Педагогика Гербарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:17, реферат

Описание

В Новое время (XVII-XIX вв.) во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы начали происходить значительные изменения: поднялся авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Стал легальным религиозный плюрализм, что открыло дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставило всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Наряду с новым философским осмыслением гносеологических проблем в западноевропейском образовании того периода начинают усиленно разрабатываться теоретические основы процесса обучения.

В Германии в этот период наиболее популярным стало учение о бессознательной динамике психических представлений. Его автором выступил И.Гербарт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕРБАРТА

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРБАРТА О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

5. «Волновать» душу  ребенка одобрением и порицанием.

6. «Увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии  от дисциплинарных не должны связываться  с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитателю необходимо ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети проявляли свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми методами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающий детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считая, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил никакого другого мнения». Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартианской теории.

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8-10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Формирование многостороннего  интереса предусматривалось через  изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).

Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства

Гербарт является родоначальником  формального классического школьного  образования, которое включает в  себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.

Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные и физические силы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центральный тезис  рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей.

Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться  многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.

Гербарт полагал, что  наставник должен считаться с  индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться  на него.

Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт считал, что  управление должно решать задачу поддержания  порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств».

Гербарту принадлежит  капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего  интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка «собственных свободных душевных состояний». Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.

Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением  соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический.

Главенствующая  роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать  знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Объектом его  внимания было гимназическое образование.

Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса:

1. введение нового  материала

2. установление связи  между новым и уже известным

3. обобщение и  формулирование выводов

4. практическое применение  приобретенных знаний.

Наиболее разработанной  в педагогической системе Гербарта является теория обучения.

Ступени обучения в  системе И.Ф.Гербарта располагаются  в следую-щем порядке: ясность, ассоциация, система, метод.

Определил три универсальных  метода обучения:

1. главный аналитический,

2. описательный,

3. синтетический  (применять в совокупности).

И.Ф.Гербарт - один из выдающихся педагогов XIX в., чье учение и опыт оказали существенное влияние  на практику образования во второй половине XIX-начале ХХ вв. Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия / Под. ред. Прохорова А.М. т. 6, изд. 3, М.

2. Иванов Е.В. История  образования и педагогической  мысли. Великий Новгород.

3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. М.,

4. Педагогическая  энциклопедия / Под ред. Конрова  И.И., М.,

5. Хрестоматия по  истории зарубежной педагогики. М.,

6. Хильгенхегер Н.  Иоганн Фридрих Гербарт // Перспективы:  вопросы образования. Мыслители  образования. Т. 2,

7. Школа и педагогическая  мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М.,


Информация о работе Педагогика Гербарта