Планирование работы школы. Перспективные, текущие и оперативные планы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:31, реферат

Описание

Педагогическая деятельность целенаправленна. Организация педагогического труда предполагает высокий уровень педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в школе, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда — труда руководителей школы, педагогического труда — труда учителей и учебного труда — труда учащихся.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы.

Содержание

Введение3
Планирование работы в школе как функция управления в школе4
Перспективный план работы в школе8
Текущий план работы в школе10
Оперативный план работы в школе11
Заключение12
Список литературы………………………………………………...…13

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 35.86 Кб (Скачать документ)

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ

ОТДЕЛЕНИЕ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование  работы школы.

 Перспективные,  текущие и оперативные планы

Реферат

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 4 курса гр. 05.19-1002

Аскарова Фирюза Фанисовна

 

 

Научный руководитель:

проф. Габдулин Габдулхан Габдулович

 

 

 

Оглавление

 

Введение3

Планирование  работы в школе как функция  управления в школе4

Перспективный план работы в школе8

Текущий план работы в школе10

Оперативный план работы в школе11

Заключение12

Список литературы………………………………………………...…13

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Педагогическая деятельность целенаправленна. Организация педагогического  труда предполагает высокий уровень  педагогической культуры, в первую очередь наличия порядка в  школе, четкой регламентации труда  всех работников, применения рациональных методов управленческого труда  — труда руководителей школы, педагогического труда — труда  учителей и учебного труда — труда  учащихся.

Процесс управления любой  педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и  планирование (принятие решений). Совершенствование  целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного  развития, движения педагогической системы. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так  как являются отражением общих целей  и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать  деятельность как педагога, так и ученика. Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры ответственности. Целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; ее место в общешкольном плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; итоговый анализ; коррекцию выполнения программы.

Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требований целевой направленности. В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы. План должен быть кратким, четким и ясным.

 

 

Планирование  работы в школе как функция  управления в школе

Процесс управления любой  педагогической системой предполагает постановку целей и планирование принятие решений. Совершенствование  целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного  развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей  точностью установить, когда у  воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных  отношениях, но планирование позволяет  прогнозировать основные условия, этапы  становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную  ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность как педагога, так и ученика. Цель управленческой деятельности — это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении "дерева" целей управления необходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель представить в виде ряда конкретных частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей. Такое понимание целеполагания предусматривает переход к комплексно-целевому планированию, позволяющему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа — не упрощенная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3–4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллективом школы.

Такая целевая программа  должна содержать краткое описание состояния проблемы; указание ее места  в общешкольном плане; генеральную  цель, систему задач; показатели достижения целей. В ней должны быть определены сроки, исполнители, информационное обеспечение  управления процессом решения задач, формы контроля за ходом выполнения программы; показаны пути коррекции выполнения программы.

Цель функционирования педагогической системы в динамике усложняется, отражая тем самым и сложность  деятельности, направленную на ее достижение. Трудно точно определить границы  цели на каждом этапе «дерева» целеобразования, но четкое представление о его  структуре помогает руководителю школы, учителю и ученику принимать  целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы  воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам  избежать многих ошибок и отрицательных  явлений. Обоснованный план позволяет  наметить общие перспективы и  конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся  лишь как к административному  требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками  составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может  быть ориентиром в деятельности. Эффективность  достигаемых результатов и успех  любой деятельности во многом зависят  от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

— направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

— прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

— координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;

—   контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может  контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко  проверить, насколько он соответствует  действительности; более того, уровень  и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

— репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы»

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

1)  Целенаправленность  плана, то есть планируемое  содержание и формы работы, предусматривает  реализацию конкретных целей  и задач. Каждое дело, действие  должно способствовать решению  поставленных задач. В зависимости  от цели каждая форма работы  имеет свою специфику в ее  использовании.

2) План ориентирован на  реализацию потребностей и интересов  детей, на их развитие, что предполагает  учет предложений школьников  и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3) План — это результат  совместного творчества педагогов,  учащихся, родителей.

4) План работы предусматривает  связь воспитательного процесса  с жизнью общества, практической  деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для  применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б) отражение основных событий  страны в жизни коллектива;

в) включение детей в  активную деятельность, преобразование окружающей среды,

5) Ориентация на комплексный  характер планов, что предполагает:

а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6) положительное влияние  на разные стороны, свойства  личности;

в) включение школьников в разные виды деятельности;

г) целостность воздействия  на сознание, чувства, поведение детей.

6)  План предусматривает  создание условий для выбора  учащимися различных видов, форм  деятельности, своей позиции в  планируемой работе.

7)  При планировании  необходимо обеспечить преемственность  содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть  перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность  плана, обоснованность планируемой  работы, что предполагает учет  особенностей каждого ученического  и педагогического коллектива, уровня  их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность  планируемой работы в соответствии  с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная  насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

— составление педагогами проекта плана (его контуров);

— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

— внесение педагогом корректив  в первоначальные замыслы, проект плана  с учетом результатов коллективного  планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

Планирование в управлении школой выступает, таким образом, как  принятие решения на основе соотношения  данных педагогического анализа  изучаемого явления с запрограммированной  целью. Принимаемые решения могут  быть рассчитаны на дальнюю перспективу, а могут быть направлены на решение текущих, оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

 

 

Перспективный план работы в школе

Перспективный план работы школы составляется на 3-5 лет. Сроки  планирования определяются целями планирования. Перспективное планирование должно соответствовать срокам развития образования  в стране, годовое- цикл управления, т.е. с 1 сентября по 1 сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. Перспективный план согласуется с планами районного Отделами Образования и составляется на 1-е января текущего года. Перспективный план развития школы предусматривает направления деятельности школы с учетом работы районных отделов образования. Этот план не должен быть слишком детальным, его задача — наметить важнейшие ориентиры, главные вехи функционирования и развития школы на определенный период.

В перспективном плане  следует отразить:

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы института повышения квалификации и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5. Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое место в перспективном  плане следует отвести системе  повышения квалификации учителей. В  перспективном плане следует  расписать все основные темы по педагогике, психологии и отдельным предметам  по годам, наметить создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию  и т.д. Таким образом, перспективный  план работы школы обеспечивает распределение  сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

Информация о работе Планирование работы школы. Перспективные, текущие и оперативные планы