Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:27, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучить педагогический портрет социального работника.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть деятельность социальных работников в современных условиях;
- раскрыть педагогический портрет социального работника.
- выявить личностные качества социального работника
- описать качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом.
Педагогической
Эти понятия характеризуют комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык социального работника – интервьюирование.* Его различают по двум признакам:3
а) стандартизированное интервью – когда исследуемому задаются заранее намеченные по определённой программе вопросы и ответы обычно фиксируются на специальной карте или таблице и т.д.
б) нестандартизированное интервью – когда исследуемому задаются вопросы произвольной формы, всесторонне охватывающие проблему какого – нибудь исследования.
Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности и могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав нужную обстановку, способствующее доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.
Для социального работника важен и навык самообладания. Здесь он рассматривается, как показатель социальной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учётом того, что социальному работнику приходится бывать именно в таких ситуациях, то ему просто необходимо развивать в себе способность к самообладанию.
Исследование проблемы при помощи вопросов и ответов.
Эти и другие навыки объединяются понятием «психологическая техника». Эффективность её применения будет гораздо выше, если сольётся в единое целое с педагогическим тактом.
В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т.д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее. Это зависит от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также от общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора, как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.
Важнейший путь овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ним беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу»1.
В том и проявляется
искусство социального
Работа с людьми, переживающими тяжёлую утрату - трудна и требует большого напряжения и душевных сил. Создать верный климат бывает нелегко: тяжёлая утрата – глубокое личное переживание, которое может по-разному затронуть скорбящего. Часто реакция людей на горе непредсказуема. Люди, переживающие горе, становятся очень уязвимыми в результате потери, их нужно оберегать, стараться облегчить боль.
Цели консультации и терапии тяжёлой утраты сложны, и при установлении отношений с теми, кто переживает горе, следует учитывать некоторые исключительные условия:
Чтобы помочь потерпевшим утрату необходимо знать, как люди переживают горе. Несмотря на его личностный характер, всё же можно проследить процесс, который проходят люди. Он состоит из нескольких стадий и заключается в следующем:
Первая стадия – шок. Эта стадия обычно наступает непосредственно вслед за утратой и может не наступить, если умерший долго и тяжело болел. Чувство, которое ассоциируется с этой стадией – оцепенение, что может выразиться в потерянности, нерешимости, отчуждении, чувстве одиночества, нерациональном поведении.
Проявляется в различных симптомах: дрожь, стеснение в груди и горле; сильная физическая и душевная боль; глубокие вздохи, слёзы и всхлипывания (может продолжаться от нескольких дней до двух недель).
Вторая стадия – отрицание. На этой стадии срабатывает механизм психологической защиты, который не даёт принять того, что произошло. Скорбящий может думать, что всё это кошмарный сон. «Завтра я увижу её снова», «В больнице что-то напутали». (Эта стадия может продолжаться от смерти до двух недель.)
На этой стадии может появиться протест. «Это – неправда», Почему это случилось именно со мной?», «За что мне такое выпало?» Появляется сильная тоска по умершему, возникает желание вернуть человека, ожидается его возвращение.
Симптомами могут быть нарушение сна, ночные кошмары, острая эмоциональная боль, отсутствие интереса к чему-либо.
Появляются навязчивые мысли об умершем, его идеализация. Возможны галлюцинации: умершего видят в толпе, слышат голос, чувствуют присутствие в доме.4
Постоянными являются воспоминания. Особую значимость приобретают места и ситуации, связанные с ушедшим. Ничто не приносит удовольствия. Возникают ощущения предельной потерянности, беспокойства, попытки заполнить пустоту, например, в бесцельных хождениях по магазинам, чрезмерных тратах. Преобладающими чувствами становятся ненадёжность и страх.
Третья стадия – озлобленность, злость. (Эта стадия может длиться от 1 до 3 месяцев.) Вину в случившемся начинают искать в действиях других людей или в стечении неблагоприятных обстоятельств. «Довели» – основной лейтмотив мыслей. В представлении скорбящего за смерть несут ответственность родственники, члены коллектива, в котором работал умерший, начальство, больница, врачи.
На этой стадии возможно самообвинение. «Это я виноват (виновата), только я», злость по отношению к себе: «Если бы я не сказала ему в тот день, он бы не умер». Жизнь многогранна и поэтому в разные её периоды мы испытываем разные чувства к близкому человеку. Начинают вспоминаться случаи несправедливого отношения к умершему; понёсший утрату задаётся вопросами: «А всё ли я сделал для него?» Это происходит по тому, что в скорби происходит возврат к прошлому времени, которое было прервано смертью, предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени.
Четвёртая стадия называется – «надежда сторговаться» Может иметь место какое-то магическое поверье, что если скорбящий будет думать и вести себя особым образом, то реальность смерти изменится. Но эта стадия больше имеет отношение к случаям, когда человек умирает и близкие надеются, что если они будут делать что-то особенное, например, перестанут ссориться, то ситуация изменится.
Трудный духовный процесс приводит к стадии компромисса с утратой, когда скорбящий начинает осознавать необратимость произошедшего.
На стадии депрессии, сопровождающейся комплексом негативных чувств (тоска, безнадёжность, безразличие, апатия), большую роль играют особенности реакции на изменившуюся ситуацию. Например, человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания какой-либо деятельностью, «духовная» работа скорби может не помочь, ему может помочь активность. Отмечено, например, что женщины более склонны к навязчивым раздумьям, что усугубляет положение.
В случае затянувшегося или ненормального переживания горя может произойти обострение существующих проблем, чувство потери личности (из-за потери супружеского социального статуса). Возможна потеря друзей, избегание встреч с супружескими парами. Может произойти социальное изгнание.
При нормальном переживании горя человек к концу данного периода как бы «дозревает» для перехода к завершающей стадии скорби. Происходит смягчение чувства потери. Появляется радость в хороших воспоминаниях, становятся выносимыми воспоминания о годовщинах и праздниках, находится смысл во всех этих переживаниях, появляется ощущение, что выполняется работа преодоления горя. Происходит обретение смысла жизни (эта стадия может продолжаться от 3 до 9 месяцев).
Пятая стадия – принятие. Это относится к тому времени, когда человек смирился с фактом утраты и может продолжать жизнь, не забывая умершего, но и не давая горю сокрушать себя. Вновь обретается жизненное равновесие. Утрата больше не переживается как ужасная трагедия. Возобновляются исчезнувшие интересы, в том числе к работе. Человека всё больше и больше начинают занимать новые события, новые люди. Происходит заживание душевной раны. Перестраивается образ жизни, появляются новые интересы, увлечения, друзья. Возможна новая женитьба (замужество). Может углубиться религиозность или наступить более сочувственное отношение к другим людям и ситуациям. Но депрессия на этой стадии может и продолжиться, особенно у пожилых людей. (Может потребоваться 1 – 2 года и дольше. (При благотворных факторах эта стадия может наступить через 9 месяцев).
Существуют факторы, которые влияют на процесс переживания горя:
характер смерти. Она может быть внезапна и необычна. Например, в результате несчастного случая, бедствия. Такая смерть может подавить способность справиться с трагедией.
Неестественная смерть может наступить в результате насилия, убийства;
Преждевременная смерть может наступить в результате сердечного приступа, отравления. В таких случаях скобящий человек может думать о неправильности, несправедливости случившегося;
Неуверенность в утрате – это происходит тогда, когда нет тела и переживающий утрату не хочет начинать воспринимать её, как реальность.
Нарушается траурный ритуал, в котором происходит символическое прощание с умершим, человек ещё не готов реалистично думать о смерти. Ритуалы очень нужны скорбящему для выражения сложных и глубоких чувств, связанных со скорбью. Может возникнуть чувство беспомощности, чувство чего-то незаконченного, нежелание смириться, желание разобраться – т.е. желание вернуть порядок в свою жизнь. Шок на такую смерть гораздо сильнее. Человеку бывает трудно поверить в этот факт.
Следующий важный фактор: была ли смерть предотвратима? Где она случилась? В зависимости от того, как люди воспринимают фактор смерти, будет зависеть, справятся ли они с чувством вины.
Продолжительность, например,
смертельной болезни может
Существуют и другие факторы, которые ассоциируются с плохим исходом переживания горя.
Двойственность отношения к умершему. Часто смешанные чувства могут привести к самообвинению, затягивающемуся чувству вины, злости по отношению к себе.
Крайняя зависимость от умершего. Это может привести к сильной и болезненной тоске.
Предельная эмоциональная близость. Это может привести к потере собственной личности.
Незаконность дел или отношений между умершим и потерявшим его. Это может привести к чувству вины, злости и неспособности принять реальность утраты.
Психологические и психиатрические проблемы. Тяжёлая утрата может подорвать и без того слабую способность справляться со стрессом.
Неспособность справляться с эмоциональными крайностями. Для людей, не обладающих такой способностью, реакция на горе может оказаться слишком сильной, чтобы перенести её.
Люди, занимающие в семье предписанную им роль. Например, роль «сильного» папы, может привести к развитию конфликта между собой и окружающими.
Многочисленные утраты. Это может добавить новые стрессы тогда, когда человек совсем не готов к ним и менее всего их ожидает. И, тем не менее, вероятно, что он сможет справиться с этим.
Итак, эти факторы могут утяжелить переживание потери и сами по себе требуют особого внимания специалиста.
Некоторые симптомы указывают на «ненормальное» – необычное горе.
Во-первых, это видимое отсутствие горя. Это может означать, игнорирование смерти, неприятие её, онемение чувств.
Во-вторых, подавление горя, это может означать, что весь стресс проявился в физических симптомах, а потом в болезнях.
В-третьих, отсроченное горе. Человек не может принять эту ситуацию и как бы «откладывает» переживание. Это может длиться месяцы и даже годы.
Искажённое горе. Оно может проявляться как крайнее чувство злобы или вины, в то время как другие симптомы подавляются. «Почему я?» – боль воспринимается как несправедливость. Злость направляется на всех и вся: другие люди всё делают неправильно. Возникает зависть по отношению к семейным парам, избегание контактов с ними (в случае потери супруга). Может возникнуть обида на умершего.
Затянувшееся или хроническое горе. Оно может проявляться как острое страдание, затянувшееся на многие годы. Это может быть способом отрицания реальности утраты и как бы сохраняет человека в «живых» – ежедневным переживанием о нём.
Информация о работе Педагогический портрет социального работника