Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:07, лекция

Описание

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Работа состоит из  1 файл

Семиар№1.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

 При первом  варианте существуют проблемы следующего характера. Недостаточная оснащенность учебных заведений, причем, как школ, так и ВУЗов необходимым учебным материалом. Особенно это ощущается в школах, когда начитка лекций, как в ВУЗе является невозможной. И речь идет не только об учебниках. Это карты, таблицы, словари и другой материал, способствующий лучшему пониманию и усваиванию материала. Далее, отсутствие поощрения, достойной оплаты и вознаграждения учителям, у людей нет охоты работать на такой должности. Оттого, в таких кадрах наблюдается нехватка и много учителей пенсионеров преподает. Все это рождает одну глобальную педагогическую проблему – отсутствие условий для преподавания объемного образования, для передачи детям полных знаний, основательных.  

 Что касается  проблем морального характера,  то первое, что следует заметить  – подход к форме преподавания. Известно, что существует 3 метода  изложения материала, и метод  интерактивного общения является  самым эффективным. В школе  такой метод используется очень редко. Сказывается отношение учителей к своей работе. Не любя ее из-за низкой зарплаты и своей значимости, учителя не понимают важность их работы для будущего всех детей. Так, помимо этого, учителя еще и не заботятся о том, чтоб излагаемый ими материал доходил до учеников в полной мере. То есть, рассказали тему, а поняли ученики или нет, не важно, работа сделана. Что б искоренить эти и многие другие проблемы, нужно стремиться к полному соответствию определения педагогики реальности. Педагогика – это наука о развитии человека, о формировании личности, которая будет правильно реагировать на все внешние раздражители, при отсутствии контроля извне. И именно педагогика определяет, как это правильное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объект  и предмет педагогики 
 

    Наука  о воспитании человека получила  свое название от двух греческих  слов: «пайдос» – «дитя» и «аго»  – «вести». Если переводить  дословно, то «пайдоагос» означает  «детоводитель», то есть тот, кто  ведет ребенка по жизни. Отсюда  логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.

    Ребенок  является объектом многих наук, но каждая из них формирует  в процессе его изучения свой  особый предмет исследования. Закономерностями  детского организма и протекания  физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.

    Педагогика  объединяет и синтезирует в  себе данные всех естественных  и общественных наук о ребенке  в целом, о законах развития  воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

    Педагогика  – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

    Конкретизируя  данное определение педагогики, можно сказать, что это наука  о законах и закономерностях  воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития  человека.

    Педагогика  как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

    Предметом  исследования педагогики является  целостная система воспитания, образования,  обучения, социализации и творческого  саморазвития человека. Теория педагогического  процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

    Теории  и научные подходы в педагогике  не имеют взаимоисключающего  характера; они, скорее, дополняют  друг друга. Как в теории, так  и в практике педагогическое  мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.

    Суть  педагогического мышления состоит  в том, что всеобщие принципы  при любом их практическом  применении модифицируются. Конкретизируясь,  теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется. 
 

    . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Задачи и функции  педагогики 
 

    Задачи  педагогики принято делить на  два типа: постоянные и временные. 

Постоянные задачи 

    1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность. Связи бывают двух типов.

    Закономерные  связи – связи, удовлетворяющие  определенным требованиям. Одно  из таких требований – объективность  связи, т. е. ее независимость от желания, настроения участников педагогического взаимодействия. Важен и причинно-следственный характер связи. Он выражается в том, что результаты педагогического процесса предопределяются строгим набором факторов. Третий важный фактор – всеобщность, т. е. проявление закономерных связей в работе педагога. И, наконец, отмечается повторяемость закономерных связей: их способность воспроизводиться в аналогичных ситуациях.

    Каузальные (случайные) связи. Основная причина  их возникновения – отвлекающие  временные психические состояния школьников.

    Изучение  и обобщение практики, опыта педагогической  деятельности. Профессиональная педагогическая  деятельность – это всегда  творческий процесс. Однако существуют  определенные рациональные средства  эффективного влияния на учащихся. Для этого требуется теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».

    2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.

    3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.

    4. Задача внедрения результатов исследований в практику. 

Временные задачи 

    Их возникновение  диктуется потребностями практики  и самой науки педагогики:

    1) создание библиотек электронных учебников;

    2) разработка стандартов педагогического профессионализма;

    3) выявление типичных стрессов в работе учителя;

    4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;

   5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;

    6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик.

    Задачи  педагогики определяются педагогическими  целями. Среди всего многообразия  педагогических целей выделяют:

    1) цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;

    2) цели общественные – формируются в виде потребностей, интересов и общественного мнения различных групп людей;

    3) цели инициативные – цели, разрабатываемые непосредственно педагогами-практиками и имеющиеся у их воспитанников;

    4) цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;

    5) цель организационная – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции;

    6) цель методическая связана с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности;

    7) цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать. 
 

OБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 

Педагогические  проблемы имеют большое жизненное  и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

 «Культуру  можно назвать “памятью мира  и общества”».

 А. Молье

 В наше  время пришли к осознанию того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития,

 В мировой  и отечественной практике парадигмы  образования складывались и разрабатывались  на протяжении веков. К ним  относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

 В европейской  культуре «знаниевая» парадигма  имеет самую длительную историю.  Она влияла на определение  образовательных задач во взаимосвязи  со становящимся практическим и теоретическим опытом человека.

 «Культурологическая»  парадигма в большей степени  ориентирует не на знания, а  на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В  связи с развитием культуры  и общества спектр элементов  постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.

 Сущность  «технократической» парадигмы проявляется  в своеобразном мировоззрении,  основными чертами которого являются  приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. 

 Альтернативной  технократическому вызову, превращающему  человека в объект манипуляций,  стала гуманистическая традиция. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.

 «Педоцентристская»  парадигма понимается как альтернатива  «детоцентрист-ской».

Информация о работе Педагогика как наука