Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:47, лекция

Описание

В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не могут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Содержание

1.Становление педагогики как науки.
2. Объект, предмет и задачи педагогики, ее основные категории.
3.Система педагогических наук.
4.Связь педагогики с другими науками.

Работа состоит из  1 файл

лекция по педагогике.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)

Лекция  на тему: «Педагогика как наука»

Дисциплина: «Теория и практика воспитательной деятельности»

План:

1.Становление  педагогики как  науки.

2. Объект, предмет и задачи педагогики, ее основные категории.

3.Система  педагогических наук.

4.Связь  педагогики с другими науками. 

  1.Становление педагогики как науки .

    В XVI—XVII вв. педагогика и школьное дело развиваются в условиях перехода от феодализма к новой общественно-экономической формации — капитализму. В недрах феодального общества зарождаются новые общественные и духовные ценности, новые подходы к воспитанию и образованию. Растет критика сословной школы, общее недовольство состоянием образования, его оторванностью от жизни. Вопросы образования не могут не волновать философов, представителей науки, культуры. В этот период появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Начиная с конца XVI в. наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая плеяда блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.

    Самый яркий представитель педагогической мысли XVI в. — Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, так как он первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания. Для Коменского характерна глубокая вера в просвещение, с помощью которого, по его мнению, можно добиться полного благоденствия народов, устранить войны, улучшить нравы, изжить рознь между имущими и неимущими.

В развитии просвещения  отводил решающую роль школе, где  дело воспитания юношества должно быть поручено «мужам мудрым, благочестивым  и почетным». Недостаточно открыть  школы и найти достойных людей. Необходимо иметь четкую цель воспитания, в совершенстве владеть его методами. По Коменскому, цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни лежит в познании внешнего мира, и умении владеть вещами и самим собой. Выделял три составные части воспитания:

  -научное образование (умственное воспитание);

  -нравственное воспитание (управление собой);

  -религиозное воспитание (стремление к Богу).

Исходя из многолетних  наблюдений и своего педагогического опыта, Коменский выделил шесть типов способностей у детей и соответственно различные методы работы учителя:

  -дети с острым умом, стремящиеся к знаниям (им не следует позволять торопиться);

  -дети, обладающие умом, но медлительные (нуждаются в постоянном «пришпоривании»    со стороны учителя);

  -дети, стремящиеся к знаниям, но упрямые и своевольные (если их воспитывать, из них получаются выдающиеся личности);

  -дети, послушные и любознательные, но инертные (нуждаются в поддержке и доброжелательном отношении учителя);

  -дети тупые, равнодушные и вялые (требуют от учителя большого терпения);

  -дети тупые, с извращенной и злобной натурой (при условии преодоления учителем упрямства они небезнадежны). 

2.Объект, предмет и задачи педагогики, ее основные категории.

   Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личностипротиворечия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

   Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная. Аналитическаяфункция характеризует решение следующих задач педагогической науки:

1) теоретическое  изучение, описание и объяснение  сущности, противоречий, закономерностей,  причинно – следственных связей  процесса воспитания;

2) анализ, обобщение,  интерпретация и оценка педагогического  опыта.

   Прогностическая функция:

1) обеспечение  научно – обоснованного целеполагания,  планирования и развития системы  воспитания;

2) обеспечение  эффективного управления образовательной  политикой.

   Проективно – конструктивная функция:

1) разработка  новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

2) внедрение  результатов педагогических исследований  в практику;

3) научно –  методическое обеспечение управления образовательными структурами.

   Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,  умения,  способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы,  словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие  на  человека  со  стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный,               целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний,  умений, способов творческой деятельности,  а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле,  включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это  процесс  и  результат воспитательной  работы,  направленной  на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение -  это  специально  организованный,  целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков,  развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Образование - это,  с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности,  в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания,  т.е.  тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а  также  личностных  качеств,  которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.

Развитие самое широкое  понятие,  характеризующее  становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке,  в  ходе которого  человек совершенствует имеющиеся свойства,  качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.

Уже понятие  «формирование». Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).

Еще уже понятие  «социализация». Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер.  

3 Система педагогических наук

   Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

   Философия – фундамент педагогики, в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.          История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений.

   Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

   Дошкольная и школьная педагогика – подсистема возрастной педагогики.

Здесь изучают  закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогическими проблемами взрослых.

   Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих.

   Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых.

   Олигофренопедагогика – занимается вопросами обучения и воспитания умственно отсталых.

   Педагогика развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Философские науки  помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым, помогая корректировать направленность воспитания.

   Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека – развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

   Психология изучает закономерности развития психики человека. 
 

4. Связь педагогики с другими науками

    Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

   Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

   Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

   Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Информация о работе Педагогика как наука