Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:34, курсовая работа
Само понятие конфликта может использоваться для определения и понимания сущности различных видов столкновения. Оно применяется при анализе взаимоотношений человека и природы, внутриличностных проблем, тогда конфликт получает название «внутриличностный», но при рассмотрении различных противостояний непосредственно в обществе, между людьми и группами используется понятие социального конфликта.
Введение……………………………………………………………….
Глава I. Понятие конфликта……………………………………….
Глава II. Причины педагогических конфликтов………………..
Глава III. Классификация педагогических конфликтов………
Глава IV. Методы урегулирования конфликтов………………..
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………
Санкт-Петербургский
Философский факультет
Кафедра конфликтологии
Педагогический конфликт
и методы его урегулирования
Курсовая работа студента
2 курса дневного отделения
Щетининой Илоны Дмитриевны.
Научный руководитель:
доцент, к.техн.н. Крюкова Т.В.
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Данная курсовая работа посвящена педагогическим конфликтам и способам их урегулирования.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА
Конфликт в обществе -
явление постоянное и зачастую неизбежное.
Мы сталкиваемся с ним дома, в
школе, на работе, одним словом, везде,
где люди так или иначе взаимодействуют
друг с другом. Для того чтобы
разобраться и изучить
С тех пор, как конфликтология получила признание в России как наука, написано огромное количество книг и статей, в которых авторы по - своему трактуют конфликт. В широком смысле конфликт - есть способ негативного взаимодействия людей, социальных групп на основе столкновения их интересов, осознанный обеими сторонами.
Причинами такого взаимодействия,
столкновения могут быть совершенно
разные аспекты социальной жизни: материальные
и духовные ценности, притязания на
власть, статусные различия, эмоционально
– психологические
Само понятие конфликта может использоваться для определения и понимания сущности различных видов столкновения. Оно применяется при анализе взаимоотношений человека и природы, внутриличностных проблем, тогда конфликт получает название «внутриличностный», но при рассмотрении различных противостояний непосредственно в обществе, между людьми и группами используется понятие социального конфликта. В свою очередь «под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны».1
Еще одно определение, которое, хорошо подчеркивает роль общественных отношений в конфликте, представлено в роботе В.Г. Запрудского «Социальный конфликт»: «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».2
Что касается непосредственно
педагогического конфликта, то
необходимо для начала
Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основной задачей которого является изучение причин педагогических конфликтов, а также разработка методов для их урегулирования, предотвращения и разрешения. Это направление конфликтологии достаточно актуально для современного общества. Различного рода изменения и реформации в образовании, также сложности, возникшие в социально-экономической и политической сфере, серьезные сдвиги в области культурной ориентации общества не могли не сказаться на образовательной сфере в целом.
Педагогическая сфера
представляет собой
К педагогическим конфликтам
относят межличностные
Педагогические конфликты – явление нормальное, для таких динамичных институтов как, например, школа или университет. Вместе с тем они обладают рядом отличительных особенностей, которые отличают их от конфликтов в любой другой социальной сфере.
Среди этих особенностей можно выделить:
Из-за низкой подготовки учителей в области разрешения конфликтов в образовательных учреждениях приводят к значительным деструктивным последствиям. Исследования за 1996 г. показывают, что в межличностном конфликте между учеником и учителем велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций). (С.Е.Хапаева, 1996).
ГЛАВА II. ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Педагогический конфликт – очень сложное явление, которое происходит, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести, например, социально-экономическое положение в стране и конкретно в регионе. Оно напрямую влияет на заинтересованность преподавателя и ученика в образовательном процессе. Не секрет, что политическая и экономическая нестабильность приводит увеличению числа преподавателей, которые недовольны отсутствием признания профессии учителя, заработной платой, материальной базой в образовательных учреждениях. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в общеобразовательной сфере, которые обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебного процесса. Таким образом, получается, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных причин при соответствующем включении субъективного фактора.
Объективные причины педагогических конфликтов:
К субъективным причинам относятся:
Именно понимание истинных причин конфликтов открывает пути к их решению, поэтому их поиск и обнаружение одна из значимых задач педагогической конфликтологии.
Конфликты между администрацией и педагогами представляют собой типичные организационные конфликты, поэтому для них характерны следующие причины:
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. Около 85% учителей считают ее главной причиной конфликтов в коллективе, при этом их не устраивает, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки. (См. Г. И. Козырев, Введение в конфликтологию, М. 2001, С. 50)
В конфликтах между учителями и родителями главным объектом возникновения является ученик. Учителя чаще всего обвиняют родителей в нежелании уделять внимание процессу обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку или в некомпетентности.
Конфликты между учениками и родителями в основном сводятся к следующим причинам:
Конфликты между учителями и учениками возникают, по мнению учителей, по следующим причинам:
С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются: