Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:30, контрольная работа
Современная Россия – это молодое развивающееся государство. За последние 20 лет она претерпела ряд изменений: в политической системе – складывание демократических тенденций, в экономике перешла к рыночным отношениям. Следует отметить еще один фактор развития нашей страны, Россия постепенно переходит к информационному обществу, где важную роль играет сфера услуг. Одной из самых распространенных видов услуг являются образовательные услуги. Большие изменения претерпевает наша современная система образования. Наряду с государственными образовательными учреждениями создаются негосударственные, появляется широкая сеть учреждений дополнительного образования, различные учебные центры, которые предоставляют платные образовательные услуги.
Введение………………………………………………………………...……….……3
1. Понятие «образовательные услуги»………………………………………….…..4
2. Классификация платных образовательных услуг…………………….……...….7
3. Порядок предоставления платных образовательных услуг…………..……….11
Заключение………………………………………………………………….…...….17
Литература………………………………………………………………..…………18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Платные образовательные услуги
Челябинск, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «образовательные услуги»………………………………………….…..4
2. Классификация платных образовательных услуг…………………….……...….7
3. Порядок предоставления платных образовательных услуг…………..……….11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современная Россия –
это молодое развивающееся
Последнее десятилетие
связано с тем, что происходят
резкие и кардинальные изменения
в системе образования: введение
ЕГЭ, переход к профильному
Данные услуги являются типичным источником внебюджетных доходов, оказываются многими ОУ, в связи с чем занимают значимое место в системе приносящей доход деятельности по реализации товаров, выполнению работ и оказанию услуг.
Цель – изучить спектр платных образовательных услуг
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Современное общество невозможно
представить без развитой системы
образования. Широкая система
В толковом словаре юридических терминов услуга определяется как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение - услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора.
По определению, принятому
20-ой сессией Генеральной конференци
В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства».
Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения».
Таким образом, можно заключить, что образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.
С.В. Куров под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность, осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности.
А.В. Белозеров определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».
Интересна и актуальна позиция Скрипака Е.И., который рассматривает «образовательные услуги» как «экономическая категория», которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами подменяется более узким понятием "платные образовательные услуги"». Это положение он объясняет спецификой современных российских условий: отсутствие сформированных полноценных субъектов инвестирования в человеческий капитал, механизмов реализации экономической ответственности за его формирование и накопление, сокращение бюджетных расходов на образование без пересмотра социальных обязательств государства, отсутствие полноценного финансового рынка и механизмов кредитования и т.д.
Таким образом, под категорией «платные образовательные услуги» стоит рассматривать как услуги, предоставляемые образовательными учреждениями не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами на возмездной основе.
2. Классификация образовательных услуг
Для определения специфики оказания платных образовательных услуг обратимся к существующим классификациям образовательных услуг.
На сегодняшний день нет единой системы классификации, но можно выделить несколько оснований для классификации.
1. По характеру задач можно выделить общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу.
- общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. В большей мере применяется для подготовки детей к школе.
- профессиональные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
К группе общеобразовательной программы можно отнести:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего (полного) общего образования.
Вторую группу образовательных программ составляют:
- программы начального профессионального образования – имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
- программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
- программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;
- программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.
Образовательные программы
могут предоставляться
Помимо классификации, данной в Законе РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды образовательных услуг.
По длительности предоставления:
- долгосрочные (обучение в общеобразовательной школе, вузе и т.п.);
- среднесрочные (повышение квалификации, переподготовка кадров и т.п.);
- краткосрочные (например, отдельные курсы, лекции, тренинги, инструктажи).
По используемым методам обучения: традиционные, программы проблемного обучения, программы, основанные на анализе деловых ситуаций и т.п.
По способу оплаты услуг: платными, условно бесплатными.
В этой связи важно отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть: государственными, муниципальными и негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится образовательное учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Интересно, что согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же.