Педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:10, реферат

Описание

Социальная помощь и социальная педагогическая деятельность.
Стратегии гос. социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в России.
Структура современной системы специальной пед помощи в России.
Опыт социально педагогической помощи за рубежом.

Работа состоит из  1 файл

кор. пед. 26.11.12.docx

— 40.07 Кб (Скачать документ)

Педагогические  системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными  возможностями жизнедеятельности.

План:

  1. Социальная помощь и социальная педагогическая деятельность.
  2. Стратегии гос. социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в России.
  3. Структура современной системы специальной пед помощи в России.
  4. Опыт социально педагогической помощи за рубежом.

Принцип организации

Виды учреждений

Основные функции и  задачи

Принцип интеграции

Соц. Службы образовательные  учреждения, семьи и частные лица

  1. Создание условий для поддержки семьи имеющей человека с отклонениями в развитии
  2. Получение права на дополнительную материальную и медицинскую помощь
  3. Право на помощь персонального ассистента
  4. Соц. Диагностика обследование и контроль развития  детей в медицинских учреждениях по месту жительства.
  5. Составление индивидуальных программ образовании включающих образование родителей
     

 

 


 


 

 

 

 

 


 

 






 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-педагогическая деятельность – непрерывный целенаправленный процесс социального воспитания; учет специфики развития личности человека с особыми потребностями; учет социальных институтов и всех субъектов социальной помощи; построение образовательного пространства; достижение социальных задач, общепринятыми традиционными способами.

Учитывает:

  1. Экономические условия
  2. Политические условия
  3. Коммуникация
  4. Личностные качества
  5. Социальная политика

 

Социальная защита – система специальных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления, социальное обслуживание носит не материальный характер, предполагает материальную поддержку в решении социально-педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и др. проблем и осуществляется через сеть социальных служб.

Начало развития системы  социальной защиты в нашей стране положено в 1990 году, когда был сформирован  комитет по делам семьи и демографической политике при совете министров РФ, в 1991 выходит ряд док-тов. Современная модель социальной защиты населения предполагает новый вид социальной помощи – социальное обслуживание, оно реализуется в двух программах:

  1. Программа «Дети инвалиды»
  • Создание эффективной системы профилактики детской инвалидности.
  • Создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Оказание консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии.
  • Создание равных возможностей для получения детьми медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизни.
  • Интенсификация научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, современной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями.
  1. Социальная зашита инвалидов.
  • Формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов.
  • Создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе и доступность социальной инфраструктуры.

 

Направления работы псковского реабилитационного центра.

  1. Познание себя.
  2. Самообслуживание и умение принимать помощь других.
  3. Вступать в контакт и поддерживать его с окружающими.
  4. Ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир.

 

Опыт социально  педагогической помощи за рубежом.

Кемпхиловские общины –  форма социально-педагогической помощи. Принципы: жизнь общины на принятии христианства, образ жизни учитывает  интересы каждого, отсутствие зарплаты. Основаны на теории Штайнера, первое поселение  было в Кмпхиле, стало распространяться.

Задачи:

  • Создание условий для независимой жизни каждого человека.
  • Уход за не трудоспособными людьми.
  • Восстановление отношений с окружающей средой.
  • Организация труда для всех членов общины.

Основы  дидактики составить 15  вопросов.

Перспективы специальной  педагогики и специального образования.

План:

  1. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования.
  2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи.
  3. Опыт организации ранней помощи в России и за рубежом.

Причины появления  новых приоритетов в системе  специального образования: в семье ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы и традиции; семейное неблагополучие создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи; снизилась доля рождения здоровых детей (до 36,5%); 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; у 70% детей пренотально диагностируется поражение ЦНС; увеличение процента при родовой смертности матерей и детей; увеличилось количество недоношенных детей.

Задачи системы  ранней помощи:

  • Максимально раннее выявление  и диагностика особых образовательных потребностей ребенка и его семьи.
  • Максимальное сокращение разрыва между моментом первичного выявления нарушения у ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи.
  • Снижение временных границ начала специального образования (до первых месяцев жизни).
  • Построение всех необходимых коррекционно-педагогических программ, использование специальных методов, приемов, средств обучения.
  • Достраивание отсутствующей структуры системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка.

Предпосылки создания системы ранней помощи: М. И. Лисина переосмыслила положения Л.С. Выготского о социальности развития младенцев и об их отношениях со взрослыми.

 

Дети группы риска  школьной и социально дезадоптации.

Дети группы риска  социальной дезадоптации:

  1. Одаренные дети
  • Повышенный энергетический уровень.
  • Относительная неравномерность развития различных психических функций.
  • Самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении заданий.
  • Чувство юмора.
  • Социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимость к критике, умение нестандартно мыслить.
  • Большое упорство в решении задач.
  • Способность оперировать абстрактными понятиями.
  • Чувствительность к противоречиям.
  • Интерес к построению гипотез, способность легко обучаться.
  • Умение делать выводы и обобщения.
  • Способность следить за несколькими процессами.

Выделяют четыре типа детской  одаренности: интеллектуальная, академическая, социально-лидерская, художественно-эстетическая, физическая одаренность.

  1. Дети с проблемами в обучении (слабообучаемые). Ученики, для которых учебная деятельность требует больших затрат времени и труда (дети с мотивацией обучения) и те учеба не смотря на кропотливный труд не приносит успеха.
  2. Дети со слабым здоровьем. Дети с ограниченными возможностями здоровь, дети с соматическими заболеваниями.
  3. Дети воспитывающиеся в семьях имеющих социальные проблемы. Не полные семьи, неблагополучные семьи, малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с родителями инвалидами, детьми инвалидами.
  4. Педагогически запущенные дети. Со стороны родителей и со стороны педагога. Девиантное поведение связано с нарушением различных норм. Адъективное поведение связано с зависимостью к чему либо.

Это дети со сниженной учебной  мотивацией, испытывающие психологические  трудности, не представляющие опасности  психофизическому здоровью окружающих, неуверенные и нереализованные  возможности, кризис.

Школьная дезадоптация.

Критерии

1гр детей

2гр детей

3гр детей

4гр детей

5гр детей

6гр детей

Эмоциональная сфера

++

0

0

-

-

--

Социальная сфера

++

0

0

-

-

--

Работоспособность

++

+

0

0

-

--

Уровень познавательной деятельности

++

+

0

-

-

--


 

Почему одаренные дети относятся к группе риска?

Педагогическая  диагностика нарушений школьной адаптации.

  1. Сущность и принципы диагностики.
  2. Организация диагностической деятельности.
  3. Методы диагностики.

Диагностика это изучение в процессе, которого происходит сбор данных о ребенке, предлагаются ряд  заданий, результаты которые сравниваются с некой средней величиной  – нормой.

 

 

Диагностика.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый принцип диагностики  – учебной деятельности, умение включаться в деятельность.

Принцип систематичности. Важно  систематически наблюдать и изучать, как эволюционирует ребенок в  естественном ходе обучения и воспитания.

Принцип изучение ребенка  разностороннее. Изучение истории развития ребенка, условий жизни в семье, здоровья, выявление условий жизни  в семье.

Таким образом, в результате комплексного разностороннего педагогического, психологического, медицинского изучения ребенка у учителя складывается картина того, как отклонение связано  с индивидуальными особенностями, а так же с социально-педагогической ситуацией развития ребенка. Знание этих особенностей позволяет учителю  преодолевать трудности, активизировать компенсаторные возможности, грамотно выбирать средства педагогического  влияния.

Организация диагностической  деятельности.

ПМПк – психолого-медико педагогический консилиум. Задачи: организовать сбор достоверной информации об учащихся; выявить детей с недостаточным  уровнем школьной зрелости, потенциальную  группу риска; наметить пути помощи данной группе детей.

Уровни диагностики (формы).

Фронтальная

Индивидуальная

Проводит логопед, психолог. Определение группы риска, выявление  возможностей каждого

Проводят родители, классный руководитель, узкий специалист. Цель – выделение особенностей ребенка. Установление причинно-следственных связей


Обучающий эксперимент.

Обучающий эксперимент, как  метод изучения ребенка включается в процедуру индивидуального  собеседования. Суть этого метода состоит  в том, что ребенку предлагается ряд заданий для выполнения, а если он не справляется, ему оказывается необходимая помощь. Цели помощи: помочь ребенку справится с заданием; выявить насколько ребенок оказывается чувствительным к помощи.

Три вида помощи.


 


 

 

 

 

 

 

 

При оценке выполнения задания  учитываются:

  1. Включение ребенка в работу.
  2. Понимание и оценка ситуации в целом.
  3. Планомерность описания картинки.
  4. Характер словесных высказываний.

4 уровня оценки.

1-й уровень – ребенок  сразу включается в работу. Правильно  и обобщенно оценивает ситуацию  в целом. Доказывает сделанное  обобщение анализом отдельных  фрагментов. В анализе существует  порядок.

Информация о работе Педагогические системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности