5. «Волновать» душу
ребенка одобрением и порицанием.
6. «Увещевать» воспитанника,
указывать на его помехи, исправлять
их.
В нравственном воспитании
следует прибегать и к наказаниям,
но воспитательное наказание в отличии
от дисциплинарных не должны связываться
с идеей возмездия, а представляться
воспитаннику доброжелательными предостережениями.
Поскольку дети не обладают
сильной волей и воспитателю необходимо
ее создать, нельзя, по мнению Гербарта,
допускать, чтобы дети проявляли свои
дурные наклонности. Это следует пресекать
самыми суровыми методами. Важно создать
простой, размеренный и постоянный жизненный
уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен.
Школа должна поддерживать родителей,
обеспечивающий детям правильный порядок
жизни. Очень опасно дать развиваться
у воспитанника сознанию, что он самостоятелен
в своих действиях. Надо очень осторожно
относиться к пребыванию воспитанника
в обществе, «поток общественной жизни
не должен увлекать ребенка и быть сильнее,
чем воспитание». Гербарт требовал установления
непререкаемого авторитета воспитателя,
считая, что этот авторитет всегда заменяет
воспитаннику «общее мнение», а потому
«существенно необходимо, чтобы он имел
подавляющий авторитет, рядом с которым
воспитанник не ценил никакого другого
мнения». Все эти высказывания являются
ярким выражением консервативного характера
гербартианской теории.
Для осуществления
своих педагогических взглядов Гербарт
в 1810 году основал в Кенигсберге особую
педагогическую семинарию. Учреждение
имело статус закрытого учебного заведения
с постоянными учителями. Здесь воспитывалось
не более 30 мальчиков, которые с 8-10 лет
начинали переводить «Одиссею» и постепенно
изучать элементы грамматики. Затем ученикам
предлагались исторические рассказы или
упражнения в наглядной геометрии. К отстающим
ученикам применялись аналитические беседы.
Ученики много заучивали. Изучали арифметику,
геометрию, тригонометрию, логарифмы,
статистику, механику, астрономию. Учителя
могли заниматься управлением и обучением
учащихся с различными способностями.
Цель воспитания:
воспитать добродетельного человека,
у которого гармония воли сочетается
с этическими идеалами и выработкой
многосторонних интересов.
Формирование многостороннего
интереса предусматривалось через
изучение истории античного мира
и древних языков (время), изучение
географии и математики (пространство),
а также через нравственное воспитание
и религию (человек).
Осознание этих идей
каждым человеком обеспечивает бесконфликтность
социальной жизни и незыблемость
государственного устройства
Гербарт является родоначальником
формального классического школьного
образования, которое включает в
себя упорядоченность, системность, основательность.
Он связывает философию, психологию, педагогику,
этику, эстетику, определяет структуру
урока.
Педагог при этом
играет огромную роль; обучая, воспитывая,
направляя деятельность учащегося,
корректируя его поведение, активизируя
его эмоциональные и физические силы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Центральный тезис
рассуждений Гербарта - формирование
нравственного человека. Это - ядро
идеи о гармоническом развитии всех
способностей.
Пути достижения
такой гармонии - управление, обучение
и нравственное воспитание.
Особо важное значение
Гербарт отводил воспитывающему
обучению, в ходе которого должен развиваться
многосторонний интерес (эмпирический,
умозрительный, эстетический, симпатический,
социальный и религиозный), основанный
на возбуждении и поддержании апперцептивного
и развитии произвольного внимания.
Гербарт полагал, что
наставник должен считаться с
индивидуальностью личности, находить
в детской душе доброе и опираться
на него.
Им были намечены
шесть практических способов нравственного
воспитания: сдерживающий, направляющий,
нормативный, взвешенноясный, морализаторский,
увещевающий.
Гербарт считал, что
управление должно решать задачу поддержания
порядка. Само по себе управление не воспитывает,
а лишь создает предпосылки для воспитания.
Предлагалась система приемов управления:
угроза, надзор, запрет, приказ, включение
в деятельность и пр. Гербартианская дидактика
охватывает проблематику обучения в узком
смысле слова, а также вопросы воспитания:
«Обучение без нравственного воспитания
есть средство без цели, а нравственное
образование... без обучения есть цель,
лишенная средств».
Гербарту принадлежит
капитальная разработка идеи воспитывающего
обучения, основную задачу которого он
видел в развитии всестороннего
интереса. Интерес определен как интеллектуальная
самодеятельность, вызванная обучением
и приводящая к формированию у ребенка
«собственных свободных душевных состояний».
Обучение Гербарт попытался разделить
на преподавание и учение. Он искал некую
«естественную последовательность» учебного
процесса в виде формальных ступеней.
Были определены
четыре таких ступени: две - по углублению
обучения и две - по осмыслению обучения.
Под углублением подразумевался
выход на новые знания, под осмыслением
соединение этих знаний с уже имеющимися.
На первых двух ступенях особенно важны
такие методы обучения, как наглядность
и беседа. На двух других - самостоятельная
работа ученика и слово учителя. Гербартом
определены три универсальных метода
обучения: описательный, аналитический
и синтетический.
Главенствующая
роль отдавалась аналитическому методу,
при котором надлежало систематизировать
знания учащихся. Все три метода
следовало применять в совокупности.
Объектом его
внимания было гимназическое образование.
Гербартом были определены
четыре ступени учебного процесса:
1. введение нового
материала
2. установление связи
между новым и уже известным
3. обобщение и
формулирование выводов
4. практическое применение
приобретенных знаний.
Наиболее разработанной
в педагогической системе Гербарта
является теория обучения.
Ступени обучения в
системе И.Ф.Гербарта располагаются
в следую-щем порядке: ясность, ассоциация,
система, метод.
Определил три универсальных
метода обучения:
1. главный аналитический,
2. описательный,
3. синтетический
(применять в совокупности).
И.Ф.Гербарт - один из
выдающихся педагогов XIX в., чье учение
и опыт оказали существенное влияние
на практику образования во второй
половине XIX-начале ХХ вв. Гербарт во
многом определил развитие западной
педагогики XIX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая советская
энциклопедия / Под. ред. Прохорова А.М.
т. 6, изд. 3, М.
2. Иванов Е.В. История
образования и педагогической
мысли. Великий Новгород.
3. История педагогики.
Часть 2. С XVII в. до середины
XX в. / Под ред. А.И.Пискунова. М.,
4. Педагогическая
энциклопедия / Под ред. Конрова
И.И., М.,
5. Хрестоматия по
истории зарубежной педагогики.
М.,
6. Хильгенхегер Н.
Иоганн Фридрих Гербарт // Перспективы:
вопросы образования. Мыслители
образования. Т. 2,
7. Школа и педагогическая
мысль Средних веков, Возрождения и
Нового времени. М.,