Педагогика як наука та мистецтво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание

Педагогическая действительность - это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука - это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Содержание

Введение - 3

1. Признаки и особенности педагогики и науки - 4

2. Педагогика как наука - 9

3. Педагогика как искусство - 15

4. Педагогика как наука и искусство - 18

Заключение - 21

Список литературы - 22

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

План 

Введение                                                                               -  3

1. Признаки и особенности педагогики и науки            -  4

2. Педагогика как наука                                                      -  9

3. Педагогика как искусство                                              - 15

4. Педагогика  как  наука  и  искусство                            - 18

 Заключение                                                                         -  21

  Список литературы                                                             - 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

   Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика - это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и т.д.

   Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки - научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

   Педагогическая действительность - это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука - это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме. 
 
 
 

1. Признаки и особенности  педагогики и науки. 
 

   Слово «педагогика» происходит от греческого «пайдагогос», что означает буквально «детоведение, детовождение». Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как особая наука о воспитании и обучении детей трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

   Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Современное определение педагогики: педагогика - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

   Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование, обучение.

   Для того чтобы выяснить, что такое педагогика необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи. В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения науки, ее функций, объекта и предмета.

   Наука - это сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

   Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой. Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность.

Цель  науки - описание, объяснение и прогнозирование  процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов.

   Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

   Объект науки - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

  Предмет науки - наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной науки.

Педагогика  в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений связанных с развитием индивида - воспитание как сознательно целенаправленно осуществляемый процесс.

   Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса; целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

   Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

   Процесс получения в педагогике знаний, отображающих действительность в теоретическом или эмпирическом знании, принципиально не отличается от того, что происходит в таких науках, как физика или история. Но педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого, хотя бы и самым достоверным. От нее требуется влиять на педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать ее. Поэтому в ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между разными дисциплинами: научно-теоретическая и конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная). Научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как физика, химия, биология; конструктивно-техническая - техническим наукам, медицине и т.п. В педагогике же эти функции совмещаются.

  Педагогику нельзя характеризовать только как теоретическую или только как прикладную науку. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. В результате получаются знания об успешности или не успешности работы учителей по новым учебникам, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, о составе, функциях и структуре содержания образования и т.п.

Задачами  педагогики являются:

- научное  обоснование развития системы  образования, содержания образовательного  процесса;

- исследование  сущности, структуры, функций педагогического  процесса;

- выявление  закономерностей и формирование принципов процесса обучения  

   и воспитания людей;

- разработка  эффективных форм организации  педагогического процесса и 

   методов его осуществления;

- разработка  содержания и методик самообразования  и самовоспитания 

  людей;

- исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей

  формирования и развития его профессионального мастерства;

- разработка  методологических проблем педагогики, методик ее 

  исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и

  воспитания.

   Педагогика, как и любая наука, имеет свою структуру, состоящую из отдельных взаимосвязанных компонентов.

   Педагогика включает в себя совокупность педагогических дисциплин.

   Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

   Пенитенциарная педагогика (педагогика исправительно-трудовых учреждений) - занимается вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей.

   Превентивная педагогика - изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи.

   Возрастная педагогика - занимается вопросами воспитания и обучения людей разных возрастных групп.

   Специальная педагогика - занимается проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями (тифлопедагогика - обучение и воспитание слабовидящих и слепых; сурдопедагогика - обучение и воспитание детей с дефектами слуха; олигофренопедагогика - работа с умственно отсталыми; логопедия - педагогика постановки речи).

   Этнопедагогика (народная педагогика) - занимается традиционными народными методами и приемами обучения и воспитания.

   Религиозная педагогика - рассматривает вопросы воспитания и обучения

подрастающего поколения в религиозных традициях (христианство, ислам,

иудаизм и т.д.).

   Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Педагогика как наука. 

       Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

       Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

     Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения.

   Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики, следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

   Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

   Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история - как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология - в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

Информация о работе Педагогика як наука та мистецтво