Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:10, реферат
АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (родился 8 марта 1931г., в г. Тбилиси (Грузия)). Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973), профессор. (1980) руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах. Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 г., действительный член АПН СССР с 27 января 1989г.,
почетный член РАО с 21 марта 1993г.,
действительный член РАО с 30 мая 2001 г.
Возвысить школьника до педагогически организованной среды, которая потребует от него активности преднамеренно запланированного содержания, возможно. По мнению Ш. Амоношвили, путем максимального учета развивающихся потребностей и потенции личности ребенка, стремящейся быть самостоятельной и независимой, путем специальных форм и способов управления учебно-воспитательным процессом, помогающих ребенку осознать себя как личность и направляющих его на самостроительство своего внутреннего мира. Школьник постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются.
В обучении управление школьной жизнью учащихся с их же позиции осуществляется методическими приемами, которые ставят учащихся в ситуации свободного выбора и самостоятельного принятия решений. Ш.А. Амоношвили приводит следующие примеры:
Учащимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов. В таких случаях обычно педагог обращается к ним в следующей форме: «Домашнее задание сегодня я вам не задам. Если кто хочет, путь сам задаст себе задания, а завтра покажет нам». На другой же день педагог заинтересованно выясняет, кто какое задание выполнял и почему, одобряет усердие детей и т. п.
«Предлагаю вам два стихотворения о весне разных авторов,— обращается педагог к учащимся.— Давайте выберем, какое из них выучить наизусть» Учитель читает оба стихотворения, учащиеся обсуждают их. Обычно для заучивания часть детей выбирают одно стихотворение, а часть — другое и объясняют свой выбор.
«По установленному
плану на изучение этой темы
мы должны затратить пять
Предложенные в таких коллегиальных формах учебно-познавательные задачи учащимися принимаются легко, охотно; они становятся личностно значимыми для детей, способствуя тем самым их активному, заинтересованному участию в выполнении педагогически запланированных целей.
Ш.А.Амоношвили считал, что нужно постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого школьника. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методического подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи школьника как его неспособность и реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувствием, но без ориентировки на их обязательное преодоление в будущем негуманно по отношению к личности ребенка.
Как реально следует выражать убежденность в возможности и перспективы школьника и вселять в него веру в свои силы? Важно постоянно внушать классу в целом и каждому школьнику в отдельности, что все они способны и могут преодолеть трудности учения. В процессе индивидуальной работы Ш.А.Амоношвили подходит то к одному, то к другому ученику, особенно к тем, которые нуждаются в помощи, дает советы, тихо ободряя: «Да, я так и думал: конечно, ты можешь!», «По-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справляешься!», «Эту задачу я приготовил специально для тебя, она чуть посложнее предыдущей... Оказывается, какой ты у нас способный!», «Эта работа не будет для тебя трудной, ты выполняешь куда более сложные!» и т. д. Иногда можно раздать учащимся пакеты с индивидуальными заданиями (на каждом написав имя и фамилию школьника) и сказать: «Я для каждого из вас приготовил разнообразные задания. Они сложные, некоторые даже очень. Но, зная ваше упорство и способности, надеюсь, что вы справитесь с ними. Для выполнения этих заданий даю вам неделю!» Ссылка педагога на силы и возможности школьников, выраженная так убежденно, способствует мобилизации их стремления и упорства оправдать надежды учителя и выполнить задание.
Позитивное выражение
педагогом своих огорчений из-
Какие
причины могут породить
В экспериментальном
обучении Ш.А.Амонашвили недопустимы такие
антипедагогические меры, которые, подчеркивая
успехи или неудачи школьника, вычленяют
его из детского коллектива и противопоставляют
ему, например: «Смотрите, какой он у нас
способный, он — моя гордость, он лучше
всех вас, умнее всех, берите с него пример!»
и т. д. Цель воспитательных воздействий
заключается в том, чтобы научить весь
детский коллектив с доверием относиться
к каждому своему члену, верить в перспективы
каждого и радоваться успехам своего товарища,
повышая требовательность к нему; воспитывать
способность к сопереживанию и поддержке,
потребность спешить на помощь попавшему
в беду товарищу. Видеть и понимать другого,
быть оптимистически настроенным к возможностям
и способностям каждого, творить добро
друг для друга — суть содержания гуманных
межличностных отношений в классном коллективе.
А вера педагога в ребенка приобретает
действенную, преобразующую силу тогда,
когда учитель критически оценивает свой
педагогический труд, изыскивая эффективные
пути взращивания души и сердца своих
питомцев.
Вопросы педагогу
У учащихся возникает много познавательных вопросов, на которые часто они не находят ответа. Педагог поощряет детей задавать ему подобные вопросы. В одних случаях он указывает школьникам, в каких источниках можно найти ответы на них, в других же записывает вопрос, обещая просмотреть необходимую литературу, а на одном из уроков объявляет, что готов дать исчерпывающий ответ.
Ученики должны чувствовать, с какой ответственностью и серьезностью относится учитель к их вопросам. Ответы учителя должны способствовать, во-первых, дальнейшему развитию интересов детей, во-вторых, возвышению авторитета и достоинства каждого из них.
И форма ответа, и само его содержание, и тон педагога должны глубоко затрагивать чувства детей. В экспериментальном обучении Ш.А.Амоношвили отчетливо проявлялось возрастание познавательных интересов школьников к явлениям действительности, вопросы их становились содержательными и многосторонними.
Заключение (от Ш.А. Амонашвили)
Считаю, что первый
манифест педагогов-экспериментаторов
под названием «Педагогика
Разумеется, общественное педагогическое
сознание не может кардинально измениться
за такой малый исторический период, но
я полагаю, что грядущие десятилетия пройдут
под знаком идей гуманной педагогики,
идей педагогики сотрудничества, идей
педагогики ненасилия – тем, что назову
Добрым Воспитанием.
Если же задаться вопросом, что произошло
в моей жизни, то могу сказать: очень и
очень многое.
Во-первых, я смог гораздо глубже познать
самого себя и благодаря этому увидеть
то, о чем раньше не знал и не догадывался.
И сейчас я могу свободно говорить о том,
что вижу в педагогике Четвертое измерение,
ее духовность. Могу говорить и о том, что
каждый учитель должен иметь веру, веру
добровольную – в высшие силы, в Бога,
во все то самое высокое и прекрасное,
чем наполнены идеалы человечества. Без
этой высшей веры учитель не может идти
к детям.
Во-вторых, я очень рад тому, что за эти
годы сумел увидеть ребенка в совершенно
новых для меня ипостасях, более глубоко
и многогранно; сумел прочувствовать,
что каждый ребенок приходит в наш мир
не случайно, что в его явлении заключены
судьба, миссия, смысл его и моей жизни.
Отсюда возникли иные подходы к содержанию
образования, к учителю и к будущему нашего
общества.
В-третьих, мне удалось создать в России
Издательский дом (Издательский дом Шалвы
Амонашвили), который специализируется
на издании “Антологии гуманной педагогики”.
Скоро увидит свет сороковой том этой
серии уникальных текстов для учителя.
Горжусь тем, что этот проект с самого
начала получил благословение Симона
Львовича Соловейчика и дружескую поддержку
совсем молодой тогда газеты «Первое сентября».
В-четвертых, по приглашению ректора Московского
городского педагогического университета
я возглавил Лабораторию гуманной педагогики.
Несмотря на свою молодость, эта лаборатория,
как мне кажется, уже смогла обрести добрую
силу: вокруг нас объединяются школы, учителя,
студенты; возник мой авторский мастер-класс.
А в марте 2002 года нам удалось провести
Первые международные педагогические
чтения, посвященные гуманной педагогике.
В-пятых, я написал трактат о гуманных
основах начального образования и назвал
его «Школа жизни». В дальнейшем, думается
мне, нам удастся распространить ее основные
идеи на средние и старшие классы. О чем
мой трактат? О системе гуманно-личностного
подхода к детям (соответствующая программа
рекомендована Министерством образования
РФ). Это дало мне возможность открыть
экспериментальные школы в Тюмени, Нижневартовске,
Санкт-Петербурге, в Москве.
Кстати, 200-я московская, где директором
М.И. Шишова, до начала нашего сотрудничества
считалась в Ясеневе школой выравнивания
– школой для отстающих. Все близлежащие
учебные заведения загоняли туда детей,
от которых желали избавиться. Мы заявили,
что не признаем таких школ и не верим
в то, что существуют отстающие дети. Практика
укрепила нашу веру: после знакомства
с этими детьми выяснилось, что им жизненно
необходимо не «выравнивание», а общение
на основе идеалов доброты, душевной чуткости,
уважения, личностного подхода. Через
два года детей и школу было не узнать:
учительский коллектив прошел мои семинары,
кардинально изменились и отношение взрослых
к детям, и атмосфера во всей, а не только
в начальной школе.
Сегодня мы получаем очень интересные
результаты в начальных классах. В чем
их суть? Наверное, и в том, что дети своими
знаниями значительно превосходят те
нормы, которые определяются ныне действующими
программами и стандартами. Но для меня
главный результат – духовный рост детей,
которым никто, кроме нас, даже не интересуется.
А состоит он в том, что ребенок становится
равноправным соучастником образовательного
процесса – именно образовательного,
а не обучающего! «Равноправным соучастником»
– значит в определенной степени и методистом,
и учителем, и ученым. Эти разнообразные
ролевые позиции позволяют ребенку раскрывать
в самом себе глубинные мотивы познания,
мотивы жизни. Сама школа становится местом,
где аккумулируется жизнь детей.
Духовной основой
деятельности Центра Гуманной Педагогики
являются гуманные начала, приемлемые
для каждого человека. Поэтому
к сотрудничеству с Центром Шалва Александрович
приглашает всех учителей, кому дороги
идеалы добра, красоты и знания. В его Центре
сегодня действуют конференции, педагогические
чтения, семинары, дни открытых дверей
школ, раскрывающие уникальный опыт гуманно-личностного
подхода к ребенку.
Из работ Ш.А.
Амонашвили
“Стремясь познать тайну детской души,
педагогического мастерства и науки педагогики,
буду видеть в каждом ребенке своего учителя
и воспитателя”.
“Ребенок живет
по своим законам, нельзя ему иначе
жить”.
“Действительно
гуманная педагогика – это та, которая
в состоянии приобщить детей
к процессу созидания самих себя”.
“Воспитание ребенка
в действительности означает воспитание
жизни в ребенке. Учитель должен
воспитывать не ребенка, а жизнь
в ребенке”.
Учитель! Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его
души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов
для встречи с ним в ребенке!
Литература