Педагогические оссобенности конфликтов в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание

Понятие конфликта принадлежит к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определения его содержание не становится более легким. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновения внутренних мотивов, борьбу собственных желаний, чувство долга и многое другое.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 30.50 Кб (Скачать документ)

Раздел I Особенности  проявления межличностных конфликтов в подростковом возрасте. 
 

1.1 Понятие и сущность конфликтов 

Понятие конфликта  принадлежит к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим  специфическим смыслом. Каждый из нас  интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от  этого определения его содержание не становится более легким. В обыденной речи  слово «конфликт»  используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния  различных социальных групп до служебных  или  супружеских разногласий. Мы  называем конфликтом семейную ссору, военные действия,  дискуссии в парламенте,  столкновения внутренних мотивов, борьбу собственных желаний, чувство долга и многое другое. Слово  «конфликт»  от латинского conflictus – столкновение, и практически в неизменном виде входит в другие языки  (conflict  - англ., кonflict – нем., conflit – франц.)  Анализ определений конфликта принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях,  обнаруживает их сходство.  Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки  или практики. В междисциплинарном обзоре работ  по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым   выделяются одиннадцать областей  научного знания так или иначе изучающих конфликты ( по степени убывания количества публикаций) : психология , социология,   политология, история , философия, искусствоведения,  педагогика, правоведение,   социобиология,  математика  и военные науки. Анализ   исследования конфликта,  выполненный на основе публикаций, показал, что  в различных областях используется следующие понятия:  военный конфликт,  художественный конфликт,  международный конфликт,  региональный конфликт, «сложные конфликты в различных системах», конфликты в коллективах  школьников,  педагогических коллективах, конфликты в спорте, социальный конфликт. трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений,  конфликт «личность – группа»,  моральный конфликт нравственный конфликт и др.  Однако проблемы возникающие с определением конфликта  и сегодня  не решены.  Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов  Р.Маркса  и Р.Снайдера,  которые еще более двух тысячелетий назад, в период особенно интенсивного  развития исследований, в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов  и проанализировали ряд  понятий таких как антагонизм  интересов,  агрессивность вражда,  конкуренция,  социальный раскол и т.д. При этом разные дисциплины наделяют   понятия конфликта своим содержанием:  экономисты часто отождествляют конфликт  с «конкуренцией», психологи с «трудностями», «неприятностями», социологи заменяют им понятие «дебатов»,   «оппозиций» и т.д.  Вместе с тем анализ использования   понятия конфликта   и разнообразных контекстов его применение показывает, что  наряду со словосочетаниями,  обозначающие конкретные явления («вооруженный  конфликт», «трудовой конфликт»,  «психологический», «внутренний»,  «политический» и т.д.) Добавим к этому, такие широко используемые метафоры, как  « конфликт природы и цивилизации»,   «конфликт человека с техникой»,  «поэзии  и  прозы  жизни», «героя и толпы» и  т.д.  Эти примеры говорят о необходимости определения, хотя бы в первом приближении, таких признаков или критериев,   которые  позволяли бы отделять  конфликтные явления ,  подлежащие научному  осмысления  и анализу, от не строгих, образных или метафорических  случаев   использования понятия конфликта. [Гришина Н. В.  Психология конфликта.- СПб.:Питер,2004год.-9-12стр., ил.:(Серия «Мастера психологии»]

Информация о работе Педагогические оссобенности конфликтов в школе