Педагогическое мастерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:12, контрольная работа

Описание

Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством – дело только времени и опыта.

Работа состоит из  1 файл

самовоспитание - путь формирования педагогического мастерства.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

Необходимыми условиями  непрерывного образования, а, следовательно, и самообразования выступают:

  • Выработка личной установки на самообразование;
  • Наличие “социальной ситуации развития”, т.е. такой ситуации, при которой общество требует от специалиста постоянной работы над собой, с целью расширения и углубления профессионального знания.

Самообразование является средством сохранения профессиональной компетентности, важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности. Оно должно длиться столько, сколько длится профессиональная деятельность. В процессе профессионального самообразования важно сохранить и развить те навыки, которые были приобретены в годы учебы в институте. Начинается этот процесс с определения той темы или проблемы, которую надо изучить специалисту. Затем следует сделать отбор основной и дополнительной литературы, наметить основные направления разработки темы. Существенное значение имеет анализ литературы с позиции своего опыта практической работы и обратный процесс: анализ своего опыта с точки зрения того, что опубликовано в литературе и периодической печати. Во время работы с литературой целесообразно составить картотеку с наиболее важными положениями и высказываниями по данной проблеме, с описанием эффективных приемов работы и т.п. важно выработать у себя навыки рационального чтения, а при возможности, и скорочтения, пользоваться при чтении различными видами записей (от выписок и аннотаций до рефератов).

Следует отметить следующие факторы успешной работы над книгой:

  • высокая умственная работоспособность, которая зависит от ритмичности работы, ее последовательности, систематичности, от умелого чередования труда и отдыха;
  • правильная установка на чтение (установка на выделение в тексте определенного рода фактов и мыслей, или на прочное запоминание, или на глубокое понимание, или на критический анализ и т.п.);
  • вдохновение или усилие воли, если вдохновения не достает;
  • самостоятельный подход к книге (обдумывание и сопоставление теории с практикой, формирование убеждения);
  • настойчивость в преодолении трудностей содержания.

Для более глубокого  понимания текста рекомендуются  следующие приемы:

  • постановка вопросов к себе и поиск ответов на них (в самом тексте, путем воспоминания или рассуждения, с помощью другого лица и т.д.);
  • мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;
  • критический анализ и оценка текста.

Не всегда различного рода знания, которые приобретает  педагог, могут быть перенесены в  своем исходном виде в практику. Внутренний механизм использования информации заключается в ее отборе, оценке, и, главное, в ее преобразовании специалистом в собственные программы, методы, в переводе знаний на язык конкретной деятельности, имеющей место в педагогике.

Важнейшим критерием  эффективности самообразования  следует считать реальное внедрение  в профессиональную деятельность прогрессивных  теоретических положений и практических рекомендаций; осознание положительных  и отрицательных сторон собственной  деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области социальной работы.

Таким образом, эффективность  самообразования связана с определением каждым специалистом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию  своей личности, с творческим усвоением новой научной информации и передового опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в практическую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

От чего зависит уровень  профессионализма учителя, работающего  в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.

Сегодня жизненный успех  каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы  личности, максимально развивать  способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.

Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой. Профессиональное образование –  только первая ступень развития. Существует комплекс методов самовоспитания и  саморазвития (самопознание, самоанализ, самооценка, самопрогнозирование), применяя который систематически, педагог непрерывно может улучшать свою профессиональную деятельность, развиваться как личность, и способствовать личностному развитию учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: 2001. –   144 с.

Фонарев А.Р. Психологические особенности  личностного становления профессионала. - М.: 2005. – 48 с.

Андриади И. Л. Основы педагогического  мастерства. – М.: 1999. – 220 с.

Блага К., Шебек М. Я  – ученик, Ты – учитель. / К. Блага, М. Шебек.  – М.: 2005. – 324 с.

Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М.: 2006. – 248 с.

 

 

 


Информация о работе Педагогическое мастерство