Педагогические способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:07, реферат

Описание

Способности (как и человека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.34 Кб (Скачать документ)

В соответствии со сказанным  мы выделили два уровня:

  1. рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обусловливают интенсивность формирования чувственного опыта личности педагога);
  2. проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект – учащегося, на его потребность в развитии, самоутверждении, гражданственном и профессиональном становлении).

Педагогические способности  обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей  использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность  проявляется в том, что педагог  нечувствителен к потребностям и  возможностям учащегося, к его самым  сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой  педагог в процессе обучения не накапливает  плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической  чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно  судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько  способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе

 

  1.  Развитие педагогических способностей

 

Современный педагог сможет в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал в зависимости от глубины  понимания сущности образования. Любой  учитель знает, что существуют два  понимания внутренней стороны образовательного процесса: оно заключается или  в развитии и формировании способностей или в приобретении систематических  знаний. Ум выше знаний, так как, по словам П.Ф. Каптерева, владея умом, всегда приобретешь знания, а владея знаниями, не всегда приобретешь ум.

Способности – понятие  динамическое. Они не только проявляются  и существуют в деятельности, но в деятельности формируются, в ней  развиваются. В.Д. Шадриковым было показано, что развитие способностей происходит в двух направлениях: «пригнанности» отдельных способностей, во-первых, к системе деятельности, их интеграции и, во-вторых, к предметному миру, к требованиям деятельности, т.е. «восхождению» к конкретным, частным проявлениям общих способностей. Отмеченные аспекты тесно взаимосвязаны, и развитие способностей осуществляется в единстве этих двух аспектов.

Обучаемость и креативность, как и специальные способности, развиваются при благоприятных  условиях среды на базе общего интеллекта. Поэтому они в большей мере зависят от средовых, нежели от генетических факторов, и в большей мере, чем  общий интеллект, «привязаны» к  определенному предметному содержанию. Время, яркость и степень дальнейшего  развития педагогических способностей зависят от влияния образовательного пространства и активности самого учителя.

Педагогические способности  проявляются в динамике овладения  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности.

В своей книге «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей, заключающееся в том, что развитие совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей.

А.Н. Леонтьев выдвигает в своих трудах идею, что все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формулируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности происходит через других людей, т.е. в процессе общения, где ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.

Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта.

Согласно Л.С. Выготскому, способности развиваются первоначально как имитация культурного образца мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующей рефлексией и фиксацией отличий своего способа деятельности и культурного.

Без знания психологических  закономерностей и механизмов невозможно определить стратегию, общее направление  формирования и развития педагогических способностей и профессиональной деятельности учителя в целом. Для того чтобы  стать творцом нужно освоить  определенный уровень культуры, войти  в определенную сферу жизнедеятельности  с помощью другого человека –  «образца творчества». Наличие подражательной способности обеспечивает «легкость  входа», творческая способность (креативность, способность воображения) определяет продуктивность и оригинальность.

Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его  педагогических способностей обусловлено  следующими условиями:

  1. деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции;
  2. деятельность учителя должна носить по возможности творческий, а не только репродуктивный характер;
  3. педагогу важно организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Выявить уровень развития педагогической деятельности можно  только на основе анализа этой деятельности. Педагогические способности имеют  индивидуальную меру выражения. У всех педагогов примерно одинаковый набор  профессиональных способностей, но качество их выраженности различное.

Основываясь на анализе общих  способностей, можно выделить следующие  показатели уровня развития педагогических способностей:  

  1. успешный результат деятельности;
  2. оригинальность, самобытность при выполнении работы;
  3. степень преодоления неблагоприятных условий среды;
  4. быстрота овладения новыми знаниями и навыками (хорошая обучаемость в той или иной области).

Условием этих показателей  является интеллект.

Интеллектуальные способности  учителя – это свойства его  интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности с точки  зрения скорости и правильности переработки  информации в условиях решения педагогических задач, разнообразия и оригинальности идей, темпа и качества обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания и преобразования педагогической действительности.

 

  1.  Взаимосвязь педагогических способностей, их развития и успешной деятельностью педагога

 

Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос о педагогических способностях – с вопросом о профессиональной деятельности и личности учителя. Именно в процессе преодоления профессиональных и личностных трудностей происходит развитие (как спонтанное изменение) педагогических способностей, а их формирование (как целенаправленное изменение) осуществляется в специально организованных условиях системы вузовской  и послевузовской подготовки педагогов.

Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса  способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным  сочетанием способностей, поэтому можно  говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет  говорить о возможности компенсации  одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.

Способность – это возможность. Достигнутый уровень – это  реальность. По результативности каждый учитель может быть отнесен к  одному из следующих уровней, при  этом каждый последующий уровень  включает в себя все предыдущие:

1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;

2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3) локально-моделирующий  уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;

4) системно-моделирующий  деятельность и поведение уровень:  учитель владеет стратегиями  превращения своего предмета  в средство формирования личности  учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных  педагогических способностей. Лишь при  переходе на третий уровень у учителя  проявляются педагогические способности  тем больше, чем выше его уровень.

Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура  его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в  конечном итоге является результатом  его усилий? Здесь можно выделить 3 основных результата:

  1. изменение в знаниях получателя;
  2. изменения установок получателя;
  3. изменение явного поведения получателя.

Информация о работе Педагогические способности