Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 16:25, реферат

Описание

В психолого-педагогической литературе чаще всего говорят о коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения.

Содержание

Введение 3
1.Особенности педагогического общения 4
2.Функции педагогического общения 5
3.Структура педагогического общения 9
4.Стили общения 12
Заключение 21
Литература 22

Работа состоит из  1 файл

педагогическое общение_контрольная.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

Общение-дистанция в известной  степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Общение – устрашение

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением  организовать продуктивное общение  на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко  идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или  дистанцию в крайнем ее проявлении.  
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

Заигрывание

Данный стиль общения  характерен в основном, для молодых учителей и связан с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый  авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения  вызвано, с одной стороны, стремлением  молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться  классу, а с другой стороны –  отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной  деятельности.

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:

а) непонимания педагогом стоящих  перед ним ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с классом и  одновременно желания наладить контакт  с учениками.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают  все богатство самопроизвольно  выработанных в длительной практике стилей  педагогического общения. В его спектре возможны самые  различные нюансы, дающие неожиданные  эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Потребность в общении, являясь  фундаментальной для человека, имеет  первостепенное значение в процессе воспитания и обучения человека. Так, без него в принципе невозможен процесс  передачи социального опыта от одного поколения другому. Школа привлекает учеников не только новыми знаниями, сколько  возможностью удовлетворить актуальные потребности в общении, самоутверждении, творчестве, открытии лучших сторон своего «Я». В связи с этим, непременным  и важнейшим условием результативности педагогического труда учителя  является, по мнению ученых, его умение организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. 

 Наиболее плодотворный процесс  воспитания и обучения обеспечивается  именно надежно выстроенной системой  взаимоотношений. Такая система  должна характеризоваться:

    • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
    • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
    • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
    • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
    • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
    • единством делового и личностного общения;
    • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

 

 

Литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  3. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  4. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
  5. Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации: Сб. научн. тр. / Редкол.: А.А.Бодалев и др.. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  6. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учебн. заведений / И.Я.Зязюн, И.Ф.Кривонос и др.; под ред. И.Я.Зязюна. – М.: 1989.
  7. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
  8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург, 1999.
  9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984.

 

 


Информация о работе Педагогическое общение