Педагогика як наука та мистецтво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:14, контрольная работа

Описание

Педагогическая действительность - это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука - это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Содержание

Введение - 3

1. Признаки и особенности педагогики и науки - 4

2. Педагогика как наука - 9

3. Педагогика как искусство - 15

4. Педагогика как наука и искусство - 18

Заключение - 21

Список литературы - 22

Работа состоит из  1 файл

Педагогика.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

4. Педагогика  как наука и искусство. 

   Взаимосвязь педагогики-науки и  педагогики-искусства объективна, соответствует  основному назначению этой отрасли  человекознания - знать и уметь  развивать, образовывать и формировать  личность.

   Педагогика рассматривается как наука и искусство. Наука потому, что имеет свой предмет (целостный педагогический процесс); обширную информацию о нем; понятийный аппарат, свидетельствующий о степени систематизированности имеющейся информации; описание закономерностей, характеризующих целостный педагогический процесс. Педагогика - это наука и потому, что неотъемлемой ее частью является педагогическое прогнозирование. Как наука она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного педагогического процесса (педагогическая теория).

   Многие теоретики педагогики, следуя принципам классификации наук, установленным немецкими философами В. Виндельбандом и Г. Риккертом, относят педагогику к так называемым нормативным наукам. Причина этого - особенности познанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических процессов. Это затрудняет их применение для конкретного прогнозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен, школа должна, ученик должен»), но не обеспечивает достижение этой нормы научной поддержкой.

Поэтому не снимается с повестки дня вопрос о соотношении науки и педагогического  мастерства. Нормы, даже установленные  на основе анализа сущностей педагогических явлений, - это всего лишь абстрактные истины.

Наполнять их живым смыслом будет думающий творческий педагог. Теория -

это абстракция, ее применение - всегда высокое искусство.

   Понимание педагогики как искусства воспитания продержалось многие столетия; нельзя утверждать, что от него полностью отказались и сегодня. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867г., К.Д.Ушинский подчеркивал: «...педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности...  

   Педагогика - не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека».

   Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения теории и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом - успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами.

    Педагогика - это искусство, рассматриваемое как высокая степень педагогического мастерства, т. е. педагогических умений, основанных на педагогических убеждениях, ядром которых являются педагогические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные, вызывающие уверенность в правильности принятых решений и готовность действовать в соответствии с ними. Педагогическое искусство - это реализация

педагогической  теории на практике на высоком уровне педагогического

мастерства.

   Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качества воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, многие важные научные знания не востребованы практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой сохраняется и по некоторым направлениям достигает 10-15 лет.

   Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

   Педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний  спор о том, что такое педагогика - наука или искусство, разбивается  о практику. Испытание практикой  подтверждает многократно: без глубокого  знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

1. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. / Ю. К. Бабанский, 

   В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд.,  

   доп. И  перераб. – М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Євнух М.Б., Сердюк О.П.  Соціальна  педагогіка. Підручник.- К: МАУП,  

    2002.- 232 с.

3. Зайченко І.В.  Педагогіка. Підручник. - К: КНТ, 2008.- 528 с.

4. Канська А.Й.  Соціальна  педагогіка. 4-те вид. Підручник. – К: ЦУЛ,

    2006. – 486 с.

5. Лемківський  М.О.  Історія  педагогіки.  Навч. Посібник. – К: Мрія,

      2005. – 190 с.  

6.  Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. - 351c.

7. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - 410c.

8. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997. - 352c.

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов ун-тов и пед.   

    Ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Шк., 1990. – 576 с.

10. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М.,

   1980.- 145с.

Информация о работе Педагогика як наука та мистецтво