумерек. Главная цель, ради которой мы должны приобретать знание здесь, заключается в использовании его ради благоденствия нашего и благоденствия других в здешнем мире.