Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:55, доклад

Описание

Педагогические технологии представлены технологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.
Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Работа состоит из  1 файл

Краткий обзор пед.технологий.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Педагогические технологии

Педагогические технологии представлены технологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.

 

Технологии обучения

 

Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Реализация игровых  приемов и ситуаций при урочной  форме занятий  проходит по таким  основным направлениям:

а) дидактическая цель ставится перед учащимися в форме  игровой задачи;

б) учебная деятельность подчиняется правилам игры;

в) учебный материал используется в качестве ее средства;

г) в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

д) успешное выполнение игрового задания связывается с дидактическим результатом.

Концептуальные основы игровых технологий разрабатывали  А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др.

 

Технология дифференцированного обучения – форма организации процесса обучения, при которой учитель работает с гомогенными группами учащихся, составленных с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Технология дифференцированного  обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и  методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По организационному уровню гомогенных групп выделяют дмфференциацию: - региональную (по типу школ), - внутришкольную (профили, уровни, уклоны классов) и по возрасту (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - в параллели: классы различных уровней (гимназические, компенсирующие) или по области интересов (гуманитарные, физико-математические, химико-биологические и другие); - межклассную (факультативы, кружки); - внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса). В соответствии с характерными индивидуально-типологическими психологическими особенностями внутриклассная дифференциация детей на гомогенные группы осуществляется:

- по полу (мужские,  женские, смешанные классы и группы);

- по уровню развития, успеваемости, достижений;

- по личностно-психологическим особенностям (тип мышления, акцентуация характера, темперамент и др.);

- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы с органиченными возможностями  - слух, зрение и др.).

Разрабатывали и использовали дифференцированные технологии Н.П. Гузик, И.Н.Закатова, Инге Ундт, В.В. Фирсов.

 

 

Технология интегрированного обучения –  форма осуществления процесса обучения на основе гибкой организации содержания учебного материала с использованием межпредметных связей, сближением предметов и образовательных областей с целью целостного восприятия мира учащимися.

В разработку теории интегрированного обучения большой вклад внес Г.А. Монахов. Имеющийся опыт интегрированного обучения позволяет выделить несколько моделей интеграции:

- создание курса, объединяющего  несколько предметов  из одной образовательной области, при этом удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение выводит содержание на качественно новый уровень;

- объединение учебных  предметов из одной образовательной  области на базе одной дисциплины;

- сочетание близких  образовательных областей на  равноправных условиях;

- сочетание предметов  близких образовательных областей  с преобладанием какого-либо одного предмета;

- объединение предметов  из удаленных областей;

- пре6ломление предметов  общеобразовательного содержания  через профильную специфику (в школах с углубленным изучением ряда предметов);

- вытекание одной темы  из предыдущей с сохранением логики предметного образования на основе взаимообусловленности и взаимоподчиненности всех предметов.

 

Технология программированного и алгоритмического обучения – организация процесса обучения, при которой учитель организовывает осуществление учениками системы последовательных учебных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату обучения и улучшению управления учебным процессом.

Программированное обучение предполагает управляемое освоение учебного материала в виде небольших порций учебной информации (шагов, кадров, файлов, контрольных заданий), подаваемых в определенной логической последовательности. Программированное обучение позволяет учитывать индивидуальные данные ребенка по темпу и степени индивидуальной помощи и коррекции, использовать внутреннюю и внешнюю обратную связь, применять различные технические средства обучения. Различаются виды обучающих программ – линейные, разветвленные, адаптивные и комбинированные. Предложенная  Б.Ф. Скиннером система получила название линейного программирования, Н. Краудер предложил разветвленное программирование. За использование программированных учебных материалов выступали отечественные дидакты И.Т. Огородников, С.Г. Шаповалов и др.

 

 

Технология проблемного  обучения – организация продуктивной учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению знаний и способов умственной деятельности путем восприятия учебного материала в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения гипотез, предположений, их обоснования, доказательства и проверки правильности решения.

Родоначальник проблемного  обучения Джон Дьюи (Чикаго), среди отечественных дидактов проблемным обучением занимались И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин. Проблемная ситуация – это интеллектуальное  затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его новый способ объяснения или действия. Последовательность  этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема — поиск способов ее решениия — решение проблемы. Полученное новое знание становится продуктом собственной интеллектуальной деятельности.

 

 

Технология развивающего обучения – организация учебного процесса активно-деятельностным способом, при которой наряду с передачей конкретных знаний, большое внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, происходит формирование знаний в виде хорошо организованной системы, а педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Развивающее обучение должно быть ориентировано  на зону ближайшего развития ребенка. Л.В. Занков считает обязательными следующие принципы: - обучение на высоком уровне сложности, - быстрый темп в изучении программного материала, - ведущая роль теоретических знаний, - осознание школьником процесса учения, - целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая наиболее слабых. Разрабатывали технологии развивающего обучения Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин,Г.А. Цукерман и др.  

 

 

Технология блочно-модульного обучения - такая организация процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей, обучение осуществляется на основе программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретенные знания при решении учебных задач.

Блочное обучение предполагает наличие следующих компонентов (блоков): - информационный (введение в тему), - тестово-информационный (первичная проверка усвоенного материала), - коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), - проблемный (решение задач но основе полученных знаний), - блок проверки и коррекции. Учащиеся самостоятельно в индивидуальном темпе проходят обозначенные блоки, учитель лишь направляет, консультирует и корректирует их работу.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели, банка информации (учебный материал в виде обучающих программ), методическое руководство по достижению целей, практические занятия по формированию необходимых умений, контрольная работа (строго соответствующая целям, поставленным в донном модуле). Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая, накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля. 

В блочно-модульном обучении используются концепции программированного обучения Скиннера и Краудера, идея объединения модулей и программ М.А. Чаланова,

 

 

Технология сотрудничества в обучении –  организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений учителя и учеников, при сотрудничестве участников процесса в постановке учебной цели, поиске и усвоении новых знаний в ситуации совместной деятельности при распределении обязанностей, взаимном контроле и ответственности.

В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов и учащихся в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия. Девиз педагогики сотрудничества «Не с предметом к ученику, а с учеником к предмету». Сотрудничество в обучение пришло из педагогики сотрудничества, в которой выделяются 4 направления: - гуманно-личностный подход к ребенку, - дидактический активизирующий и развивающий комплекс, - концепция воспитывающего обучения, - педагогизация окружающей среды. 

 

 

Технология саморазвивающего обучения - включает в себя все сущностные качества развивающего с дополнением использования мотивов самосовершенствования, самообразования, самоутвержления и самоопределения личности.

Технология саморазвития была создана в конце 19 века итальянским педагогом Марией Монтессори, которая восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы создание окружающей среды, способствующей этому развитию. Педагог при необходимости может быть лишь консультантом. Девиз педагогики М. Монтессори – обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому».

Современные позиции технологии саморазвития рассматривает Г.К. Селевко.

 

Компьютерные или новые информационные технология обучения  –  это организация процесса обучения на основе подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в трех уровнях: - как проникающая (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач); - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей; - как монотехнология, когда все обучение все управление учебным процессом, включая все виды диагностики опираются на применение компьютера.

 

 

Технологии воспитания

 

Прежде чем рассмотреть конкретные технологии воспитания, следует отметить, что все проводимые  варианты воспитательных событий можно представить в простейшей классификации форм воспитательной работы.

 

Типы форм воспитательной работы – мероприятия, дела, игры.

 

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

 

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Игра лежит в основе игровой технологии как в обучении, так и в воспитании.

 

Дела – это форма воспитательной работы, общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Проведение дел характерно в основном для технологии коллективной творческой деятельности

 

Примеры технологий воспитания.

 

Технология коллективной творческой деятельности – осуществление педагогической работы на основе коллективной организаторской творческой деятельности, которая предполагает участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».

 

Кколлективные творческие дела могут быть различны по масштабам  проведения и временным рамкам –  малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы. Дела-комплексы рассчитаны на длительный период подготовки при соблюдении 6 основных взаимосвязанных этапов и участии в них всех членов коллектива: 1 – предварительная работа педагога, 2 – коллективное планирование дела, 3 – коллективная подготовка дела, 4 - коллективное проведение дела, 5 – коллективный анализ дела, 6 – последействие. Каждый из этапов в свою очередь имеет свой алгоритм совместных действий педагога и детей, соблюдение которых обеспечивает достижение поставленных педагогических целей. Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.

 

Коллективные творческие дела – особый тип форм воспитательной работы, основу методики организации которой составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучшего решения общей важной задачи».

По методике И.П. Иванова  коллективные творческие дела могут  быть различны по масштабам проведения и временным рамкам – малые формы работы(15 – 60 минут) и дела-комплексы.

Малые формы работы – дела, проводимые без предварительной подготовки детей, осуществляемые педагогом или организаторской группой в течение короткого промежутка времени (от 15 до 60 минут), в которых ребята участвуют микрогруппами по 5 – 7 человек.

Информация о работе Педагогические технологии