Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:31, реферат
Педагогическая деятельность — сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.
1. Введение
2. Педагогическое общение
3. Стили общения
4. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
5. Список литературы.
7. Заигрывание
опять-таки
характерное, в основном, для молодых
учителей и связанное с неумением
организовать продуктивное педагогическое
общение. По существу, этот тип общения
отвечает стремлению завоевать ложный,
дешевый авторитет у детей, что противоречит
требованиям педагогической этики. Появление
этого стиля общения вызвано, с одной стороны,
стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием
понравиться классу, а с другой стороны
– отсутствием необходимой общепедагогической
и коммуникативной культуры, умений и
навыков педагогического общения, опыта
профессиональной коммуникативной деятельности.
А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню
за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих
помощников, а у меня были просто гении
в воспитательной работе, но я их убеждал,
что меньше всего нужно быть любимым воспитателем.
Я лично никогда не добивался детской
любви и считаю, что эта любовь, организуемая
педагогом для собственного удовольствия,
является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит большой
вред воспитателю и воспитанию. Я убедил
себя и своих товарищей, что этого привеска...
не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших
усилий. Но если человек видит цель в любви,
то это только вред...”
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения,
возникает в результате: а) непонимания
педагогом стоящих перед ним ответственных
педагогических задач; б) отсутствия навыков
общения; в) боязни общения с классом и
одновременно желания наладить контакт
с учениками.
В
чистом виде стили не существуют. Да
и перечисленные варианты не исчерпывают
все богатство самопроизвольно
выработанных в длительной практике
стилей общения. В его спектре возможны
самые различные нюансы, дающие неожиданные
эффекты, устанавливающие или разрушающие
взаимодействие партнеров. Как правило,
они находятся эмпирическим путем. При
этом найденный и приемлемый стиль общения
одного педагога оказывается совершенно
непригодным для другого. В стиле общения
ярко проявляется индивидуальность личности.
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От
стиля зависит психологическая
атмосфера, эмоциональное благополучие.
Определенную роль играет и незнание технологии
общения, отсутствие у педагога нужных
приемов общения. Такие стили общения,
как устрашение, заигрывание и крайние
формы общения-дистанции, опасны еще и
потому, что при отсутствии у педагога
профессиональных навыков общения могут
укорениться и “въесться” в творческую
индивидуальность учителя, а порой становятся
штампами, усложняющими педагогический
процесс и снижающими его эффективность.
Наиболее плодотворный процесс воспитания
и обучения обеспечивается именно надежно
выстроенной системой взаимоотношений.
Такая система должна характеризоваться:
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В
дальнейшем происходит стабилизация этих
средств и способов общения, стихийно
складывается индивидуальный стиль общения,
субъективно удобный, но не всегда профессионально
оптимальный, так как воспитатель не уделяет
должного внимания анализу целесообразности
используемых средств и способов деятельности
с точки зрения требований деятельности.
Чем раньше педагог осознает необходимость
формирования своего стиля, тем больше
окажется возможностей для формирования
позитивного стиля, тем эффективнее будет
протекать процесс становления его как
профессионала.
Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
3. Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
4. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.
6.
Научный журнал. Вопросы
психологии. М.,5-2000.