Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:31, курсовая работа
Понятие конфликта принадлежит к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определения его содержание не становится более легким. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновения внутренних мотивов, борьбу собственных желаний, чувство долга и многое другое.
Раздел I Особенности
проявления межличностных конфликтов
в подростковом возрасте.
1.1 Понятие и сущность
конфликтов
Понятие конфликта принадлежит к обыденному сознанию, так и науке, наделяющей его своим специфическим смыслом. Каждый из нас интуитивно понимает, что такое конфликт, однако от этого определения его содержание не становится более легким. В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссии в парламенте, столкновения внутренних мотивов, борьбу собственных желаний, чувство долга и многое другое. Слово «конфликт» от латинского conflictus – столкновение, и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict - англ., кonflict – нем., conflit – франц.) Анализ определений конфликта принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Понятие конфликта сегодня не принадлежит какой-то одной определенной области науки или практики. В междисциплинарном обзоре работ по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются одиннадцать областей научного знания так или иначе изучающих конфликты ( по степени убывания количества публикаций) : психология , социология, политология, история , философия, искусствоведения, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. Анализ исследования конфликта, выполненный на основе публикаций, показал, что в различных областях используется следующие понятия: военный конфликт, художественный конфликт, международный конфликт, региональный конфликт, «сложные конфликты в различных системах», конфликты в коллективах школьников, педагогических коллективах, конфликты в спорте, социальный конфликт. трудовой, криминальный конфликт, конфликт поколений, конфликт «личность – группа», моральный конфликт нравственный конфликт и др. Однако проблемы возникающие с определением конфликта и сегодня не решены. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р.Маркса и Р.Снайдера, которые еще более двух тысячелетий назад, в период особенно интенсивного развития исследований, в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов и проанализировали ряд понятий таких как антагонизм интересов, агрессивность вражда, конкуренция, социальный раскол и т.д. При этом разные дисциплины наделяют понятия конфликта своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с «конкуренцией», психологи с «трудностями», «неприятностями», социологи заменяют им понятие «дебатов», «оппозиций» и т.д. Вместе с тем анализ использования понятия конфликта и разнообразных контекстов его применение показывает, что наряду со словосочетаниями, обозначающие конкретные явления («вооруженный конфликт», «трудовой конфликт», «психологический», «внутренний», «политический» и т.д.) Добавим к этому, такие широко используемые метафоры, как « конфликт природы и цивилизации», «конфликт человека с техникой», «поэзии и прозы жизни», «героя и толпы» и т.д. Эти примеры говорят о необходимости определения, хотя бы в первом приближении, таких признаков или критериев, которые позволяли бы отделять конфликтные явления , подлежащие научному осмысления и анализу, от не строгих, образных или метафорических случаев использования понятия конфликта. [Гришина Н. В. Психология конфликта.- СПб.:Питер,2004год.-9-12стр., ил.:(Серия «Мастера психологии»]
Информация о работе Педагогические оссобенности конфликтов в школе