Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание

Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогиче¬ского сопровождения и педагогической под¬держки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их при¬меняют в контексте воспитательной работы, а также в связи с профориентацией и профессио¬нальным самоопределением старших подрост¬ков. На наш взгляд, педагогическое сопровожде¬ние и педагогическая поддержка должны зани¬мать важное место и в методике технологическо¬го образования, особенно в организации проект¬ной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

6.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ  ОБРАЗОВАНИИ

 

Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их применяют в контексте воспитательной работы, а также в связи с профориентацией и профессиональным самоопределением старших подростков. На наш взгляд, педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка должны занимать важное место и в методике технологического образования, особенно в организации проектной деятельности.

Понятие «педагогическое  сопровождение» неразрывно связано  с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм.

Отметим следующие важные особенности.

Во-первых, само понятие  «педагогическая поддержка» и появившееся вслед за ним «педагогическое сопровождение» были введены в педагогический оборот в связи с проблемами воспитания детей школьного возраста.

Во-вторых, как в педагогической науке, гак и в практике, очень  многие, если не большинство, рассматривают понятия «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение» как синонимы и трактуют их чаще всего на эмпирическом уровне.

Необходимо выявить  сущность понятий «педагогическая  поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимосвязь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С.Газманом: дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка  — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Педагогика поддержки  в современном педагогическом сообществе рассматривается как одна из педагогических парадигм (напомним, что под педагогической парадигмой понимается совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний, регулятивов).

Г.Б.Корнетов предлагает типологию базовых моделей образовательного процесса, учитывающую источник и способ постановки педагогических целей, позиции и взаимоотношения сторон в процессе их достижения, получаемый результат. При этом все многообразие систем, технологий и методик может быть сведено к трем базовым моделям, которые представлены парадигмами педагогики авторитарной, манипулятивной, педагогики поддержки.

В авторитарной педагогике цель образования определяет сам  педагог, обучаемый всегда оказывается объектом, ведомым, а преподаватель — субъектом обучения, ведущим.

В манипулятивной модели образования ученик оказывается и объектом воздействия, ибо цель и механизм его развития проектируются воспитателем и субъектом, поскольку субъективно он действует самостоятельно. Пример — школа М.Монтессори, где дети включены в деятельность с помощью специальных дидактических материалов. Девиз системы — «помоги себе сам». Манипулятивная педагогика по сравнению с авторитарной создает более благоприятные условия для развития самостоятельности, но не обеспечивает превращения обучающегося в полноправного партнера обучающего.

Возникает вопрос: а можно ли вообще таким образом организовать процесс образования, чтобы оба его участника превратились в полноправных сотворцов воспитания и обучения? Поставленная проблема решается в рамках парадигмы педагогики поддержки. Педагогика поддержки предполагает принципиально отличный от авторитарного способ постановки целей образования. Первая задача — установить контакт, наладить продуктивную коммуникацию на основе уважения и доверия. Вторая связана с необходимостью понять ребенка. Учитель должен разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Только затем можно сделать следующий шаг- помочь ребенку понять самого себя, осознать свой потенциал, определить и вербализовать цель собственного развития. Таким образом, в рамках педагогики поддержки цель образования оказывается результатом совместных усилий воспитателя и воспитанника, обучающего и обучающегося.


Самое главное — в  рамках парадигмы педагогики поддержки воспитатель и воспитанник становятся равноправными субъектами, сотворца-ми образовательного процесса, а отношения между ними приобретают подлинно субъект-субъектный характер.

В реальной жизни элементы авторитарной, манипулятивной и поддерживающей моделей образования, как правило, сочетаются в рамках конкретных систем, технологий, методик, и говорить можно лишь об их преимущественной направленности. Все три парадигмы не исключают, а дополняют друг друга, являясь необходимыми для полноценного развития индивида. Однако общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации актуализирует именно педагогику поддержки.

Особенность педагогики в том, что в ее тезаурус часто привносятся слова из других областей знания и из разговорного языка, которые нередко становятся «сорными», используются к месту и не к месту. Нечто подобное происходит и с понятиями «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение». Большинство педагогов, в том числе и высшей школы, не осознают, что педагогическая поддержка — это не просто помощь (а именно так это понятие и трактуют чаще всего), а деятельностная позиция педагога по отношению к обучающемуся.

Идеи педагогики поддержки  разрабатывают-

ся в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к середине 90-х гг. О.С.Газманом и группой его коллег (Н.Н.Михайловой, С.М.Юсфиным, Т.В.Анохиной и др.). Эта концепция имела своей задачей обоснование подходов, позволяющих преодолеть сориентированность традиций советской педагогики, заострить внимание педагогов на проблеме создания условий, необходимых для самореализации индивидуальности каждого ребенка. Авторы концепции опирались на достижения теории и практики западной гуманистической педагогики (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).

Под поддержкой понимается комплекс «помогающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это — действия, не дающие, согласно «Словарю русского языка» (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По О.С.Газману, «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением». I

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая  поддержка» и «педагогическое сопровождение», обратимся к учебному пособию под редакцией В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.

Педагогическая поддержка  и педагогическое сопровождение  — разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота — малышам, помощь — младшим, поддержка — подросткам, сопровождение — старшеклассникам. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и пред-!   лагают такие определения:

Педагогическая поддержка  — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение  — процесс заинтересованного  наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.


Педагогическое сопровождение  подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам, и предлагается систематизация видов педагогической поддержки и педагогического сопровождения:

 

Характеристики

Виды педагогической поддержки  и сопровождения

По степени участия педагога

Непосредственная

Опосредованная

По времени оказания

Опережающая

Своевременная (оперативная)

Поддержка —

последействие

По длительности

Единовременная

Пролонгированная

Дискретная


Понятие «педагогическая  поддержка» вошло в отечественную  педагогику как отражающее особенности работы педагога с проблемами, связанными с образованием детей. Появились сопутствующие понятия — социально-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, медико-педагогическая поддержка, которые отражают особенности деятельности различных учреждений. Слово «поддержка» выполняет функцию сигнала: здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Предметом педагогической поддержки в основном выступают:

трудности, связанные  с социальной дезадаптацией;

трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое  сопровождение» наиболее активно применяется  в связи с профессиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального  самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые  трактовки понятия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков  сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение {см. рубрику «Наш педагогический словарь» на с. 57). А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что  сопровождение — это система  профессиональной деятельности педагогического  сообщества, направленная на создание социально-психологических условий  для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая  сущность понятий «педагогическая  поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Учащемуся, осваивающемутехнологию, могут потребоваться как педагогическое сопровождение, так и педагогическая поддержка.

В современных условиях педагогическую поддержку и педагогическое сопровождение школьников все чаще осуществляют тьюторы-педагоги со специфическим  набором функций. Деятельность тьютора  основана именно на идеях педагогики поддержки. Учитель технологии, руководящий проектной деятельностью школьников, также, по сути, выполняет функции тьютора. Деятельность тьютора является психолого-

емкой. В частности, он должен создавать условия для рефлексии точек самоопределения: успехов и неудач в достижении запланированных результатов, способов и средств их достижения. В работе тьютора используются разнообразные формы и методы, но их содержание определяется единым принципом: средства тью-торской помощи имеютнежесткий.диагностико-рекомендательный характер и могут использоваться ребенком по желанию. Все формы тью-торской деятельности должны обеспечить эмоциональную вовлеченность учащихся, их субъ-ектность. При этом тьюторская помощь носит адресный индивидуальный характер. К числу нравственно-этических принципов работы тьютора относятся нравственная приоритетность и неманипулятивность оказания содействия {определение тьютора см. в рубрике «Наш педагогический словарь» в №4, с. 43, 2008 г.).

Всеми этими принципами и следует руководствоваться учителю технологии при руководстве проектной деятельностью. Особенно актуальным это стало в связи с широким распространением социально ориентированных проектов, предполагающих активную деятельность учащихся вне школы. В интересной форме оказывают педагогическую поддержку своим ученикам педагоги СОШ № 43 г. Челябинска, где работает детское общественное объединение «Белошвейка», выполняющее социальные заказы на изготовление швейных изделий от детских домов, больниц, домов престарелых и инвалидов. ДОО функционирует на принципах ученического самоуправления. Высший орган ДОО — Общее собрание трудового коллектива — собирается один раз в год. Руководство между собраниями осуществляет Совет ДОО, куда входят председатель, его заместитель и ревизор, а также «Союз помощников», состоящий из взрослых членов ДОО — учителей технологии и директора школы. Его задача- педагогическая поддержка принятия детьми самостоятельных решений, оптимизация работы, разрешение возникающих противоречий, оказание помощи каждому ученику в его личностном росте ( Школа и производство.— 2009. — № 5. — С. 56 — 57). Важно это и для сельской школы, где на учителя технологии (сельскохозяйственного труда) будут возложены функции консультирования учащихся при выполне-

Информация о работе Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании