Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений. Уже в наиболее развитых государствах Древнего Востока - Китае, Индии, Египте - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Общее и особенное в генезисе воспитания и обучения в странах Древнего Востока.
ГЛАВА 2. Специфика развития воспитания и школы в древней Индии.
ГЛАВА 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае.
ГЛАВА 4. Воспитание и обучение в древнем Египте.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Русакова И.А..docx

— 50.51 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

 

Институт экономики, управления и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ»

НА ТЕМУ «Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования»

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

                                                                                                       Работу выполнила:

                                                                                                       Студентка  группы 921у

                                                                                                       Русакова Инна Александровна

                         Работу проверила:

                         Мельниченко Янина Ивановна

 

 

 

г. Альметьевск

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Общее и особенное  в генезисе воспитания и обучения в странах Древнего Востока.

ГЛАВА 2. Специфика развития воспитания и школы в древней  Индии.

ГЛАВА 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем  Китае.

ГЛАВА 4. Воспитание и обучение в древнем Египте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

   Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений. Уже в наиболее развитых государствах Древнего Востока - Китае, Индии, Египте - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания.

   Образовательная практика в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов.

   Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жёсткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер.

   История Древнего Востока ярко характеризует общие закономерности исторического процесса и те конкретные формы, в которых эти закономерности проявлялись в истории отдельных стран и народов. В целом история Древнего Востока - это история формирования и развития первой классовой формации - рабовладельческой, история самых древних рабовладельческих обществ, древнейших в мире цивилизаций.

   В соответствии с сущностью выявленной проблемы нами определена цель исследования: изучить опыт развития философских учений и педагогических взглядов на воспитание и обучение детей в станах Древнего Востока.

 

 

 

ГЛАВА 1. Общее и особенное в развитие воспитания и обучения в странах Древнего Востока.

   Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.

   Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания. В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др. [8]

   Одновременно с  укреплением, общественных государственных  структур для специальной подготовки  чиновников, жрецов, воинов постепенно  начал складываться и новый социальный институт - школа [3].

   Школа и воспитание  в государствах Древнего Востока  развивались под воздействием  разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических  и других факторов. Хотя хронологически  существование этих цивилизаций  не совпадало, тем не менее,  им были присущи сходные структуры,  в том числе - воспитания и  обучения. Такая общность - объективное  следствие того, что возникновение  школы пришлось на переходную  эпоху - от общинно-родового строя  к социально дифференцированному  обществу. Подобная типологичность  подтверждается тем, что древние  цивилизации имели принципиально  общее в сфере воспитания и  обучения, несмотря на то, что  существовали изолированно друг от друга [9].

   Воспитание стало  определяться главным образом  общественным и имущественным  состоянием человека, т. е. утратило  свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой - воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер [7].

   Переходный период, когда зародились первые человеческие  цивилизации, характеризовался глубинными  переменами в практике воспитания  и обучения: качественно менялись  способы передачи культурного  наследия предков от взрослых  к детям. Возникали специальные  образовательные структуры для  обучения подрастающего поколения.

   В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью - клинописной и иероглифической [1].

   Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало "производительные возможности" школы.

   Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление норой специальности - учителя [12].

   Средоточием обучения  и воспитания древнейших восточных  цивилизаций были семья, церковь  и государство. Поскольку семья  была не в состоянии обеспечить  общество достаточным числом  людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия  чиновников их подготовкой стали  заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью  и служителями культов.

   Обучение и воспитание  в течение весьма длительного  времени носили крайне рутинный  характер. Из-за сложностей письма  процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным. Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения [2].

   К 1-му тысячелетию  до н. э. на Древнем Востоке  развитие ремесел, торговли, усложнение  характера труда, рост городского  населения способствовали некоторому  расширению круга людей, которым  было доступно школьное обучение  и воспитание. Помимо представителей  аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных  ремесленников и торговцев. Однако  абсолютное большинство населения  по-прежнему обходилось семейным  воспитанием и обучением.

   Возникнув как  определенный итог общественного  развития, школа приобретала относительную  независимость и стала выполнять  роль стимулятора прогресса. Так,  школа письма, закрепляя результаты  передачи опыта поколений, в  свою очередь, позволяла обществу  двигаться вперед без значительных  потерь из накопленного в прошлом,  что было неизбежно до появления  письма и школы.

   Школу и воспитание  Древнего Востока следует рассматривать  как нечто относительно цельное  и одновременно как следствие,  специфического развития каждой  из древневосточных цивилизаций,  обладавших устойчивыми особенностями.

 

ГЛАВА 2. Специфика развития воспитания и школы в древней Индии.

   История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

   Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины 2-го тысячелетия н. э. - соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

   Школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен [1].

   В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты. Три высших касты составили потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей кастой - являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы).

   Наибольшей привилегией пользовалась каста брахманов (жрецов). Для их детей открывались жреческие школы. Основой воспитания было нравственные, умственные и физические качества. Ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов. Брахманское образование, прежде всего, носило религиозный характер, включая, однако грамматические и другие «подсобные науки» (правила поведения, науку чисел, астрологию, науку о змеях, этиологию, логику и др. Ученики должны были постичь абсолютную истину и реальность – брахману. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.

   Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

   У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

    В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

   Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии.

   Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период [4].

   В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание и обучение. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.

   Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (претендовать на него могли лишь высшие касты), согласно которому человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу [5].

   К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали Права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Так, в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания, складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Порядок упанаямы, содержание дальнейшего обучения для представителей трех высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа была менее насыщенной, но профессионально направленной. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.

Информация о работе Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования