Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:17, реферат
Описание
В Новое время (XVII-XIX вв.) во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы начали происходить значительные изменения: поднялся авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Стал легальным религиозный плюрализм, что открыло дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставило всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения.
В Германии в этот период наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений. Его автором выступил И.Гербарт.
Гербарту принадлежит
капитальная разработка идеи воспитывающего
обучения, основную задачу которого он
видел в развитии всестороннего интереса.
Он считал обучение основным средством
воспитания, на основании которого развивается
шесть видов так называемого многостороннего
интереса, каждый из которых, с точки зрения
современного краеведческого подхода,
можно рассматривать как элементы адаптационного
механизма в обучении.
Одни из них направлены
на познание окружающей действительности,
другие - общественной жизни.
Гербарт различает
шесть самостоятельных видов различных
интересов.
К интересам первой
группы он относит интересы:
- эмпирический, который
как бы отвечает на вопрос,
что это такое, и возбуждает
интерес ко всему живому, к
окружающему миру, стремление к
наблюдению;
- умозрительный,
который отвечает на вопросы,
почему это так, и настаивает
на размышлении;
- эстетический - обеспечивает
художественную оценку явлений,
возбуждает интерес к прекрасному.
Ко второй группе
интересов относятся:
- симпатический,
направленный на членов своей семьи
и ближайший круг знакомых,
- социальный - на
более широкий круг людей, на
общество, свой народ и все
человечество.
- религиозный интерес,
направленный на общение с
Богом, с церковью, с высшими
духовными силами.
Одна из важнейших
задач образования заключается у Гербарта
в возбуждении многостороннего интереса.
Гербарт рассчитывал разрешить ее созданием
у воспитанников разнообразных и подвижных
групп представлений путем изучения различных
учебных предметов. Он предлагал начинать
изучение с древнейших периодов истории,
считая, что жизнь первобытных людей и
античных народов является наилучшим
материалом для детей. Он пояснял, что
человечество проявляло в своей юности
те же интересы, какие свойственны детям
и юношам. Поэтому учащимся следует, по
его мнению, дать все усложняющийся круг
гуманитарных знаний, сконцентрированных
вокруг философии и истории древних народов.
Гербарт высоко ценил
древние языки и математику, причем
математику главным образом как
средство развития мышления, «сильную
гимнастику духа».
Вопрос о школьной
системе Гербарт решал в соответствии
со своими консервативными социальными
взглядами. Он предлагал создать
следующие типы школ: элементарную,
городскую и гимназию. Между ними
не было преемственности, каждый из этих
типов школ существовал самостоятельно:
из первых двух можно поступать лишь в
специальные школы, а из гимназии - в высшие
учебные заведения. Как видно из этого,
Гербарт был противником единой системы
образования. Он был сторонником уже отживающего
классического образования. В реальной
школе, по его мнению, должны учиться те,
кто будет заниматься торговлей, промышленностью,
ремеслом и другим видом практической
деятельности. Для тех же, кто предназначалось
для умственных занятий, руководства и
управления, для избранных, Гербарт рекомендовал
классическое образование.
Большое внимание Гербарт
уделял проблеме интереса, как важнейшему
условию и средству успешного
обучения.
Гербарт считал необходимым
так вести преподавание, чтобы
навстречу новым впечатлениям, сообщаемым
учителем, в душе ученика поднималось
вереницей уже имеющиеся у него представления.
Усвоение новых представлений на основе
уже имеющегося у учащихся предшествующего
опыта он называл апперцепцией. Он предавал
ей большое значение в процессе обучения
и тесно связывал с ней интерес и внимание.
Гербарт различал следующие
виды внимания. Детям сначала присуще
примитивное внимание, которое является
первым видом непроизвольного внимания.
Оно направляется на предмет независимо
от воли человека, благодаря силе впечатления,
яркости цвета или громкости звука.
Вторым видом
непроизвольного внимания является
апперцептивное внимание, которое как
бы высылает подходящие представления,
нужные для усвоения и закрепления
новых.
От непроизвольного
внимания он отличал произвольное внимание,
которое зависит от заранее принятого
намерения, от усилий самого ученика. Гербарт
указывает, что развитие у ученика произвольного
внимания, стремления сосредотачивать
серьезные усилия на том, что надлежит
выучить, является задачей не только обучения,
но также управления и нравственного воспитания.
Гербарт дал много
ценных советов о том, как развивать
и поддерживать в учениках интерес
и внимание. Например, еще до школы
и на начальных ступенях обучения
в детях должны создаваться такие
представления, которые помогают усваивать
последующий учебный материал. Непосредственно
перед тем, как учитель перейдет к объяснению
нового, он должен вызвать в умах учеников
те представления, которые нужны для усвоения
нового материала.
В преподавании следует
широко пользоваться наглядностью: когда
нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать
его изображение. Не следует, однако, слишком
долго демонстрировать одно и то же, так
как однообразие действует утомительно.
В изложении учителя
должно быть связано одно с другим:
несвоевременные паузы и введение посторонних
элементов нарушают свободное течение
апперцептивного механизма и разрывают
ряды представлений. Обучение не должно
быть слишком трудным, но и излишняя легкость
только вредит делу.
Гербарт дал так
же ценные советы о заучивании наизусть.
Он указывал на борьбу с забыванием изученного
материала. Наиболее эффективным он считал
для этого упражнение учеников путем постоянного
применения заученного материала на практике
в связи с тем, что их интересует, что привлекает
их внимание.
«Многостороннее образование,
писал Гербарт, должно быть цельным
и единым, но только не поверхностным
и легкомысленным отношением к делу».
Гербарт разработал
теорию ступеней обучения, ставшей
широко известной среди педагогов
всех стран. Он сделал попытку привести
обучение в соответствие с законами психической
деятельности ребенка, которую он понимал
как механизм деятельности апперцептивного
процесса.
Процесс обучения по
Гербарту обязательно проходит через
углубление в изучаемый материал
(углубление) и углубление учащегося в
самого себя (осознание). В свою очередь
эти два момента могут осуществляться
либо в состоянии покоя души, либо в состоянии
ее движения.
Отсюда следуют
четыре ступени обучения, которые
Гербарт назвал:
1. Ясность
2. Ассоциация
3. Система
4. Метод.
Первая ступень -
ясность - это углубление в состоянии
покоя. Изучаемое выделяется из всего,
с чем оно связано, и углубленно
рассматривается. В психологическом
отношении здесь требуется мобилизировать
внимание. В дидактическом - изложение
учителем нового материала, применение
наглядности.
Вторая ступень -
ассоциация - это углубление в состоянии
движения. Новый материал вступает
в связь с уже имеющимися у
учащегося представлениями, ранее
полученными на уроках, при чтении
книг, из жизни. Так как учащиеся еще не
знают, что получится в результате связывания
нового со старым, Гербарт считал, что
в психологическом отношении здесь имеется
ожидание. В дидактическом плане лучше
всего проводить беседы, непринужденный
разговор учителя с учениками.
Третья ступень - система
- это осознание в состоянии покоя. Поиски
учащимся под руководством учителя выводов,
определений, законов на основе новых
знаний, связанных со старыми представлениями.
Психически эта ступень соответствует,
по Гербарту, «исканию».
Четвертая ступень
- метод - это осознание в состоянии движения,
применение полученных знаний к новым
фактам, явлениям, событиям. Психологически
эта ступень требует действия. В области
дидактики это своего рода учебные упражнения,
требующие от учеников широкого использования
полученных знаний, умения логически и
творчески мыслить.
Эти ступени определяют,
по Гербарту, последовательность хода
обучения. Они являются формальными,
потому что не зависят от конкретного
содержания учебного материала, возраста
учащихся, дидактической задачи урока.
Гербартом определены
три универсальных метода обучения:
- Описательный метод.
- Аналитический.
Включает в себя анализ свойств
и характеристик предмета.
- Синтетический
метод. Базируется на связи
уже усвоенного ранее, воспринятого
и новых представлений.
Все эти методы следовало
применять в совокупности.
Универсальная схема
хода обучения, установленная Гербартом,
в дальнейшем была превращена его
последователями в схему любого
урока. Научная педагогика отвергает
подобное решение вопроса и считает,
что ход урока определяется рядом обстоятельств:
возрастом и уровнем развития учащихся,
спецификой учебного материала, дидактической
задачей данного урока и др.
КОНЦЕПЦИЯ
ГЕРБАРТА О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ
Формирование нравственного
человека - ядро идеи о гармоническом развитии
всех способностей. Он считал, что обучение
без нравственного воспитания есть средство
без цели.
Нравственное воспитание
(дисциплина) всякое непосредственное
влияние на характер воспитанника с
целью облагораживания его нрава и
приведения его к нравственности. Дисциплина
имеет дело с характером, который образуется
из сочетания различных наклонностей
и выражается в воле - переходе желания
в дело. Нравственно развивать характер
- значит, предоставлять право самому питомцу
принимать доброе и отвергать злое, таким
образом, через деятельность возвышаться
до самосознающей личности.
Гербарт разработал
такую систему нравственного
воспитания, которая отличается крайним
интеллектуализмом. Главное место
в его системе занимает деятельность
учителя по внедрению средствами обучения
в сознание ученика моральных понятий.
В основе своей системы
И.Ф.Гербарт видел решение этических
проблем, основываясь на нравственных
идеях:
1. идея внутренней
свободы, делающая человека цельным
2. идея совершенствования,
совмещающая в себе силу и энергию воли,
дающая внутреннюю гармонию;
3. идея благорасположения,
заключающаяся в согласовании
воли одного человека с волей
других людей;
4. идея права (законности),
применяемая в случае конфликта
двух или нескольких воль
5. идея справедливости,
служащая руководящим началом
при суждении о награде тому,
кто оказывает услуги обществу,
и наказании того, кто нарушает
его законы.
Нравственное воспитание
заключается в том, что наставник
должен считаться с индивидуальностью
личности, находить в детской душе доброе
и опираться на него, формировать волю
и характер будущего члена общества.
Гербарт отделял
управление от нравственного воспитания.
Он пытался отыскать принципиальное
отличие нравственного воспитания
от управления, призванного установить
порядок только для настоящего времени,
но не сумел этого сделать столь убедительно,
да это было и невозможно. Ведь дисциплина
- это и условие, и результат воспитания.
Гербарт уделял большое
внимание религиозному воспитанию.
Он настаивал, чтобы
религиозный интерес возбуждался
у детей как можно раньше и
постоянно развивался, с тем чтобы
«в поздние годы душа мирно и безмятежно
пребывала в своей религии». Религия,
по Гербарту, требует «чувства смирения»
и необходима как сдерживающее начало.
Учитель обязан призвать к порядку всякого
ученика, который бы позволил себе критическое
отношение к религии.
В отличии от обучения
нравственное воспитание воздействует
непосредственно на душу ребенка, направляя
его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного
воспитания у Гербарта противоположны
принципам управления. Там подавляются
проявления воли и сознания ребенка.
А в системе нравственного
воспитания все методы должны иметь
опору в том хорошем, что уже
имеется у воспитанника. Нравственное
воспитание должно стремиться «поднять
в глазах воспитанника его собственное
«я» посредством глубоко проникающего
одобрения». Воспитатель обязан найти
у воспитанника, даже испорченного, хорошие
черты и не впадать в уныние, если это сразу
не удается. В системе нравственного воспитания
«одна искра может тотчас зажечь другую».
К средствам нравственного
воспитания в собственном смысле
Гербарт относил следующее:
1. удерживать воспитанника
(этому служит управление детьми,
обучение их послушанию). Надо
устанавливать границы поведения для
детей.
2. Определять воспитанника,
т.е. поставить ребенка в такие
условия, при которых он не
только из указаний воспитателя,
но и из собственного опыта
поймет, что «непослушание ведет
к тяжелым переживаниям».
3. Устанавливать четкие
правила поведения.
4. Поддерживать в
душе воспитанника «спокойствие
и ясность», т.е. не давать основания
для того, «чтобы воспитанник
усомнился в истине».