Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:10, реферат
АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г.,
почетный член РАО с 21 марта 1993г.,
действительный член РАО с 30 мая 2001 г.
Реферат
педагогике на тему:
«Педагоги-новаторы:
Выполнила студентка заочного отделения
Социальной
педагогики
Введение
АМОНАШВИЛИ Шалва
Александрович (родился 8 марта 1931г., в
г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог
и психолог, доктор психологических наук
(1973), профессор. (1980) руководитель Центра
Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной
педагогики при МГПУ, научный руководитель
экспериментальных школ в Москве, Петербурге,
Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других
городах. Член-корреспондент АПН СССР
с 23 мая 1985 г., действительный член АПН
СССР с 27 января 1989г.,
почетный член РАО с 21 марта 1993г.,
действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит
в Отделении психологии и возрастной физиологии.
После окончания
Тбилисского ун-та (1955) работал в
НИИ педагогики МП Груз. ССР
(в 1983—91 — директор), с 1987 —
ген. директор эксперим. научно-пед.
производств, объединения MHO Грузии.
С 1964 руководит экспериментом по определению
нового содержания, форм и методов нач.
обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет
в условиях школы. Система воспитания
и обучения А. — “педагогика целостной
жизни детей и взрослых” — строится на
началах гуманности и веры в ребёнка, на
основе воспитания творчеством и сотрудничества
педагогов с детьми. Задача школы — опираясь
на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные
формы саморазвития, превратить шк. занятия
в “уроки счастья жизни”, познания, общения,
взросления.
Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий
факультет Тбилисского университета.
В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент
в школах Грузии, имевший широкий отклик
по всему миру в силу обоснования нового
научного направления, которое обрело
известность под названием "Гуманно-личностный
подход к детям в образовательном процессе".
Его система «Школа жизни» рекомендована
Министерством образования РФ для применения
на практике. Принципы гуманной педагогики,
разрабатываемые Шалвой Александровичем
Амонашвили, понятны и близки всем творчески
работающим педагогам, которые хотят избавиться
в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной
педагогики.
Сам Шалва Александрович
утверждает, что всем принципам гуманно-личностного
подхода к ребенку, он научился у
классиков мировой педагогики –
К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша
Корчака, А.С. Макаренко и у многих других.
Что, собрав разноцветные кирпичики их
опыта, он только объединил их в единое
целое. Отдадим дань скромности Шалве
Александровичу, но отметим, однако, что
для того, чтобы в разрозненной в веках
педагогической мозаике увидеть целостную
картину, нужно быть не только высокообразованным
специалистом, но и обладать уникальным
качеством синтеза. Именно благодаря тому,
что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец,
обладает редчайшим даром синтетического
мышления, ему удалось создать прочный
монолитный фундамент, на котором выстроена
новая философия педагогики, получившая
название гуманной.
Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.
В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.
Его
перу принадлежат десятки
Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.
Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.
Публикации:
Основы формирования навыков письма и
развития письм. речи в нач. классах, Тб.,
1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети!, М., 1983;
Воспитат. и образоват. функция оценки
учения школьников, М., 1984;
В школу — с шести лет, М., 1986; Как живете,
дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа педагогического
процесса, Минск, 1990.
«Педагогическая симфония», «Школа жизни»,
«Созидание человека» и др. Создатель
и руководитель Издательского дома Шалвы
Амонашвили совместно с академиком, членом-корреспондентом
РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию
гуманной педагогики».
Влияние личных качеств учителя в системе обучения детей младшего школьного возраста
Шалва Александрович Амонашвили в пособии для учителей "Здравствуйте, дети!" обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.
"Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания" - пишет Ш. Амонашвили в предисловии.
Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили " В школу – с шести лет". Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
Стремится быть
таким учителю очень важно. Он
– посредник между ребенком и
духовными ценностями прошлых и
современных поколений. Эти ценности,
знания, морально-этические нормы
не доходят до детей в стерилизованном
виде, а несут в себе личностные
черты учителя, его оценки. Гуманный педагог,
приобщая детей к знаниям, одновременно
передает им свой характер, предстает
перед ними, как образец человечности.
Для ребенка знания не существуют без
учителя, только через любовь к своему
учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает
моральные ценности общества. В младшем
школьном возрасте самый высокий авторитет
для детей – учитель.
Установление гуманных отношений в процессе обучения
Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.
Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
А. предлагает организацию
такой дет. жизни, которая помогает
взрослому направить энергию
ребёнка на продуктивные занятия.
Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе
А.— способность радоваться успехам других,
готовность прийти на помощь. Отношения
между ст. и мл. детьми организуются путём
шефской помощи дет. саду, нач. классам
и пр. Отменены балльные оценки, не допускается
сравнение детей друг с другом. Обучение
начинается сразу на неск. доступных учащимся
уровнях, напр., обучение чтению — от беглого
чтения до знакомства с буквами. Ученики
соучаствуют в построении урока, в составлении
заданий, собств. учебника, в планировании
ответов и т. п.
Управление обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов.
Содержание обучения и воспитания, т. е. база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. В таком случае будет устранена возможность возникновения нежелательных конфликтов, которые, могут проявиться в многообразных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах авторитарных педагогических мер, направленных на устранение этих мешающих нормальному функционированию учебно-воспитательного процесса конфликтов и противоречий, на принуждение школьника выполнять свой долг, на восстановление порядка и т.