Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:55, доклад
Педагогические технологии представлены технологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.
Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Педагогические технологии
Педагогические технологии представлены технологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.
Технологии обучения
Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;
в) учебный материал используется в качестве ее средства;
г) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
д) успешное выполнение игрового задания связывается с дидактическим результатом.
Концептуальные основы игровых технологий разрабатывали А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.
Технология дифференцированного обучения – форма организации процесса обучения, при которой учитель работает с гомогенными группами учащихся, составленных с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Технология
- по полу (мужские, женские, смешанные классы и группы);
- по уровню развития, успеваемости, достижений;
- по личностно-психологическим особенностям (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с органиченными возможностями - слух, зрение и др.).
Разрабатывали и использовали дифференцированные технологии Н.П. Гузик, И.Н.Закатова, Инге Ундт, В.В. Фирсов.
Технология интегрированного обучения – форма осуществления процесса обучения на основе гибкой организации содержания учебного материала с использованием межпредметных связей, сближением предметов и образовательных областей с целью целостного восприятия мира учащимися.
В разработку теории интегрированного обучения большой вклад внес Г.А. Монахов. Имеющийся опыт интегрированного обучения позволяет выделить несколько моделей интеграции:
- создание курса, объединяющего несколько предметов из одной образовательной области, при этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень;
- объединение учебных
предметов из одной
- сочетание близких образовательных областей на равноправных условиях;
- сочетание предметов
близких образовательных
- объединение предметов из удаленных областей;
- пре6ломление предметов
общеобразовательного
- вытекание одной темы из предыдущей с сохранением логики предметного образования на основе взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех предметов.
Технология программированного и алгоритмического обучения – организация процесса обучения, при которой учитель организовывает осуществление учениками системы последовательных учебных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату обучения и улучшению управления учебным процессом.
Программированное обучение предполагает управляемое освоение учебного материала в виде небольших порций учебной информации (шагов, кадров, файлов, контрольных заданий), подаваемых в определенной логической последовательности. Программированное обучение позволяет учитывать индивидуальные данные ребенка по темпу и степени индивидуальной помощи и коррекции, использовать внутреннюю и внешнюю обратную связь, применять различные технические средства обучения. Различаются виды обучающих программ – линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные. Предложенная Б.Ф. Скиннером система получила название линейного программирования, Н. Краудер предложил разветвленное программирование. За использование программированных учебных материалов выступали отечественные дидакты И.Т. Огородников, С.Г. Шаповалов и др.
Технология проблемного обучения – организация продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.
Родоначальник проблемного обучения Джон Дьюи (Чикаго), среди отечественных дидактов проблемным обучением занимались И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решениия — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности.
Технология развивающего обучения – организация учебного процесса активно-деятельностным способом, при которой наряду с передачей конкретных знаний, большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, происходит формирование знаний в виде хорошо организованной системы, а педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Развивающее обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития ребенка. Л.В. Занков считает обязательными следующие принципы: - обучение на высоком уровне сложности, - быстрый темп в изучении программного материала, - ведущая роль теоретических знаний, - осознание школьником процесса учения, - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая наиболее слабых. Разрабатывали технологии развивающего обучения Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,Г.А. Цукерман и др.
Технология блочно-модульного обучения - такая организация процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей, обучение осуществляется на основе программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретенные знания при решении учебных задач.
Блочное обучение предполагает наличие следующих компонентов (блоков): - информационный (введение в тему), - тестово-информационный (первичная проверка усвоенного материала), - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), - проблемный (решение задач но основе полученных знаний), - блок проверки и коррекции. Учащиеся самостоятельно в индивидуальном темпе проходят обозначенные блоки, учитель лишь направляет, консультирует и корректирует их работу.
Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели, банка информации (учебный материал в виде обучающих программ), методическое руководство по достижению целей, практические занятия по формированию необходимых умений, контрольная работа (строго соответствующая целям, поставленным в донном модуле). Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая, накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
В блочно-модульном обучении используются концепции программированного обучения Скиннера и Краудера, идея объединения модулей и программ М.А. Чаланова,
Технология сотрудничества в обучении – организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений учителя и учеников, при сотрудничестве участников процесса в постановке учебной цели, поиске и усвоении новых знаний в ситуации совместной деятельности при распределении обязанностей, взаимном контроле и ответственности.
В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Девиз педагогики сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». Сотрудничество в обучение пришло из педагогики сотрудничества, в которой выделяются 4 направления: - гуманно-личностный подход к ребенку, - дидактический активизирующий и развивающий комплекс, - концепция воспитывающего обучения, - педагогизация окружающей среды.
Технология саморазвивающего обучения - включает в себя все сущностные качества развивающего с дополнением использования мотивов самосовершенствования, самообразования, самоутвержления и самоопределения личности.
Технология саморазвития была создана в конце 19 века итальянским педагогом Марией Монтессори, которая восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы создание окружающей среды, способствующей этому развитию. Педагог при необходимости может быть лишь консультантом. Девиз педагогики М. Монтессори – обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому».
Современные позиции технологии саморазвития рассматривает Г.К. Селевко.
Компьютерные или новые информационные технология обучения – это организация процесса обучения на основе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в трех уровнях: - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач); - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; - как монотехнология, когда все обучение все управление учебным процессом, включая все виды диагностики опираются на применение компьютера.
Технологии воспитания
Прежде чем рассмотреть
Типы форм воспитательной работы – мероприятия, дела, игры.
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Игра лежит в основе игровой технологии как в обучении, так и в воспитании.
Дела – это форма воспитательной работы, общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Проведение дел характерно в основном для технологии коллективной творческой деятельности
Примеры технологий воспитания.
Технология коллективной творческой деятельности – осуществление педагогической работы на основе коллективной организаторской творческой деятельности, которая предполагает участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».
Кколлективные творческие дела могут быть различны по масштабам проведения и временным рамкам – малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы. Дела-комплексы рассчитаны на длительный период подготовки при соблюдении 6 основных взаимосвязанных этапов и участии в них всех членов коллектива: 1 – предварительная работа педагога, 2 – коллективное планирование дела, 3 – коллективная подготовка дела, 4 - коллективное проведение дела, 5 – коллективный анализ дела, 6 – последействие. Каждый из этапов в свою очередь имеет свой алгоритм совместных действий педагога и детей, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных педагогических целей. Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.
Коллективные творческие дела – особый тип форм воспитательной работы, основу методики организации которой составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».
По методике И.П. Иванова коллективные творческие дела могут быть различны по масштабам проведения и временным рамкам – малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы.
Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.