Педагогические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Само понятие конфликта может использоваться для определения и понимания сущности различных видов столкновения. Оно применяется при анализе взаимоотношений человека и природы, внутриличностных проблем, тогда конфликт получает название «внутриличностный», но при рассмотрении различных противостояний непосредственно в обществе, между людьми и группами используется понятие социального конфликта.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Глава I. Понятие конфликта……………………………………….
Глава II. Причины педагогических конфликтов………………..
Глава III. Классификация педагогических конфликтов………
Глава IV. Методы урегулирования конфликтов………………..
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.78 Кб (Скачать документ)

Санкт-Петербургский государственный  университет

Философский факультет

Кафедра конфликтологии

 

 

 

 

Педагогический конфликт

 и методы его урегулирования

 

 

 

 

 

Курсовая работа студента

2 курса дневного отделения

Щетининой Илоны  Дмитриевны.

 

Научный руководитель:

доцент, к.техн.н. Крюкова Т.В.

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………. 3
  2. Глава I. Понятие конфликта……………………………………….
  3. Глава II. Причины педагогических конфликтов………………..
  4. Глава III. Классификация педагогических конфликтов………
  5. Глава IV. Методы урегулирования конфликтов………………..
  6. Заключение……………………………………………………………
  7. Список используемой литературы…………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная курсовая работа посвящена  педагогическим конфликтам и способам их урегулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Конфликт в обществе - явление постоянное и зачастую неизбежное. Мы сталкиваемся с ним дома, в  школе, на работе, одним словом, везде, где люди так или иначе взаимодействуют  друг с другом. Для того чтобы  разобраться и изучить конфликты  именно в  педагогической сфере, необходимо выяснить, что такое конфликт вообще, как неизменная составляющая социальной жизни.

С тех пор, как конфликтология получила признание в России как  наука, написано огромное количество книг и статей, в которых авторы по - своему трактуют конфликт. В широком смысле конфликт - есть способ негативного взаимодействия людей, социальных групп на основе столкновения их интересов, осознанный обеими сторонами.

Причинами такого взаимодействия, столкновения могут быть совершенно разные аспекты социальной жизни: материальные и духовные ценности, притязания на власть, статусные различия, эмоционально – психологические составляющие. Одним словом, все, начиная от ресурсов, как материальных, так и физических и заканчивая индивидуальными психологическими особенностями человека. Столкновение как способ негативного взаимодействия являет собой непосредственно направленные друг против друга действия, которые являются преградой для достижения своих интересов одной из сторон.

Само понятие конфликта  может использоваться для определения  и понимания сущности различных  видов столкновения. Оно применяется  при анализе взаимоотношений  человека и природы, внутриличностных проблем, тогда конфликт получает название «внутриличностный», но при рассмотрении различных противостояний непосредственно  в обществе, между людьми и группами используется понятие социального  конфликта. В свою очередь «под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны».1  

Еще одно определение, которое,  хорошо подчеркивает роль общественных отношений в конфликте, представлено в роботе  В.Г. Запрудского «Социальный  конфликт»: «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».2

 Что касается непосредственно  педагогического конфликта, то  необходимо для начала определить, что такое педагогическая конфликтология и какую роль она играет в изучении и разрешении конфликтов в образовательной сфере.

Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основной задачей которого является изучение причин педагогических конфликтов, а также разработка методов для их урегулирования, предотвращения и разрешения.  Это направление конфликтологии достаточно актуально для современного общества. Различного рода изменения и реформации в образовании, также сложности, возникшие в социально-экономической и политической сфере, серьезные сдвиги в области культурной ориентации общества не могли не сказаться на образовательной сфере в целом.

 Педагогическая сфера  представляет собой совокупность  всех видов целенаправленного  формирования личности, а ее сутью  является деятельности по передаче и освоению социального опыта.  Поэтому именно здесь необходимы благоприятные психологические условия, которые бы обеспечивали комфорт педагогу, ученику и родителям. Но, к сожалению, как и в любой другой сфере, достижение подобных условий вызывает трудности, что и влечет за собой возникновение различного рода конфликтных ситуаций.

К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты, такие как между преподавателем и учеником, родителем и ребёнком, а также межгрупповые конфликты, если они возникают, например, между  классом и педагогом. 

Педагогические конфликты  – явление нормальное, для таких  динамичных институтов как, например, школа или университет. Вместе с  тем они обладают рядом отличительных  особенностей, которые отличают их от конфликтов в любой другой социальной сфере.

Среди этих особенностей можно выделить:

  1. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), что и определяет их поведение в конфликте;
  2. ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как школа – модель общества, где дети усваивают нормы взаимоотношений между людьми;
  3. различное понимание событий и их причин, так как конфликт каждой из сторон видится по-разному, поэтому им сложно достичь взаимопонимания;
  4. разница в жизненном опыте участников конфликта порождает разную степень ответственности за ошибки в разрешении и за исход конфликта;
  5. присутствие других учеников делает  их участниками конфликта, и конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  6. позиция учителя такова, что она обязывает его взять на себя всю инициативу в его разрешении и суметь поставить на первое место интересы ученика;
  7. любая ошибка преподавателя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые могут включиться другие ученики;
  8. большинство педагогических  конфликтов легче предупредить, чем успешно разрешить.

Из-за низкой подготовки учителей в области разрешения конфликтов в образовательных учреждениях  приводят к значительным деструктивным  последствиям. Исследования  за 1996 г. показывают, что в межличностном  конфликте между учеником и учителем велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным  влиянием (50% от числа изученных ситуаций). (С.Е.Хапаева, 1996).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Педагогический конфликт – очень сложное явление, которое происходит, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести, например, социально-экономическое положение в стране и конкретно в регионе. Оно напрямую влияет на заинтересованность преподавателя и ученика в образовательном процессе. Не секрет, что политическая и экономическая нестабильность приводит увеличению числа преподавателей, которые недовольны отсутствием признания профессии учителя, заработной платой, материальной базой в образовательных учреждениях. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в общеобразовательной сфере, которые обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебного процесса. Таким образом, получается, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных причин при соответствующем включении субъективного фактора.

Объективные причины педагогических конфликтов:

  1. неблагоприятная социально-экономическая или политическая обстановка в стране или регионе;
  2. методологическое  и содержательное несовершенство учебно-воспитательного процесса (несовершенная методологическая база);
  3. недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ученика;
  4. существенное ограничение степеней свободы: требования жёсткой дисциплины, отсутствие возможности выбора преподавателя,   обязательное посещение занятий;
  5. различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям у преподавателя и ученика;
  6. необходимость оценивания учащихся преподавателем зачастую приводит к возникновению конфликтов из-за наличия субъективного фактора, руководствуясь которым преподаватель может оценивать ученика.

К субъективным причинам относятся:

  1. психологическая несовместимость учителя и ученика;
  2. отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика, что приводит в неадекватной коммуникации и препятствует разрешению противоречий;
  3. несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;
  4. недостаточная компетентность учителя, возможно, отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов;
  5. наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса, что может спровоцировать конфликт;
  6. отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе приводит к тому, что теряется интерес к обучению как у преподавателя, так и у ученика;
  7. несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

Именно понимание истинных причин конфликтов открывает пути к  их решению, поэтому их поиск и  обнаружение одна из значимых задач  педагогической конфликтологии.

Конфликты между администрацией и педагогами представляют собой типичные организационные конфликты, поэтому для них характерны следующие причины:

  1. нетактичное отношение друг к другу в коллективе;
  2. неудобное расписание занятий;
  3. непродуманные реформы и нововведения в учебном заведении;
  4. неравномерное распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  5. административные и финансовые злоупотребления.

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Около 85% учителей считают ее главной причиной конфликтов в коллективе, при этом их не устраивает,  как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.  (См. Г. И. Козырев, Введение в конфликтологию, М. 2001, С. 50)

В конфликтах между учителями  и родителями главным объектом возникновения  является ученик. Учителя чаще всего обвиняют родителей в нежелании уделять внимание процессу обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку или в некомпетентности.

Конфликты между учениками и  родителями в основном сводятся к следующим причинам:

  1. плохая успеваемость детей в школе;
  2. взаимное непонимание детей и родителей;
  3. желание ребенка быть самостоятельным, что расценивается родителями, как непослушание;
  4. невыполнение детьми просьб и поручений родителей;
  5. неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье: алкогольная зависимость, конфликты между родителями, насилие над ребенком.

Конфликты между учителями и учениками возникают, по мнению учителей, по следующим причинам:

    1. нарушение дисциплины на уроке;
    2. плохое выполнение домашних заданий;
    3. несоответствующие отношения между учениками.

С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями  являются:

  1. оскорбления со стороны преподавателя, грубость, несдержанность, неуважение со стороны учителя к ученикам;
  2. необъективность при оценке знаний;
  3. неинтересное ведение урока учителем, невозможность заинтересовать в своем предмете;
  4. пропуск занятий. ( См. Г. И. Козырев, Введение в конфликтологию, М. 2001, С. 52).

Информация о работе Педагогические конфликты