Педагогические способности и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:01, реферат

Описание

По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического Проблема способностей находится в поле внимания исследователей из различных областей научного знания.
педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свой¬ства личности, состоящие в специфической чувствительности к объ¬екту, средствам, условиям педагогического труда и созданию про¬дуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.

Содержание

Введение.
1.Структура способностей
2.Понятие педагогических способностей
3.Уровни педагогических способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Ф.Н. Гоноболин, выполняя свое исследование под руководством Б.М. Теплова, делил качества учителя  на собственно педагогические способности  и свойства, которые сопутствуют  им. В структуру собственно педагогических способностей он включал: 

1) способность  делать учебный материал доступным  учащимся;

2) понимание  учителем ученика;

3) творчество  в работе;

4) педагогически  волевое влияние на детей;

5) способность  организовать детский коллектив;

6) интерес  к детям;

7) содержательность и яркость речи;

8) ее  образность и убедительность;

9) педагогический  такт;

10) способность  связывать учебный материал с  жизнью;

11) наблюдательность;

12) педагогическую  требовательность (психологический  анализ педагогических способностей). 

Другой  подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных. 

3.Уровни педагогических способностей

 

Структура общих познавательных способностей является многомерной, хотя и измерения  и не являются независимыми. Можно  выделить способности по уровню их генерализованности (общие - специальные), по роли жизненного опыта в их проявлении («текучий», «кристализованный» интеллект). 

Педагогические  способности имеют  два взаимосвязанных  уровня: 1) рефлексивный; 2) проективный. 

Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности:

  1. чувство объекта - умение увидеть, какой отклик находят у ребенка объекты реальной действительности, проникнуть в психологию учащегося;
  2. чувство меры или такта - умение понять изменения, происходящие в личности ребенка (в его деятельности) под влиянием различных средств педагогического воздействия, а также причины изменений;
  3. чувство причастности - способность оценить свои достоинства и недостатки, а также и свою деятельность.
 

Проективный уровень включает в себя пять видов чувствительности:

1.гностическую - к требованиям педагогической  системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому учителю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к систематизации знания, к познанию индивидуальных особенностей детей;

2.проектировочную  - к изменениям, которые должны  произойти в личности ученика  к моменту выхода из данной  педагогической системы, к педагогическим  средствам, последовательности их  применения, способствующим этим  изменениям, к проектированию личности ученика, возможности его развития, а также своей деятельности;

3.конструктивную - к способам отбора и композиционного  построения учебно-воспитательной  информации, вызывающей у учащихся  эмоциональный, интеллектуальный  и практический отклик;

4.коммуникативную  - к способам установления педагогически  целесообразных взаимоотношений  с учащимися и их перестройке  в соответствии с развитием  целей и средств воздействия,  а также к способам мотивирования,  эмпатии, суггестии; 

5.организаторскую  - к способам включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент воспитательного воздействия на каждую личность учащегося, формирования способности к самоорганизации, самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Рассмотрим более конкретно некоторые виды педагогических способностей. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способности всегда проявляются в определенном виде деятельности, точнее они существуют только в соответствующей конкретной деятельности человека. Педагогические способности имеют индивидуальную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор профессиональных способностей, но качество их выраженности различное. 
 

Интеллектуальные способности педагога - это свойства его интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности с точки зрения скорости и правильности переработки информации в условиях решения педагогических задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания и преобразования педагогической действительности. 
 

Библиография: 

1.Ананьев Б. Г. "Очерки психологии"

2.Большой  психологический словарь

3.Кузьмина Н. В. "Способности, одаренность, талант учителя"

4.Маркова, Матис, Орлов. "Формирование мотивации учения"

5.Теплов, Б.М.Способности и одаренность

6.Уманский Л. "Как стать организатором" 

Информация о работе Педагогические способности и их структура