Педагогический портрет социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – изучить педагогический портрет социального работника.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть деятельность социальных работников в современных условиях;
- раскрыть педагогический портрет социального работника.
- выявить личностные качества социального работника
- описать качества, проявляемые социальным работником при общении с клиентом.

Работа состоит из  1 файл

педагогический портрет социального работника.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые особенности  поведения могут привлечь внимание специалиста к тому, что переживание  горя затягивается:5

Модели помощи людям, переживающим тяжёлую утрату. Для установления позитивных отношений с человеком, переживающим горе, необходимо учитывать некоторые обстоятельства. Создать верный климат нелегко: он должен, с одной стороны, давать утешение, но и в то же время, побуждать к сознанию своих чувств, самоанализу. Дать возможность скорбящему выразить тяжёлые, взрывные эмоции. Вспышки гнева, злости, болезненной скорби и самообвинения, а также видимое отсутствие эмоции могут обостриться в ситуации горя больше, чем в любое другое время.

Терапия утраты начинается с утешения и оказания поддержки и заканчивается постановкой человека лицом к лицу с проблемами дальнейшего собственного самоопределения, если, конечно, человек к этому готов.

Необходимо понять природу  утраты. Здесь может быть существенна  скорее не действенная помощь, а лёгкая доступность в течение некоторого времени, в период наиболее интенсивной скорби, когда человек должен принять боль утраты.

При консультировании необходимо обращать внимание на такие ключевые действия:

Роль специалиста, оказывающего помощь, заключается в том, чтобы распознать, на какой ступени переживания горя находится потерпевший, и работать на каждой ступени в заданном клиентом темпе.

Первая ступень может  быть названа изучением состояния  скорбящего. Задача специалиста на этом этапе в том, чтобы дать возможность потерпевшему рассказать историю своими словами. На первой ступени, используя навыки активного слушателя (о них чуть ниже), специалист пытается изучить состояние скорбящего, оказывая ему в этом поддержку в виде сочувственного и эмпатийного слушания.

Навыки, необходимые специалисту  на данном этапе:

Было бы полезно специалисту, работающему с утратой, в ходе тренинговых занятий отработать навыки активного слушателя и  невербального общения.

Например, для того чтобы, не отвлекать человека от мыслей непроизвольными движениями и мимикой, которая может показаться вашему партнёру не совсем соответствующей его состоянию, необходимо как можно точнее подстроиться к его позе, движению рук, ног, мимическим движением лица. Данная техника позволяет улучшить межличностное отношение и эмпатию путём телесной подстройки. Она снимает недоверие, «зажатость» первых контактов, даёт возможность почувствовать говорящему, что его «понимают».

Обычно мы не столько  слушаем другого человека, сколько  собственные чувства и мысли, которые возникают у нас в ответ на сообщение партнёра. Возникают мысли: «Чем я могу помочь?», «Что мне следует ответить?» В результате человек говорит о своём, а специалист о своём. Для специалиста, работающего с человеком очень важно научиться слушать партнёра. Самое лучшее, что ты можешь сделать для скорбящего, - это выслушать его, не осуждая и не оценивая. Умение слушать помогает нам развиваться духовно.

Существует три техники  активного слушания:

·повторение за говорящим,

·перефразирование,

·интерпретация.1

Повторение – пересказ основных и наиболее значимых элементов  рассказа. Мы воспроизводим высказывание партнёра в обобщённом, сокращённом  виде, кратко формулируя самое основное в его рассказе. Начать можно с  вводной фразы: «Ваши чувства в тот момент были…», «»Значит, вы подумали…», «Другими словами, вы поступили таким образом…».

Интерпретация – попытка  вывести логическое следствие из высказывания собеседника или выдвинуть предложения относительно высказывания.

Вводной фразой может быть: «Вы так посчитали, потому что, видимо…», «Если посмотреть на это так, то выходит, что…».

Надо помнить, что в  нашей культуре дословное повторение произнесённой собеседником фразы  подчас вызывает удивление и даже раздражение. Здесь необходимо, развивая навык мгновенной передачи мысли партнёра своими словами, использовать свой творческий потенциал, не искажая, конечно, мыслей собеседника. Перефразирование уже содержит в себе элементы интерпретации, которая в некоторых случаях может быть достаточно успешно (например, понравиться собеседнику неординарностью), а может восприниматься негативно. Слишком точная интерпретация может вызвать отторжение и защиту, а неадекватная интерпретация лишний раз убедить человека в том, что его никто не понимает.

В значительной степени наша способность понять партнёра зависит от точности задаваемых вопросов. Важно почувствовать возможности и ограничения двух типов вопросов – открытых и закрытых. Закрытые вопросы – это не те, на которые можно дать однозначный ответ: «да» или «нет». Например, «Вы прожили вместе 25 лет?», «Вы прожили в этом городе с такого-то года?» Открытые вопросы требуют развёрнутого ответа. Часто они начинаются со слов: «Почему?», Каким образом?», «зачем» и т.п. Например, открытый вопрос может звучать так: «Что вы чувствовали, когда узнали об этом?», «Каким вы видите своё будущее?» и т.п.

Вторая ступень может  быть названа «новое понимание». Задача специалиста на этом этапе в том, чтобы дать возможность человеку проработать задачи скорби в своём  темпе.

На этой ступени специалист пытается помочь продвинуться человеку к более глубокому пониманию собственной проблемы помогает увидеть непоследовательности, остановки, застревания в процессе переживания горя – путём тех же навыков активного слушания.

Если, например, горе приняло хронический оттенок, то на этой стадии следует попытаться установить:

о том, как человек  сможет с этим жить, может ли он как-то искупить свою вину;6

На этом этапе специалист должен, используя навыки первой ступени:

Ступень третья, называется «побуждение к действию или переменам».

Задача специалиста  на этом этапе в том, чтобы поддержать клиента в его желаниях перемен  в соответствии с планом поставленных целей и оценить его действия.

 

Заключение

В России сложился и функционирует  институт «специалистов социальной работы». С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности «социальная работа».

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов  деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).

Социальный работник должен владеть не малым арсеналом  профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области  наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать  достойным реализатором целей социальной работы.

Профессионально важные качества в работе рассматриваются  как проявления психологических  особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру  своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет  его способность к пониманию  смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность – искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.

 

Список литературы

 

  1. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.-187с.
  2. Ерусланова Р.И. Роль профессионализма в социальной работе/ Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Москва-Чебоксары.: «Клио», 1998.- 152с.
  3. Ерусланова Р.И. Социальная работа: вопросы истории, теории, практики. Учебное пособие. Чебоксары: Гранит, 2001.- 264с.
  4. Замараева З.П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России// Ученые записки.- 2003.-№5.-22-26с.
  5. Курбатова В.И. Социальная работа. Росто-на-Дону: Феникс,2003. -256с.
  6. Павленок П.Д. Введение в профессию «социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М., 1998.- 174 с.
  7. Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции./отв.ред. А.Н. Панов, Е.И. Холостова, Т.В. Меляг, З.А. Янкова. М.: Институт социальной работы, 1995.- 166 с.
  8. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 2003.- 178 с.
  9. Теория и методика социальной работы / Под. ред. А.П. Павленка. М.: ГАСБУ, 1993. Вып. 1; 1995. Вып. 2.
  10. Теория социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист, 1998.- 59-68с.
  11. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. М.: Гуманитарный изд.центр «Владос», 2001.-432 с.
  12. Холостова Е.И.  Профессиональный и  духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993. - 236с.

1 Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1997.-187 с.

2 Замараева З.П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России// Ученые записки.- 2003.-№5.-С.22-26

3 Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация /М.: Институт молодежи, 2003.- 178 с.

4 Ерусланова Р.И. Роль профессионализма в социальной работе/ Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Москва-Чебоксары.: «Клио», 1998.- 152 с.

5 Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

6 Курбатова В.И. Социальная работа. Росто-на-Дону: Феникс,2003.




Информация о работе Педагогический портрет социального работника