Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:07, лекция
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
При первом
варианте существуют проблемы следующего
характера. Недостаточная оснащенность
учебных заведений, причем, как школ, так
и ВУЗов необходимым учебным материалом.
Особенно это ощущается в школах, когда
начитка лекций, как в ВУЗе является невозможной.
И речь идет не только об учебниках. Это
карты, таблицы, словари и другой материал,
способствующий лучшему пониманию и усваиванию
материала. Далее, отсутствие поощрения,
достойной оплаты и вознаграждения учителям,
у людей нет охоты работать на такой должности.
Оттого, в таких кадрах наблюдается нехватка
и много учителей пенсионеров преподает.
Все это рождает одну глобальную педагогическую
проблему – отсутствие условий для преподавания
объемного образования, для передачи детям
полных знаний, основательных.
Что касается
проблем морального характера,
то первое, что следует заметить
– подход к форме преподавания.
Известно, что существует 3 метода
изложения материала, и метод
интерактивного общения
Объект
и предмет педагогики
Наука
о воспитании человека
Ребенок
является объектом многих наук,
но каждая из них формирует
в процессе его изучения свой
особый предмет исследования. Закономерностями
детского организма и
Педагогика
объединяет и синтезирует в
себе данные всех естественных
и общественных наук о ребенке
в целом, о законах развития
воспитательных общественных
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя
данное определение педагогики,
можно сказать, что это наука
о законах и закономерностях
воспитания, образования, обучения,
социализации и творческого
Педагогика как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.
Предметом
исследования педагогики
Теории
и научные подходы в
Суть
педагогического мышления
.
Задачи и функции
педагогики
Задачи
педагогики принято делить на
два типа: постоянные и временные.
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.
Закономерные
связи – связи,
Каузальные
(случайные) связи. Основная
Изучение
и обобщение практики, опыта педагогической
деятельности. Профессиональная
2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
4. Задача
внедрения результатов исследований в
практику.
Временные задачи
Их возникновение
диктуется потребностями
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.
Задачи
педагогики определяются
1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;
3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;
4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;
6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;
7) цели формирования
творческой деятельности – развитие особенностей,
задатков, интересов учащихся, умения
их реализовать.
OБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ
Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.
«Культуру можно назвать “памятью мира и общества”».
А. Молье
В наше время пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития,
В мировой
и отечественной практике
В европейской
культуре «знаниевая»
«Культурологическая»
парадигма в большей степени
ориентирует не на знания, а
на освоение элементов
Сущность
«технократической» парадигмы
Альтернативной
технократическому вызову, превращающему
человека в объект манипуляций,
«Педоцентристская»
парадигма понимается как