Педагогические способности и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание

По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического Проблема способностей находится в поле внимания исследователей из различных областей научного знания.
педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свой¬ства личности, состоящие в специфической чувствительности к объ¬екту, средствам, условиям педагогического труда и созданию про¬дуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Содержание

Введение.
1.Структура способностей
2.Понятие педагогических способностей
3.Уровни педагогических способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Педагогические  способности и  их структура.

ПЛАН

Введение.

1.Структура способностей

2.Понятие педагогических способностей

3.Уровни педагогических способностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Педагогические  способности и  их структура. 

Введение.

По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического Проблема способностей находится в поле внимания исследователей из различных областей научного знания. Это обуславливается как загадочностью данного явления, так  и его прикладным значением в жизни общества: способные, талантливые люди делают серьезные открытия, достигают высоких вершин в контексте исполняемой деятельности.

Особую  важность способности имеют при  осуществлении педагогическая деятельности. Это определяется следующими причинами.

Во-первых, продолжающийся курс государства на гуманизацию и демократизацию образования, что подразумевает индивидуально-личностный подход к объекту обучения и воспитания. Только педагог, имеющий развитые способности  к саморегуляция, умению выслушать ученика, понять его внутренний мир может осуществлять такое взаимодействие.

Во-вторых, более серьезные требования к  уровню подготовленности учащихся к  жизни в обществе. Это связано  со стремительным ростом информационных технологий, внедрением нового оборудования на предприятиях, появлением сложных систем управления и т.п. Подготовить такого учащегося может лишь педагог, который сам способен донести необходимые знания, заинтересовать учащихся в своем предмете, открыть новые грани понимания изучаемого.

В-третьих, способности, как показывают исследования многих ученых, не являются чем-то аморфным и неупорядоченным, они имеют  свою структуру, которая обуславливается  рядом факторов, о которых речь пойдет ниже. Знание данной структуры,  ее учет, позволяет более плодотворно выявлять определенные способности, а также вести работу по их развитию у студентов-педагогов, актуализирует у последних критическую саморефлексии по отношению к своей учебной деятельности, а также будущей профессиональной. 

1.Понятие педагогических способностей 

Почти во все учебники психологии вошло  определение способностей, данное Б.М. Тепловым и позднее почти полностью  принятое Н.С. Лёйтесом. Способности они определяют как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. 

Б.М. Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями понимаются индивидуально-психологические  особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. 

И еще  два положения отстаивал Б.М. Теплов: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические  особенности, т.е. задатки, которые лежат  в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности «создаются» в деятельности. «Не в том дело, - пишет он, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». 

Н.Д. Левитов  под педагогическими способностями  понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. А именно: 

1) способности  к передаче детям знаний в  краткой и интересной форме;

2) способность  понимать учеников, базирующаяся  на наблюдательности;

3) самостоятельный  и творческий склад мышления;

4) находчивость или быстрая и точная ориентировка;

5) организаторские  способности, необходимые как  для обеспечения системы работы  самого учителя, так и для  создания хорошего ученического  коллектива. 

В соответствии с нашим общим определением способностей, педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Это определение  педагогических способностей может  быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической системы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает.

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей: во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда, во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех  или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности, и в первую очередь персептивные, т.е. относящиеся к сфере восприятия (из них важнейшее – наблюдательность). Они позволяют учителю адекватно воспринимать психологию ученика, его психическое состояние в конкретном случае, правильно оценивать состояние коллектива класса вообще и в данной педагогической ситуации в частности.

Составной частью коммуникативных свойств  личности учителя можно считать  готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию им. Необходимое условие этого – любовь к детям.

И наконец, третьим компонентом коммуникативных  свойств личности учителя можно  считать высокоразвитую потребность  в социальном взаимодействии, которая  проявляется в стремлении к передаче знаний, к общению с детьми, в желании разумно организовать жизнь и деятельность детского коллектива. Успешная реализация потребности в социальном взаимодействии зависит от наличия у учителя педагогического такта.

Отметим некоторые вспомогательные свойства и особенности личности, входящие в структуру педагогических способностей. Это прежде всего определенные качества ума: остроумие, критичность, последовательность и ряд других. Немаловажное значение имеет и речь учителя: наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи и т.д. Такое качество, как некоторая артистичность натуры (живое воображение, умение фантазировать), тоже играет определенную роль в успехе педагогической деятельности.

Педагогические  способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальные исследования, целенаправленное формирование и развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально. Так, важнейший элемент перспективных свойств личности – наблюдательность – развивается и совершенствуется как в процессе приобретения педагогического опыта, так и в результате специальных усилий педагога. Он в состоянии развить свою социально-психологическую наблюдательность, т.е. способность не только подмечать у учеников различные черты характера и склонности, но и распознавать причины их появления, уметь оценивать их проявление в соответствии с ситуацией и т.д. Тем более поддаются развитию многие вспомогательные свойства личности, входящие в структуру педагогических способностей: владение словом, воображение и фантазия. 

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения: 

1) Дидактические  способности - способности передавать  учащимся учебный материал, делая  его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Профессиональное мастерство включает также способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону. 

2) Академические способности - способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. 

3) Перцептивные  способности - способности проникать  во внутренний мир ученика,  воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. 

4) Речевые  способности - способности ясно  и четко выражать свои мысли,  чувства с помощью речи, а также  мимики и пантомимики. 

5) Организаторские  способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. 

6) Авторитарные  способности - способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета 

7) Коммуникативные  способности - способности к общению  с детьми, умение найти правильный  подход к учащимся, установить  с ними целесообразные с педагогической  точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта. 

8) Педагогическое  воображение (или прогностические  способности) - это способность, выражающаяся  в предвидении последствий своих  действий, в воспитательном проектировании  личности учащихся. 

9) Способность  к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой). 

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фактор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей: 

1) специфическая  чувствительность к объекту, средствам  и условиям педагогического труда 

2) специфическая  чувствительность к созданию  продуктивных моделей формирования  искомых качеств в личности  учащегося.  

2.Структура способностей 

Способности представляют собой совокупность психических  качеств, имеющих сложную структуру.  

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.  

Так, в  структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.  

Информация о работе Педагогические способности и их структура