Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:12, контрольная работа
Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством – дело только времени и опыта.
Введение.
Научить профессии учителя нельзя, но научиться ей можно. Состоится учитель-мастер или нет, зависит не только от системы обучения, но и от усилий тех, кто учится. Нередко можно встретиться с мнением, что овладение этим сложным искусством – дело только времени и опыта. Во многом это действительно так. Но исследования отечественных ученых показали, что не только опытом и стажем работы определяется уровень педагогического мастерства учителя. Важно на этапе становления педагогического мастерства сформировать гуманистическую направленность и педагогическую культуру, приобрести необходимые знания и умения, развить способности и овладеть педагогической техникой, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность.
Но профессиональное становление педагога невозможно без самовоспитания и самообразования, которые так же неразрывно связаны между собой, как образование и воспитание. Непрерывное самовоспитание профессионала заключается в формировании необходимых для его деятельности профессиональных качеств. Уровень их сформированности и определяет необходимость в самовоспитании и самообразовании. Люди не рождаются с готовым набором качеств, знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Не все из них успевают сформироваться за период обучения. Единственный путь стать профессионалом – это самовоспитание и самообразование.
Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как «меру всех вещей».
Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.
Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.
Специфика профессиональной деятельности в педагогике такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочь людям, поддержать чувство собственного достоинства человека и развивать его личную и социальную ответственность.
Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути.
Рассмотрим эти уровни более подробно.
Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Задача педагога - не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определенной степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.
Профессионально – значимые качества
личности как характеристики интеллектуальной,
эмоционально – волевой сторон личности,
существенно влияют на результат
профессионально –
Профессионально обусловленные качества педагога являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура.
В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает мотивационно- ценностное отношение к профессии, формируется профессионально- ценностная ориентация, которая способствует дальнейшему развитию и саморазвитию.
Именно профессионально- ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно- профессиональное основание педагога базируется и развивается в характеристике «Я- концепции», «Я – образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о себе – «Я – концепция», центральным звеном которой является «самоценность». Осознание себя принятие собственной «самости» - предпосылка к более полному и адекватному восприятию других людей, и наоборот принятие личности другими людьми обычно повышает уровень ее собственной самооценки. Эта концептуальная идея отражает и методологическую позицию качеств педагога, а также дает основание для подтверждения правильности индивидуально-творческого, акмеологического подходов в профессиональном и личном развитии, саморазвитии специалиста.
Развитие профессиональной «Я – концепции» формирует и такое базовое основание личности, как профессиональное сознание и самосознание, которое не только аккумулирует осознание профессиональных требований и задач, своих потребностей, возможностей, интересов, но и способствуют осмыслению своей профессиональной роли, выступая в качестве внутренних мотивов профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание - это комплекс представлений человека о самом себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. У профессионала, обладающего развитым самосознанием, повышается уровень в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы, возрастает стремление к самореализации.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своей личности. Содержанием профессионального самовоспитания являются все профессионально значимые качества его личности, его мировоззрение, физическое здоровье.
Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.
Самовоспитание не может осуществляться без предварительного общественного воспитания. Семья, детский сад, школа, вуз, окружающая среда воспитывают человека. Когда личность сформировалась, начинается этап самовоспитания, иногда неосознанный или не до конца осознанный. Если это процесс осознанный, продуманный, целенаправленный, то он идет быстрее, цель достигается легче.
В процессе самовоспитания, в зависимости от индивидуального развития личности, условно можно выделить три уровня. Первый – преодоление имеющихся (выявленных в процессе самопознания) личных недостатков. Другой уровень связан с утверждением профессионально значимых качеств личности педагога, которые еще не стали его “второй” натурой. Третий, самый высокий качественный уровень самовоспитания, характеризуется совершенствованием имеющихся положительных качеств личности. Различать названные уровни необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на актуальных задачах собственного развития. У самовоспитания есть четкая логическая структура:
Остановимся подробнее
на средствах и методах
Первая группа осуществляется на начальном этапе и включает в себя:
На втором этапе (вторая
группа) формулируется
Третий этап (третья группа) содержит формы проверки выполнения самообязательств. Это внутренний регулятор всего процесса – самоконтроль, самоотчет, самостимулирование, самокритика, самоодобрение, самоубеждение, самоприказ. Очень важно регулярно подводить итоги: за день, за неделю и т.д.
Конечно, при практическом осуществлении эта технологическая линия не так прямолинейна. Индивидуальность самовоспитания зависит от интеллектуального, эмоционального и волевого уровня развития личности. Бесконечное многообразие индивидуальных различий, объективные условия жизни, время, необходимое для накопления опыта и овладения самовоспитанием как особым видом деятельности, делают этот процесс достаточно сложным, иногда противоречивым, но крайне необходимым для постоянного самосовершенствования.
Особое место в самовоспитании занимает самовнушение, которое может стать мощным рычагом в руках человека, желающего зародить и укрепить веру в себя. Техника самовнушения строится на аутогенной тренировке, состоящей из словесных предписаний. Внушить себе что-то – значит поверить, поверить – значит быть. Вера предполагает полное однозначное соответствие мысли и чувства. Человек воздействует на самого себя с помощью слов и соответствующих словам мысленных образов. Формулы самовнушения могут быть использованы для снятия нервного напряжения, успокоения и восстановления сил, повышения активности.
Формула самовнушения может быть разработана самостоятельно. Для этого надо знать простейшие правила:
Образование специалиста – непрерывный процесс, причем базовое (институтское) должно рассматриваться как отправной пункт, важнейшая цель которого – формирование установки на самообразование, воспитание умений и навыков самостоятельной работы над собой. Таким образом, в институте будущему специалисту должны дать не только определенную сумму знаний, а, прежде всего, сформировать потребность учиться, научить учиться. В наше стремительное время профессиональные знания требуют постоянного обновления. Еще в середине 50-х годов считалось, что они устаревают примерно за 25 лет, сегодня этот промежуток стал значительно короче – от 3 до 5 лет.