Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:34, курсовая работа
Само понятие конфликта может использоваться для определения и понимания сущности различных видов столкновения. Оно применяется при анализе взаимоотношений человека и природы, внутриличностных проблем, тогда конфликт получает название «внутриличностный», но при рассмотрении различных противостояний непосредственно в обществе, между людьми и группами используется понятие социального конфликта.
Введение……………………………………………………………….
Глава I. Понятие конфликта……………………………………….
Глава II. Причины педагогических конфликтов………………..
Глава III. Классификация педагогических конфликтов………
Глава IV. Методы урегулирования конфликтов………………..
Заключение……………………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………
Причинами конфликтов между учениками могут быть:
Следующая большая группа
конфликтов – это конфликты в
ВУЗах. Конфликты между обществом
и заведениями
Взаимодействие между преподавателем и студентом является одним из основных в социально-педагогическом процессе. Их специфика заключается в том, что студент в большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса, чем, например, школьник, он выступает «заказчиком» своего образования и способен осознанно оценивать уровень знаний, предоставляемых учебными заведениями.
Конфликты между преподавателями и студентами могут возникать по следующим причинам:
Таким образом, конфликт – это рода закономерность в процессе общения между педагогом и учащимся. Он неизбежно будет возникать в силу тех или иных обстоятельств. Именно учитывая их, можно суметь пресечь конфликт уже на стадии его зарождения. Педагогу необходимо знать и то, что ученик может видеть причину возникшего конфликта совсем иначе, чем видит её педагог. Это должно быть учтено на этапе урегулирования конфликта.
ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Существует огромное количество
различных классификаций
Это самая общая стандартная классификация, применимая к любым видам конфликтов. Кроме того, по направлению конфликты подразделяются на: горизонтальные (между работниками одного уровня), вертикальные (между руководителем и подчиненными), а также смешанные. В педагогическом процессе есть несколько основных линий противоречий на каждом из трех уровней, которые выделяет И.Г. Козырев.(рис. 1)
Рисунок 1. Схема линий противоречий в образовании.
Самый высший – макроуровень, здесь происходят конфликты между системой образования и обществом.
На среднем уровне линии противоречий проходят:
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель — ученик» и «родитель — ученик».3
По направленности конфликты делятся на горизонтальные (между работниками одного уровня) и вертикальные (между руководителем и подчиненными). Все вышеперечисленные конфликты условно можно отнести к вертикальным конфликтам, но кроме них на каждом уровне педагогического процесса могут быть и горизонтальные конфликты. Например, на уровне «Общество» могут возникать конфликты по поводу проводимой в обществе политики в сфере образования, воспитания, между основной частью граждан, с одной стороны, и высшими руководящими структурами, т.е. государством— с другой.
На уровне «Администрация» возможны как вертикальные конфликты, например, между различными уровнями управленческих систем в образовании, так и горизонтальные – между руководящими структурами различных учебных заведений.
На уровне «учитель» и «родители» возникают горизонтальные конфликты: «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель».
Конфликты между учителями и родителями в основном происходят в следующих областях:
В основе возникающих конфликтов между преподавателем и родителями лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания их детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка внутри класса или отношением учителя к ребенку или родителям.
Конфликты между учителями более сложны, чем конфликты с участием школьников. Особенности таких конфликтов в том, что педагоги в коллективе очень зависимы от результатов труда друг друга, их взаимозависимость намного больше, чем у учеников. Также специфика конфликтов между педагогами связана и с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский, поэтому на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Женщины более эмоциональны в оценках и поступках, они гораздо более чувствительны к отношению со стороны коллег, более быстро реагируют на просчеты и ошибки окружающих.
Кроме того, большое влияние на специфику конфликтов между педагогами оказывает стаж работы учителя в школе. Чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в любые виды конфликтов с коллегами и руководством школы. Это связано, прежде всего, с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу, опытный педагог понимает негативные последствия конфликта и обладает навыками неконфликтного разрешения проблем, возникающих между коллегами.
Доказано, что чаще всего конфликты у учителя возникают с администрацией учебного заведения, эти конфликты составляют около 78% от общего числа конфликтов в коллективе. Комфортный психологический климат, хорошие отношения с коллегами и уважение с их стороны для педагога гораздо больше важны, чем материальное обеспечение, поэтому учителя отрицательно относятся к конфликтам и стараются их избегать. ( См. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. М. 2011, С. 322 )
На уровне «Ученик» возникают горизонтальные конфликты «ученик — ученик». Самые распространенные из них конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. Бывают как межгрупповые конфликты среди учеников, например, двух-трех подростков с целым классом, а также между личностью и группой – конфликт одного школьника и класса. По исследованиям психологов, чтобы проложить путь к лидерству, подростки идут на самые крайние меры, ведь дети гораздо больше подвержены жестокости, безжалостности, травли своих сверстников. ( См. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. М. 2011, С. 322 )
В системе вузовского образования, в отличие от школьного, родители уже не играют существенную роль в педагогическом процессе, а студенты являются вполне самостоятельными субъектами процесса обучения. Поэтому в системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов:
ГЛАВА IV. МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ
1 Дмитриев А.В. Конфликтология. М. 2000. С. 47
2 Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов/Д. 1992. С.54
3 Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 2001. С. 46.