Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи: освоение опыта предыдущих поколений, обогащение этого опыта и передача его следующему поколению. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. В этой связи появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений. Уже в наиболее развитых государствах Древнего Востока - Китае, Индии, Египте - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Общее и особенное в генезисе воспитания и обучения в странах Древнего Востока.
ГЛАВА 2. Специфика развития воспитания и школы в древней Индии.
ГЛАВА 3. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае.
ГЛАВА 4. Воспитание и обучение в древнем Египте.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Русакова И.А..docx

— 50.51 Кб (Скачать документ)

   Целью обучения была подготовка к деятельности, которой традиционно занимались члены семьи. Так что семья являлась первичной ячейкой обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д. Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Лишь военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми, упражнениями развивать силу, выносливость, ловкость.

   Школа в Древнем Египте возникла как семейный институт. Чиновник или жрец обучал сына, который впоследствии должен был сменить его на той или иной должности. Позже в таких семьях появляются небольшие группы учеников.

   Приобретение грамотности, профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Образование требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями [7].

   По-видимому, школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем - составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль.

   Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был овладеть деловым стилем - для светских нужд и уставным - для составления религиозных текстов [10].

   В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже в этот период появилась бумага - папирус - из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.

   Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

   На первоначальной стадии обучения заботились, прежде всего, о шлифовке техники изображения иероглифов. Затем все больше внимания стали уделять содержанию текстов. На продвинутом этапе обучали красноречию, что почиталось наиважнейшим качеством писца.

   В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, которые могли понадобиться для расчета строительства каналов, храмов, пирамид, подсчета урожая, астрономических вычислений, использовавшихся, в частности, для прогноза разливов Нила. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

   Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней.

   Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

   В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Обучение и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических ценностей. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

   В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

   В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых.

   Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств, здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек. Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений.

   Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины. Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством - это школы писцов, школы служащих и т. д.

   В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов.

   В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику.

   Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

   В целом цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Египта, Индии и Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.Антонова Е.В. Обряды  и верования первобытных земледельцев  Востока. М; 1990

2.Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская  литература // История мировой литературы, т.1. М; 1983

3.Вайман А.А. Шумеро-вавилонская  математика. М; 1961

4.Вейнберг И.П. Человек  в культуре Ближнего Востока.  М; 1987

5.Дьяконов И.М. Архаические  мифы Востока и Запада. М; 1991

6.Ерасов Б.С. Культура,религия  и цивилизация на Востоке.-М.,1990.

7.История культуры народов  мира: Ассирия; Вавилон; Персия: Первые  сверхдержавы: Обычаи и нравы;  Костюм; Украшения и др. - 144 с.

8.Клочков И.С. Духовная  культура Вавилонии. М; 1983.

9.Мировая культура Египет  Вавилон Ассирия Олма-Пресс 2000

10.Мифологии древнего  мира. М; 1977.

11.Поэзия и проза Древнего  Востока. М; 1973 (БВЛ).

12.Силичев Д.А. Культурология:Учебное  пособие.-М.,1998.

13.Майоров Н.И. Введение  в историю Древнего Востока.  Учебное пособие. Томск: Изд-во  Томского университета, 2003.

14.Столяров Д. Ю., Кортунов  В.В. Культура древних цивилизаций.

 


Информация о работе Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования