Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:31, реферат
Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.
1. Введение
2. Педагогическое общение
3. Стили общения
4. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
5. Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение
2.
Педагогическое общение
3.
Стили общения
4.
Значение индивидуального стиля общения
и средства повышения коммуникативности
педагога.
5.
Список литературы.
Введение
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение (ПО), которое обеспечивает реализацию двух других.
В
общении складывается важная система
воспитательных взаимоотношений, способствующих
эффективности воспитания и обучения.
В педагогической деятельности общение
приобретает функциональный и профессионально
значимый характер. Оно выступает в ней
как инструмент воздействия, и обычные
условия и функции общения получают здесь
дополнительную «нагрузку», так как из
аспектов общечеловеческих перерастают
в компоненты профессионально-творческие.
Педагогическое общение
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В
число наиболее сложных задач, встающих
перед педагогом, входит организация
продуктивного общения, предполагающая
наличие высокого уровня развития коммуникативных
умений. И очень важно так организовать
общение с детьми, чтобы этот неповторимый
процесс состоялся. Важную роль здесь
играет стиль общения.
Стили общения
Об этом следует поговорить подробно.
Для
продуктивной коммуникативной деятельности
педагог должен знать, что общение
пронизывает всю систему
Специфика
педагогического общения
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
Под
стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические
особенности социально-
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
В
наши дни выделяют много стилей общения,
но остановимся на основных.
1. Авторитарный
При
авторитарном стиле характерная
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль выражается
в том, что преподаватель значительно
чаще своих коллег прибегает к приказному
тону, делает резкие замечания. Бросается
в глаза обилие нетактичных выпадов в
адрес одних членов группы и неаргументированное
восхваление других. Авторитарный преподаватель
не только определяет общие цели работы,
но и указывает способы выполнения задания,
жестко определяет, кто с кем будет работать,
и т. д. Задания и способы его выполнения
даются преподавателем поэтапно. Характерно,
что такой подход снижает деятельностную
мотивацию, поскольку человек не знает,
какова цель выполняемой им работы в целом,
какова функция данного этапа и что ждет
впереди. Следует также заметить, что в
социально-перцептивном отношении, как
и в плане межличностных установок, поэтапная
регламентация деятельности и ее строгий
контроль свидетельствуют о неверии преподавателя
в позитивные возможности учащихся. Во
всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются
низким уровнем ответственности и заслуживают
самого жесткого обращения. При этом любая
инициатива рассматривается авторитарным
преподавателем как проявление нежелательного
самоволия. Исследования показали, что
такое поведение руководителя объясняется
его опасениями потерять авторитет, обнаружив
свою недостаточную компетентность: «Если
кто-то предлагает нечто улучшить, построив
работу по-другому, значит, он косвенно
указывает на то, что я этого не предусмотрел».
Кроме того, авторитарный лидер, как правило,
субъективно оценивает успехи своих подопечных,
высказывая замечания не столько по поводу
самой работы, сколько относительно личности
исполнителя. При автократическом стиле
руководства учитель осуществляет единоличное
управление руководством коллективом,
без опоры на актив. Учащимся не позволяют
высказывать свои взгляды, критические
замечания, проявлять инициативу, тем
более претендовать на решение касающихся
их вопросов. Учитель последовательно
предъявляет к учащимся требования и осуществляет
жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному
стилю руководства свойственны основные
черты автократического. Но учащимся позволяют
участвовать в обсуждении вопросов, их
затрагивающих. Однако решение, в конечном
счете, всегда принимает учитель в соответствии
со своими установками.
2. Попустительский
Главной
особенностью попустительского стиля
руководства по сути дела является
самоустранение руководителя из учебно-производственного
процесса, снятие с себя ответственности
за происходящее. Попустительский стиль
оказывается наименее предпочтительным
среди перечисленных. Результаты его апробации
— наименьший объем выполненной работы
и ее наихудшее качество. Важно отметить,
что ученики не бывают, удовлетворены
работой в подобной группе, хотя на них
и не лежит никакой ответственности, а
работа скорее напоминает безответственную
игру. При попустительском стиле руководства
учитель стремится, как можно меньше вмешиваться
в жизнедеятельность учащихся, практически
устраняется от руководства ими, ограничиваясь
формальным выполнением обязанностей
и указаний администрации. Непоследовательный
стиль характерен тем, что учитель в зависимости
от внешних обстоятельств или собственного
эмоционального состояния осуществляет
любой из описанных выше стилей руководства.
3. Демократический
Что
касается демократического стиля, то здесь
в первую очередь оцениваются
факты, а не личность. При этом главной
особенностью демократического стиля
оказывается то, что группа принимает
активное участие в обсуждении всего
хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у учеников развивается уверенность
в себе, стимулируется самоуправление.
Параллельно увеличению инициативы возрастают
общительность и доверительность в личных
взаимоотношениях. Если при авторитарном
стиле между членами группы царила вражда,
особенно заметная на фоне покорности
руководителю и даже заискивания перед
ним, то при демократическом управлении
учащиеся не только проявляют интерес
к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю
мотивацию, но сближаются между собой
в личностном отношении. При демократическом
стиле руководства учитель опирается
на коллектив, стимулирует самостоятельность
учащихся. В организации деятельности
коллектива учитель старается занять
позицию «первого среди равных». Учитель
проявляет определенную терпимость к
критическим замечаниям учащихся, вникает
в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают
проблемы коллективной жизни и делают
выбор, но окончательное решение формулирует
учитель.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В
основе этого стиля – единство
высокого профессионализма педагога и
его этических установок. Ведь увлеченность
совместным с учащимися творческим
поиском – результат не только
коммуникативной деятельности учителя,
но в большей степени его отношения
к педагогической деятельности в целом.
Театральный педагог М.О.Кнебель заметила,
что педагогическое чувство “гонит тебя
к молодежи, заставляет находить пути
к ней...”
Такой стиль общения отличал деятельность
В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют
свою систему взаимоотношении с детьми
В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно
рассматривать как предпосылку успешной
совместной учебно-воспитательной деятельности.
Увлеченность общим делом – источник
дружественности и одновременно дружественность,
помноженная на заинтересованность работой,
рождает совместный увлеченный поиск.
Говоря о системе взаимоотношений педагога
с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал,
что педагог, с одной стороны, должен быть
старшим товарищем и наставником, а с другой
– соучастником совместной деятельности.
Необходимо формировать дружественность
как определенный тон в отношениях педагога
с коллективом.
Размышляя о вариантах взаимоотношений
воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал:
“Во всяком случае никогда педагоги и
руководство не должны допускать со своей
стороны тона фривольного: зубоскальства,
рассказывания анекдотов, никаких вольностей
в языке, передразнивания, кривляния и
т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо,
чтобы педагоги и руководство в присутствии
воспитанников были угрюмыми, раздражительными,крикливыми”.
Подчеркивая плодотворность такого стиля
взаимоотношений педагога и воспитанников
и его стимулирующий характер, вызывающий
к жизни высшую форму педагогического
общения – на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью, необходимо
отметить, что дружественность, как и любое
эмоциональное настроение и педагогическая
установка в процессе общения, должна
иметь меру. Зачастую молодые педагоги
превращают дружественность в панибратские
отношения с учащимися, а это отрицательно
сказывается на всем ходе учебно-воспитательного
процесса (нередко на такой путь начинающего
учителя толкает боязнь конфликта с детьми,
усложнения взаимоотношений). Дружественность
должна быть педагогически целесообразной,
не противоречить общей системе взаимоотношений
педагога с детьми.
5. Общение-дистанция
Этот
стиль общения используют как опытные
педагоги, так и начинающие. Суть его заключается
в том, что в системе взаимоотношений педагога
и учащихся в качестве ограничителя выступает
дистанция. Но и здесь нужно соблюдать
меру. Гипертрофирование дистанции ведет
к формализации всей системы социально
– психологического взаимодействия учителя
и учеников и не способствует созданию
истинно творческой атмосферы. Дистанция
должна существовать в системе взаимоотношений
учителя и детей, она необходима. Но она
должна вытекать из общей логики отношений
ученика и педагога, а не диктоваться учителем
как основа взаимоотношений. Дистанция
выступает как показатель ведущей роли
педагога, строится на его авторитете.
Превращение “дистанционного показателя”
в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень
совместной работы педагога и учащихся.
Это ведет к утверждению авторитарного
принципа в системе взаимоотношений педагога
с детьми, который, в конечном счете, отрицательно
сказывается на результатах деятельности.
А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают,
что “в классах, где преподают учителя
с преобладанием авторитарных методов
руководства, обычно бывает неплохая дисциплина
и успеваемость, однако за внешним благополучием
могут скрываться значительные изъяны
работы учителя по нравственному формированию
личности школьника”
В чем популярность этого стиля общения?
Дело в том, что начинающие учителя нередко
считают, что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя как педагога,
и поэтому используют этот стиль в известной
мере как средство самоутверждения в ученической,
да и в педагогической среде. Но в большинстве
случаев использование этого стиля общения
в чистом виде ведет к педагогическим
неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через
механическое установление дистанции,
а через взаимопонимание, в процессе совместной
творческой деятельности. И здесь чрезвычайно
важно найти как общий стиль общения, так
и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция
в известной степени является
переходным этапом к такой негативной
форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот
стиль общения, к которому также
иногда обращаются начинающие учителя,
связан в, основном с неумением организовать
продуктивное общение на основе увлеченности
совместной деятельностью. Ведь такое
общение сформировать трудно, и молодой
учитель нередко идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение
или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности своей
оно не только не создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот, регламентирует
ее, так как ориентирует детей не на то,
что надо делать, а на то, чего делать нельзя,
лишает педагогическое общение дружественности,
на которой зиждется взаимопонимание,
так необходимое для совместной творческой
деятельности.