Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:55, доклад
Педагогические технологии представлены технологиями обучения, технологиями воспитания, технологией педагогического общения и технологией решения педагогических задач. Здесь в кратком описании представлены примеры технологий обучения и технологий воспитания.
Игровые технологии обучения – организация процесса обучения с помощью игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности, при диагностически поставленной четкой цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
МФР могут быть весьма разнообразны по характеру и задачам воспитания: познавательные, развлекательные, трудовые, спортивные, творческие, смешанные и т.д.
МФР – составляющая коллективной творческой деятельности. Небольшой этап взаимодействия педагога и детей, с конкретной задачей ближайшего периода.
Структура МФР
1.Подготовка педагога.
2.Стартовая или вводная беседа (установка).
3.Разбивка на микрогруппы.
4.Определение творческих заданий.
5.Ход дела – демонстрация выполнения заданий.
6.Итоги, анализ.
Дела-комплексы рассчитаны на длительный период подготовки при соблюдении 6 основных стадий и участии в них всех членов коллектива:
- предварительная работа педагога;
- коллективное планирование дела;
- коллективная подготовка дела;
- коллективное проведение дела;
- коллективный анализ дела;
- ближайшее последействие.
Технология игровой деятельности в воспитании – осуществление педагогической работы через использование игры, целенаправленно организуемой в коллективе воспитанников с целью воспитания в процессе отдыха, развлечения.
Главными звеньями является подготовка, проведение и анализ. Каждое звено как часть единого целого включает определенные действия педагога и учащихся по подготовке, проведению и подведению итогов (анализу) конкретной игры. Этап подготовки предусматривает выбор игры, постановку цели и разработку программы ее проведения. Этап проведение игры – это воплощение программы в деятельность, реализация функций каждым участником и игра с учетом правил, атрибутов и т.д. Подведение итогов предполагает коллективный анализ и оценку действий каждого ее участника.
Эти технологические этапы осуществляются закономерно в любой игре и в организованной педагогической, и в стихийно, самостоятельно проводимой во дворе детскими компаниями как футбол, «Дочки-матери», «Магазин», «Казаки-разбойники» и прочие. Просто встретившись во дворе, на прогулке в детском саду дети сами решают, как они будут играть, играют, а потом сами друг другу или родителям рассказывают о своих успехах, иногда подумав и даже приукрасив свои успехи. Это ли не анализ? Сделаны даже выводы на будущее! Технология работает сама собой.
Технология «информационное зеркало» - осуществление педагогической работы не через прямые действия воспитателя, а опосредованно, через информацию, поданную в графическо-настенной форме.
Это может быть уголок класса, информационный стенд, стенд какого-либо органа самоуправления, тематическая стенгазета, стенд гласности, анонсы, объявления и т.д. Возможный воспитательный результат – опыт активного отношения к публичной графической информации от возникшей заинтересованности к трансформации, развитию и применению школьниками поданной информации.
Шоу-технологии - осуществление педагогической работы через различные игровые мероприятия при обязательном наличии заготовленного организаторами сценария, делении участников на выступающих (сцену) и зрителей (зал), обязательной соревновательности участников.
Названные особенности – обязательные признаки. Этим признакам соответствуют мероприятия типа телепрограмм «Звездный час», «Зов джунглей», «КВН», «Что? Где? Когда?» и проч. К шоу-технологиям не относятся: - обычный концерт (нет соревновательности), - классический новогодний праздник (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), - коллективные творческие дела (нет «зала-сцены», сценарий разрабатывают не организаторы, а все участники дела).
Технология групповой проблемной работы – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации, в ходе которой может решаться одна из трех задач: 1 – познавательной, 2 – организационной, 3 – аксиологической.
В первом случае решаются дидактические, учебные задачи. Во втором случае цель проблемной работы – разработка и принятие организационных решений. В третьем варианте цель групповой проблемной работы – прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. К сфере воспитания относятся прежде всего организационные и ценностно-ориенированные задачи. Общее в них – обращение к слову как средству, - действие педагога в условиях проблемной ситуации, - организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату-продукту. Различие: при организационной задаче приходим к общему решению, мнению группы; решая аксиологическую – получаем результат в виде прояснения, развития личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий.
Структура: 1 – создание или фиксация проблемной ситуации как противоречие между новой задачей и имеющимися в наличии знаниями и способами действия. На эмоциональном уровне – это отражение противоречия в виде недоумения, удивления, любопытства, раздражения, что и фиксирует факт «попадания» человека в проблемную ситуацию»; 2 – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, решение которой станет целью группового проблемного общения; 3 – организация «движения» между индивидуальными, личными мнениями и общим процессом и результатом, т.е. движение к общему решению и прояснение, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Итоги: в случае решения организационной проблемы – получение опыта объединения позиций, в решении аксиологической – получение опыта культурного обсуждения.
Технология диалога «педагог - воспитанник» - разговор педагога и ребенка один на один с заранее определенной целью и результатом установления доверительного контакта, установления в процессе общения базовых социальных потребностей школьника в безопасности, в приятии, в уважении.
Главный признак результата – согласие, стремление ребенка общаться с этим педагогом и обсуждать с ним свои дела, проблемы, успехи. Как возможный эффект – возникновение совместных дел школьника и педагога на основе общих интересов, учебная помощь педагога, изменение позиции школьника в его круге общения. Структура: - стадия накопления согласий, - стадия поиска интересов, - стадия приятия особенных качеств, - стадия выяснения «опасных» качеств, стадия совместного анализа, - стадия выбора действий. Общие принципы развития контакта: - этапность сближения, - внимание к признакам готовности и переходу на новую стадию, - стимулирование сближения, - накопление согласий.