Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:01, реферат
По мере развития общества изменяются, усложняются разные виды труда, в том числе педагогического Проблема способностей находится в поле внимания исследователей из различных областей научного знания.
педагогические способности — это индивидуальные устойчивые свой¬ства личности, состоящие в специфической чувствительности к объ¬екту, средствам, условиям педагогического труда и созданию про¬дуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого.
Введение.
1.Структура способностей
2.Понятие педагогических способностей
3.Уровни педагогических способностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ф.Н. Гоноболин,
выполняя свое исследование под руководством
Б.М. Теплова, делил качества учителя
на собственно педагогические способности
и свойства, которые сопутствуют
им. В структуру собственно педагогических
способностей он включал:
1) способность
делать учебный материал
2) понимание учителем ученика;
3) творчество в работе;
4) педагогически волевое влияние на детей;
5) способность
организовать детский
6) интерес к детям;
7) содержательность и яркость речи;
8) ее образность и убедительность;
9) педагогический такт;
10) способность связывать учебный материал с жизнью;
11) наблюдательность;
12) педагогическую
требовательность (психологический
анализ педагогических
Другой
подход к структуре способностей выявляет
два их вида с точки зрения развития: потенциальные
и актуальные. Потенциальные способности
- это возможности развития индивида, проявляющие
себя каждый раз, когда перед ним возникают
новые задачи, требующие решения. Однако
развитие индивида зависит не только от
его психологических свойств, но и от тех
социальных условий, в которых могут быть
реализованы или не реализованы эти потенции.
В таком случае говорят об актуальных
способностях. Это объясняется тем, что
далеко не каждый может реализовать свои
потенциальные способности в соответствии
со своей психологической природой, для
этого может не иметься объективных условий
и возможностей. Таким образом, можно заключить,
что актуальные способности составляют
только часть потенциальных.
3.Уровни педагогических способностей
Структура
общих познавательных способностей
является многомерной, хотя и измерения
и не являются независимыми. Можно
выделить способности по уровню их
генерализованности (общие - специальные),
по роли жизненного опыта в их проявлении
(«текучий», «кристализованный» интеллект).
Педагогические
способности имеют
два взаимосвязанных
уровня: 1) рефлексивный; 2)
проективный.
Рефлексивный уровень включает три вида чувствительности:
Проективный уровень включает в себя пять видов чувствительности:
1.гностическую - к требованиям педагогической системы (т.е. требования к учащимся, родителям и самому учителю), к результатам действий педагогической системы, ранее полученным на выходе, к причинам продуктивного или непродуктивного функционирования этой системы, к систематизации знания, к познанию индивидуальных особенностей детей;
2.проектировочную
- к изменениям, которые должны
произойти в личности ученика
к моменту выхода из данной
педагогической системы, к
3.конструктивную
- к способам отбора и
4.коммуникативную
- к способам установления
5.организаторскую
- к способам включения учащихся в различные
виды деятельности, превращения коллектива
в инструмент воспитательного воздействия
на каждую личность учащегося, формирования
способности к самоорганизации, самовоспитанию,
самообразованию, саморазвитию. Рассмотрим
более конкретно некоторые виды педагогических
способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Способности
всегда проявляются в определенном
виде деятельности, точнее они существуют
только в соответствующей конкретной
деятельности человека. Педагогические
способности имеют
Интеллектуальные
способности педагога - это свойства его
интеллекта, характеризующие успешность
интеллектуальной деятельности с точки
зрения скорости и правильности переработки
информации в условиях решения педагогических
задач, разнообразия и оригинальности
идей, темпа и качества обучаемости, выраженности
индивидуализированных способов познания
и преобразования педагогической действительности.
Библиография:
1.Ананьев Б. Г. "Очерки психологии"
2.Большой психологический словарь
3.Кузьмина Н. В. "Способности, одаренность, талант учителя"
4.Маркова, Матис, Орлов. "Формирование мотивации учения"
5.Теплов, Б.М.Способности и одаренность
6.Уманский
Л. "Как стать организатором"
Информация о работе Педагогические способности и их структура